Евгений Гордеев: 2018 — год массовых сервисов и цифровых товаров на блокчейне
Мы взяли большое интервью у Евгения Гордеева, где он поделился своими прогнозами на 2018 год. Он рассказал о дальнейшем развитии блокчейна и сопутствующих технологиях, о криптовалютах и инвестировании в крипторынок, а также о своем отношении к ICO, госрегулированию и национальных цифровых валютах.
О перспективах развития блокчейна
На сегодняшний день мы имеем интернет, разделенный на три зоны: интернет информации, интернет вещей и только формирующийся интернет ценностей. Интернет информации — это то, что мы имеем последние 25 лет в привычном нам интернете. Интернет вещей — это то, что мы сейчас только начинаем получать, когда автономные устройства коммуницируют между собой и производят какие-то товары, блага, услуги. И последние 10 лет на примере блокчейна мы имеем уникальную историю с интернетом ценностей, где в основе всего лежит хранение и передача ценностей без их дублирования. В этой связи, когда мы имеем некую среду, в рамках которой есть уникальные единицы обмена и хранения, мы получим некий фундамент для более плодотворной коммуникации социума в целом.
Блокчейн совместно с интернетом вещей позволит устройствам с развитым искусственным интеллектом наладить обмен не просто информацией, а капиталом между друг другом. Устройства, которыми мы владеем, будут коммуницировать с устройствами, которыми владеют другие люди или корпорации, или даже государства. Между собой они будут оплачивать или компенсировать действия друг друга на полностью автоматизированном уровне. Не могу сказать, что это произойдет в 2018 году, но уверен, что именно блокчейн послужит системой взаиморасчетов между искусственным интеллектом будущего.
Сейчас мы находимся на пороге новой парадигмы, где не человек и даже не корпорации будут что-то производить, а искусственный интеллект в виде машин или в виде программного кода будет создавать блага, при этом принимая ровно столько денег в оплату своих услуг, сколько ему требуется. Он будет работать 24 часа в сутки, семь дней в неделю, без выходных, без пособий, без больничных. Более того, государства мира будут бороться за то, чтобы разрабатывать искусственные интеллекты, которые смогут с помощью блокчейна и с помощью криптовалют зарабатывать для этих же самых государств. Почему именно искусственный интеллект? Потому что сейчас уже есть ряд отраслей, где искусственный интеллект превосходит по своей производительности человеческий труд. Я вижу, что уже через пять лет будут существовать автономные децентрализованные системы, оказывающие услуги с помощью развитого искусственного интеллекта и принимающие к оплате только криптовалюты.
Говоря про 2018 год, первыми адептами новой технологии станут так называемые Identity Management — системы, которые позволяют один раз провести аутентификацию человека в рамках какого-то блокчейн-проекта, а потом со 100% гарантией авторизовываться этим профилем в любые другие аналогичные системы, что сейчас, при прошлом уровне развития технологий, потребовало бы огромных денег с точки зрения безопасности.
И второй момент, если говорить про тренды на 2018 год, — мы увидим очень большое количество мелких проектов, даже не малых, не средних, а именно мелких на одного-двух пользователей, которые будут использовать блокчейн для решения каких-то собственных потребностей. Я имею в виду прежде всего мобильные приложения, где пользователи даже не будут знать, что это все сделано на блокчейне. Я думаю, что 2018 год станет годом массовых сервисов и цифровых товаров, реализованных на блокчейне.
О криптовалютах: сети, форки, и перспективы
Сегодня мы имеем блокчейны, которые являются некой альфа-версией того, что мы получим через 20 лет в виде коммерческой версии. Уверен, когда новый игрок увидит, что конкретно нужно конечному потребителю, у блокчейна появится несколько витков развития. При этом, скорее всего, через 20 лет ни биткоин, ни эфир не станут лидерами рынка. Как только игроки на рынке поймут, что нужно массовому пользователю, они мгновенно сделают несколько версий этого продукта. Пример очень простой — до Facebook был Myspace. Myspace — это примерно то же самое, что Ethereum в наше время. До Google была AltaVista. До WhatsApp был Skype. WhatsApp увидел еще более узкую потребность людей, чем Facebook — это коммуникация один на один в виде текста. И он стал более популярен, чем Skype просто потому, что появилась новая среда для использования — смартфоны.
Будем трезво смотреть на вещи: эфир сейчас очень медленный. И он очень дорогой для того, чтобы запускать на нем какие-то массовые продукты. Но он и находится сейчас на том уровне развития, когда мы понимаем, что это тоже некая альфа-версия будущего продукта, где будут очень быстрые транзакции, они будут очень безопасные, там будет много видов смарт-контрактов. Не стоит к этому относиться как к конечной точке развития системы. К этому надо относиться как к тестовому набору инструментария, с помощью которых можно создать какой-то прототип и с ним работать. Именно поэтому я говорю, что не надо делать ICO или проекты, которые обещают через год-два с помощью своих ютилити-токенов что-то реализовать, потому что, возможно, через два года будет не эфир, а Виталик Бутерин придумает эфир 2.0 какой-нибудь.
