Токен токену рознь: что на самом деле будет продавать биржа Currency․com и действительно ли она легальна?

Токен токену рознь: что на самом деле будет продавать биржа Currency․com и действительно ли она легальна?

Недавно DeCenter делал обзор белорусской «биржи токенизированных активов» Currency.com. 28 мая один из ключевых инвесторов проекта, российский бизнесмен Саид Гуцериев в интервью российскому Forbes рассказал, что еще до конца месяца Currency.com выйдет из стадии бета-тестирования и начнет регистрацию новых пользователей. По его словам, в листе ожидания уже записано около 150,000 человек.

Currency.com позиционирует себя не как очередная криптобиржа, но как первая в Европе регулируемся торговая платформа и как первая площадка по выпуску и операциям с «токенизированными активами».

Однако не все эксперты полностью согласны с этими утверждениями: регулирование торговли криптовалютами в Евросоюзе и других странах все еще находится в разработке, как нет и стандартов по токенизации активов. Насколько в действительности легальна Currency.com и что проект понимает под токенизацией с юридической точки зрения, DeCenter узнал у экспертов.

Артем Толкачев, гендиректор Sputnik DLT, основатель биржи Tokenomica:

Юридическую модель Currency.com мы оцениваем позитивно. Площадка получила право осуществлять деятельность оператора крипто-платформы в значении Декрета «О развитии цифровой экономики». Но единое международное регулирование криптовалютных бирж отсутствует, поэтому необходимо обращаться к правилам и требованиям каждой конкретной юрисдикции.

Что касается привлечения иностранных клиентов, то это в первую очередь зависит от предлагаемых продуктов (активы, которые обращаются на бирже) и наличия операционной структуры (прежде всего, возможность работы с иностранными банками и другими участниками финансового рынка).

С точки зрения регистрации биржи в Беларуси и ее правовой модели мы не видим каких-либо существенных ограничений по привлечению клиентов. Насколько нам известно, в настоящий момент основное количество клиентов приходит из стран СНГ, однако есть также пользователи и из других стран.

Говоря о токенизации активов, в нашем понимании есть два ее вида. Первый — когда при получении токена переходит собственность на актив. На наш взгляд, это наиболее перспективный тип токенизации. Второй — когда при получении токена собственность на актив не переходит, но у владельца токена появляется право требования на актив или его стоимость к оператору или эмитенту. Именно этот вариант и используется на платформе.

Соответственно, происходит токенизация, скорее, не самого актива, а права требования к третьему лицу по поводу этого актива. Это промежуточный вариант, который, хоть и имеет некоторый смысл, но все же является пилотным вариантом. Полагаем, что с дальнейшим развитием законодательства токенизировать можно будет уже и реальные активы без привлечения в структуру третьего лица.

Исходя из описанной выше модели токенизации, которая используется Currency.com, возможность токенизации облигаций других государств и частных организаций зависит от возможности приобретения площадкой данных активов. Этот вопрос должен анализироваться отдельно в зависимости от юрисдикции. Насколько нам известно, в данный момент биржей прорабатываются иные сценарии токенизации.

Мария Андрианова, юридический советник Health Graphix:

Если мы понимаем под термином «легальность» биржи Currency.com соответствие специальному правовому режиму, установленному Декретом «О развитии цифровой экономики», то площадка может считаться легальной. Но если оставить Currency.com один на один с, например, белорусским законом о рынке ценных бумаг, то ситуация может развернуться негативным для платформы образом.

Кроме того, география Currency.com достаточно широка. Запрещенными юрисдикциями являются, в соответствии с правилами платформы, только США и страны с высоким уровнем риска.

Например, платформа позиционирует себя (согласно «белой книге») как «первая европейская регулируемая биржа токенизированных ценных бумаг». При этом никакой информации о получении лицензий, безусловно, требующихся для ведения деятельности на территории Европейского союза, на сайте Currency.com нет. То же и в случае с Сингапуром, Австралией, странами Содружества наций…

Помимо этого, есть перевод сайта Currency.com на китайский язык, что говорит о том, что биржа ориентирована и на этот рынок, хотя там действует запрет на торговлю криптовалютами и проведение ICO. Это значит, что биржа косвенно не боится нарушить законодательство Китая.  Видимо, команда проекта продумала юридические риски и знает, как ими управлять.

