Декрет заработал: изменения в белорусской IT-среде в преддверии вступления Декрета в силу
Уже сегодня, 28 марта 2018 года, вступает в силу принятый в Беларуси в конце прошлого года и наделавший много шума Декрет «О развитии цифровой экономики».
Как белорусская IT-сфера и чиновники готовятся к вступлению нового регулирования в силу рассказала Надежда Хаданович, адвокат Адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнеры» (Беларусь, Минск).
Перед вступлением Декрета в силу достаточно большая работа была проделана со стороны государственного сектора и администрации Парка высоких технологий. Можно с уверенностью говорить, что степень готовности к вступлению по-настоящему инновационного для Беларуси регулирования достаточно высокая — на всех уровнях есть понимание того, что делается, каким образом и для чего. Уже сейчас можно сказать, что опасения, которые высказывались касательно создания некоего «крипто-капкана», не оправдали себя.
Вместе с тем вся сфера криптовалют в Беларуси — это один большой IT-стартап в рамках ПВТ, так как многие компании все еще присматриваются и осторожничают, а другие уже находятся в высокой степени готовности ко вступлению в Парк, отбросив любые сомнения в пользу выбора Беларуси как юрисдикции для своей деятельности.
13 марта 2018 года наблюдательным советом ПВТ было зарегистрировано 46 новых компаний — резидентов Парка. Это новое пополнение уже окрестили в белорусских СМИ «IT-паломничеством». Причем подавляющее большинство из вновь принятых компаний (25) были созданы с привлечением иностранных инвестиций (напоминаем, что резидентом ПВТ может выступать только белорусское юридическое лицо или же индивидуальный предприниматель).
В частности, реестр резидентов ПВТ пополнило ООО «МэпДэйта» — R&D центр компании Mapbox International Inc. (США). Материнская компания является разработчиком одной из ведущих мировых платформ для определения местоположения, картографирования и проектирования в режиме реального времени. Белорусская компания специализируется на разработке технологий и программных продуктов для беспилотных автомобилей с использованием компьютерного зрения и машинного обучения.
Еще один новый резидент — ООО «Игро Тэк» — является белорусским центром разработки игровых проектов Mail.Ru Group.
Среди направлений деятельности других новых резидентов значатся:
Разработка ПО в сфере искусственного интеллекта (нейронные сети, машинное обучение, компьютерное зрение) и AR;
Разработка ПО в сфере сбора, обработки, анализа BigData;
Разработка программно-аппаратных комплексов в сфере интернета вещей.
Конечно, есть среди новых резидентов и те, кто реализует проекты с внедрением блокчейна:
Проект Скорум занимается разработкой спортивной медиа-платформы на основе блокчейна;
Компания Тотал Геймз специализируется на разработке мобильных игр с использованием технологии.
Ожидается, что первые криптобиржи и криптообменики будут зарегистрированы в качестве резидентов Парка уже в апреле.
Для такой регистрации ключевые моменты, связанные с обеспечением оборота криптовалют, уже проработаны со стороны государственного аппарата.
Противодействие легализации (отмыванию) доходов (ПОД/ФТ — AML)
15 февраля Национальным банком были приняты изменения и дополнения в Инструкцию о требованиях к правилам внутреннего контроля для банков и иных финансовых организаций в сфере ПОД/ФТ (AML). Было закреплено, что криптобиржи и крипто-обменники относятся к клиентам, работа с которыми, при оценке вектора «Риск по профилю клиента», сопряжена с факторами, повышающими степень риска.
Систематически осуществляемые клиентом финансовые операции, связанные с куплей-продажей токенов, были отнесены к факторам, повышающим степень риска финансовых операций, при оценке вектора «Риск по видам операций».
При этом банки в собственных правилах внутреннего контроля вправе конкретизировать и дополнять упомянутые выше факторы для оценки того или иного вектора.
Критериями выявления и признаками подозрительных финансовых операций в сфере обращения криптовалют являются следующие:
Осуществление клиентом финансовой операции в размере, близком по значению или превышающем 1000 базовых величин (около $12,600), связанной с покупкой или продажей токенов за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги, если это не обусловлено характером деятельности клиента и (или) отсутствует источник происхождения денежных средств;
Осуществление клиентом финансовой операции в размере, близком по значению или превышающем 1000 базовых величин (около $12,600), связанной с покупкой или продажей токенов за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги у нерезидентов без участия резидента Парка высоких технологий.
Отметим, что при осуществлении клиентом операции, связанной с покупкой или продажей токенов за денежные средства (электронные деньги) не через резидента ПВТ в приведенном выше размере, банк вправе, в частности, принять решение о приостановлении или отказе в осуществлении такой финансовой операции.
Бухгалтерский учет
6 марта Министерство финансов определило порядок бухгалтерского учета токенов путем утверждения Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Цифровые знаки (токены)». Стандарт закрепил, что полученные организацией токены принимаются к бухгалтерскому учету в зависимости от способа их получения и предполагаемого назначения. Отдельно отмечено, что собственные токены, созданные организацией для размещения (то есть для проведения ICO и листинга на криптобирже), к бухгалтерскому учету организации не принимаются.
Также Стандартом определено, что токены принимаются к бухгалтерскому учету организации по первоначальной стоимости.
Первоначальная стоимость приобретенных токенов, принятых к бухгалтерскому учету, принимается равной стоимости их приобретения (стоимости обмененных на них токенов другого вида), увеличенной на сумму операционных затрат.
Первоначальная стоимость безвозмездно полученных токенов принимается равной стоимости, определенной с использованием установленных в положении об учетной политике организации методов, обеспечивающих надежную учетную оценку токенов, увеличенной на сумму операционных затрат.
Первоначальная стоимость токенов, возникших (добытых) или полученных в результате майнинга, принимается равной их фактической себестоимости, включающей связанные с осуществлением майнинга прямые затраты (к примеру, расходы на электроэнергию) и распределяемые переменные косвенные затраты за отчетный период.