Cтоит ли блокчейн-стартапам подружиться с крупными венчурными инвесторами?
Хотя у крипто-индустрии нет централизованного хаба и локации, из которой она управляется, сама идея децентрализации является связующим звеном для всех игроков крипто-индустрии. Некоторые крипто-энтузиасты и вовсе советуют блокчейн-проектам не связываться ни с корпорациями, ни с большими деньгами. Тем не менее сейчас из-за общемирового ажиотажа вокруг крипты на рынке появилось слишком много скама и неперспективных предприятий. Таким образом, чтобы удержаться на плаву и выделиться среди аналогичных проектов, стартапам жизненно необходимо солидное финансирование, оперативно обеспечить которое как раз и могут корпорации, в которых сконцентрированы основные деньги и власть.
Лед тронулся: венчурные инвестиции в блокчейн-стартапы
Несмотря на то, что отношения между блокчейн-проектами и капиталами пока вряд ли можно назвать безоблачными и лишенными сложных противоречий, примеров финансирования блокчейн-стартапов венчурными капиталами уже предостаточно. «Если обратиться к практике ICO, то можно заметить, что стартапы уже достаточно давно обращаются к венчурным фондам. Более того, большая часть инвестиций на сегодняшний момент приходит от институциональных инвесторов», — поделился мнением с DeCenter Роман Забуга, представитель криптобанка Wirex.
Еще в 2016 году компания Ripple выручила $55 миллионов от Accenture Ventures, Standard Chartered, венчурного подразделения Siam Commercial Bank и SBI Holdings. Еще свою долю бизнеса получили Santander Innoventures, CME Group, Seagate Technology и Venture 51.
Недавно Circle сообщила о привлечении $110 миллионов. Среди инвесторов оказались такие фонды, как Pantera Capital, IDG Capital Partners, General Catalyst, Accel Partners, Digital Currency Group, Blockchain Capital, а также Bitmain — огромная китайская компания, производящая оборудование для майнеров.
В общем, взаимодействие стартапов и фондов уже происходит. «Противоречит ли такой союз самому духу блокчейна или нет — в большей степени философский вопрос. Развитие технологии и всей отрасли зависит от признания со стороны государства и прихода больших денег. Для масштабирования и популяризации блокчейна в широкие слои населения и остальные сферы рынка это необходимые условия», — добавил господин Забуга.
А другие фиатные капиталы?
Тем не менее очевидно, что основные крупные доли инвестиций принадлежат непосредственно блокчейн-фондам или корпорациям, так или иначе связанным с крипто-индустрией. Что же касается инвестиций со стороны больших денег, далеких от блокчейна, то здесь ситуация обстоит сложнее. Пока большие капиталы ведут себя настороженно. Хотя и здесь заметно некоторое потепление в отношениях между крипто-сообществом и крупными акулами фиатного мира. Например, еще в январе Джордж Сорос, крупный американский трейдер, финансист, инвестор и филантроп, довольно резко высказывался о волатильности криптовалют, связывая ее с мировыми диктаторами, при этом выкупив долю Overstock.com — крупной розничной площадки, принимающей криптовалюту.
У банковской сферы отношения с блокчейном еще более неопределенные. Многие из игроков этого рынка продолжают настаивать на том, что блокчейн и криптовалюты — это не одно и то же, и пока последнюю нельзя рассматривать в качестве альтернативы фиатным деньгам. «Тем не менее у криптовалют есть два потенциально интересных направления применения: использование в качестве замены «бонусов» в программах лояльности и как инвестиционный инструмент. Инвестирование с помощью фандрайзинга и краудинвестинга на блокчейне может стать достойной альтернативой венчурным фондам, кредитованию и иным способам привлечения средств для бизнеса. Дальнейшее же его развитие напрямую зависит от регулирования, участников рынка и общемировых трендов. Мы рассчитываем, что в обозримом будущем использование криптовалют и токенов в качестве цифровых активов займет свою нишу и из источника хайпа превратится в полезный финансовый инструмент», — рассказал DeСenter Сергей Русанов, член правления и руководитель IT-блока банка «Открытие».
О самой технологии в банковской среде тоже высказываются неоднозначно. «Блокчейн привнес высокую степень верифицируемости, но в то же время усложнил концепцию распределенных реестров. Как результат, в большинстве ситуаций применение блокчейна избыточно. Весь его функционал с запасом покрывается классическими реляционными СУБД, например, в облачном варианте использования, сервисы которых обеспечиваются провайдером с необходимым SLA. Однако существуют единичные сценарии, в которых блокчейн действительно полезен: когда нет необходимости в осуществлении быстрых транзакций, а данные передаются между участниками без взаимного доверия и должны записываться и храниться ими. Например, на инвестиционных биржах и в логистике существуют процессы, в которых верифицируемая цепочка переводов и смарт-контракты очень востребованы, добавил Сергей Русанов.
На сегодняшний день сложно сказать, каким будет взаимодействие между венчурным капиталом и блокчейном в будущем. Но любая революционная технология по началу всегда с большим скепсисом воспринималась обществом и большими капиталами. С другой стороны, возможно, что и стартапам, заинтересованным в крупных венчурных инвестициях, стоит занять более дипломатичную позицию относительно централизованных корпораций.