Одним из доводов может быть то, что решение любого иностранного суда, принятое против платформы, необходимо исполнять — проще говоря, воздействовать на нее через белорусский суд. И вот тут вполне могут возникнуть возможности для маневров. На практике не так сложно бывает найти основания для того, чтобы в принудительном исполнении иностранного решения вежливо отказать.

Какой вывод можно из этого сделать? Биржа легальна на уровне Беларуси и пользуется поддержкой в высших эшелонах власти. В отношении других территорий, а в особенности Европейского союза — большой вопрос. Есть серьезные (но при этом управляемые и имеющие денежную оценку) риски, и многое зависит от того, есть ли у команды Currency.com стратегия по работе с такими рисками.

Текущая правовая модель, конечно, может привлечь международных инвесторов, особенно тех, кто не обладает статусом квалифицированных.

Сайт выглядит привлекательно: пользователя убеждают в серьезности всего происходящего сильные и уверенные формулировки. Процедуру регистрации аккаунта и KYC проходить легко и приятно. И добавляет привлекательности то, что даже регулируемые биржи время от времени терпят убытки в результате мошеннических действий, а эта платформа — новая, негативной истории пока нет.

Касательно институциональных инвесторов — опять же, вижу определенный потенциал. Сайт говорит с посетителями на языке рынка ценных бумаг. При этом далеко не каждый читатель пойдет в раздел «Условия», чтобы ознакомиться с определениями терминов, используемых на платформе. Делаются отсылки к терминологии рынка ценных бумаг, а также к терминам, имеющим традиционно совершенно другое значение. Все это выглядит достаточно убедительно.

Касательно регистрации биржи в Республике Беларусь и ее привлекательности для международных инвесторов — не берусь принимать решение за них, но я бы потенциальному инвестору указала на риск, связанный с тем, что платформа — проект сильно политизированный, зависимый от спецрежима, а значит при смене власти он подвержен повышенным рискам. Также надо понимать, что спор, в случае возникновения такового, будет разрешаться на территории Беларуси судом, который может быть не совсем в курсе специфики Currency.com. Но все эти риски, опять же, при грамотном подходе вполне возможно минимизировать.

Что касается токенизации, то, если не обращаться к «словарю» Currency.com, это вызывает ассоциации с секьюритизацией. А у специалиста старой школы при упоминании слова «секьюритизация» сразу же возникает ассоциация с обеспечением активами, поскольку официально этот термин означает одну из форм привлечения финансирования путем выпуска ценных бумаг, обеспеченных активами. Термин «токенизация» как будто создан для того, чтобы вызывать комфорт, связанный с существованием этого гипотетического обеспечения реальным активом.

Невозможно сделать заключение о том, как именно происходит процедура токенизации на платформе Currency.com без возможности посмотреть на все документы, которые лежат в основе процессов. Однако если обратиться к Условиям использования платформы, то они дают однозначное понимание термина «токенизация» авторами платформы: предусматривается привязка к цене актива, а не к самому активу. И в случае проблем вопросы возникнут не к эмитенту «токенизированной» ценной бумаги, а к эмитенту токена.

Законодательство о ценных бумагах в Беларуси можно описать как техническое, сухое и традиционное. Термин «токенизация» в него не внесен. Облигации — это традиционные инструменты, для которых есть установленная процедура. Для токенизации же пока нет отдельного регулирования.

Екатерина Малярова, преподаватель программы дополнительного образования Blockchain Lawyers:

Оценивать легальность чего-либо стоит в первую очередь исходя из законодательного регулирования, действующего на территории того государства, где это самое что-либо имеет место. И с этой точки зрения биржа легальна. Ее структура и основы функционирования в полной мере согласовываются с действующим законодательством Республики Беларусь.

Что касается международного законодательства, здесь все сложнее, и речь стоит вести о национальном законодательстве других государств, а не о международном регулировании. На мой взгляд, здесь все не так радужно. Очевидно (и это уже обсуждалось экспертами), что работа биржи не до конца прозрачна, что предопределяет отсутствие надежных механизмов по борьбе с отмыванием денежных средств добытых преступным путем. Либо, если сформулировать корректнее, существующие механизмы неубедительны.

Что касается токенизации облигаций других государств, здесь все достаточно просто. При соблюдении требований к эмиссии и при наличии на то воли конкретного государства это может быть вполне легальным инструментом.

Подписаться
на DeCenter в Telegram