В ближайший год я вижу развитие криптовалют, во-первых, в изменении алгоритма консенсуса. Все хотят идти в PoS (Proof of Stake), потому что это более интересная методика майнинга, в которой могут участвовать практически все, даже мобильные устройства. Во-вторых, будет ускорение транзакций, то есть пропускная способность будет увеличиваться с помощью таких решений как Lightning Network. И будет, конечно же, проделана большая работа по выводу блокчейна в более потребительский вид, то есть будут создаваться SDK (Software Development Kit) или API (Application Programming Interface), с помощью которых любой желающий может делать свои приложения.
Однако я не верю в то, что криптовалюты станут массовым платежным инструментом. Мы сейчас имеем не просто новую форму денег: вот они были золотые, потом они стали бумажные, потом они стали электронные. Нет. Мы имеем абсолютно новую систему взаиморасчетов, где нет третьей стороны, где денег может быть миллионы вариантов. То есть частные деньги — это будущее блокчейна, если мы говорим про криптовалюты. И драйвером станут сервисы, которые опираются на криптовалюты или на блокчейн-технологии, которые просто захватят умы людей. По этой же причине я не думаю, что криптовалюты вытеснят фиат. Эмоджи не вытеснили улыбки людей на фотографиях. Фиат всегда останется фиатом. Он будет умирать потихонечку, так же как газеты потихонечку умирают по отношению к интернету.
Что касается форков сетей, то, если честно, я считаю, что это чудачество. Я не видел пока ни одного форка, который бы хоть в какой-то мере был интересен. Даже биткоин кэш лишь отчасти поддерживает первичную идею Сатоши Накамото о том, чтобы была некая демократия и децентрализация. Соответственно, мы видим, что эти все форки никаким образом не влияют на состояние самой сети, а если они не влияют никаким образом на состояние самой сети, значит они ничего нового не создают. А их рост происходит за счет определенного маркетинга. Да, у них маленькая комиссия за транзакции и большая скорость — но, когда пару лет назад биткоин стоил $1,000 и в сети было мало пользователей, там тоже транзакции стоили дешево и всех все устраивало.
Вектор развития криптовалют будет примерно такой: у тебя есть криптокошелек, на котором ты можешь потреблять какие-то криптоуслуги, которые оказываются сервисами, размещенными в блокчейне. И этот объем услуг с каждым годом будет все больше, больше и больше. Так будут возникать центры капитала у каких-то компаний или у каких-то индивидуумов. И дальше этот капитал будет распределяться между своими подрядчиками или акционерами. Поэтому, я думаю, что главной движущей силой по росту криптовалютного и блокчейн рынка станет массовое применение блокчейна в различных микро-экспериментах.
Об инвестировании в крипторынок
Все будет зависеть от того, кто и во что инвестирует: если мы говорим просто про вход крупных институциональных инвесторов в блокчейн-проекты, то это один подход. Там у всех могут быть совершенно разные виды своих мандатов, на основе которых они могут что-то инвестировать. Например, Polychain Capital — один из крупнейших фондов в мире в блокчейне — инвестирует в проекты, которые, прямо скажем, ничем особенно на рынке не отличаются, это не сверх-идеи, которые совсем бы сносили голову. По-моему, там половина портфеля — это общеизвестные монеты типа зеткэш, эфир, лайткоин. Это один подход.
Второй подход — это венчурный. Многие хедж-фонды инвестируют точечно в интересные проекты именно фиатом в рамках SAFT либо под конкретную эмиссию уже существующих проектов.
Ну и массовый инвестор, о котором так все пекутся, говоря, что он будет свои деньги инвестировать в сомнительные проекты, а сомнительные проекты потом не выстрелят и так далее. Такой инвестор всегда вкладывается в массовые проекты, поскольку у него нет достаточных знаний, чтобы проинвестировать в какие-то новые проекты. Ему проще пойти и отнести деньги туда, где они уже есть. Поэтому сейчас биткоин растет, потому что массовый инвестор идет и инвестирует в биткоин.
Что касается производных инструментов на криптовалюты, то здесь вообще очень сложно что-то предсказать. Психологически большинство игроков всегда играют в лонг, то есть в рост. Шортить биткоин или криптовалюты могут единицы, ведь для этого надо досконально знать рынок, потому что падение и крах рынка происходит всегда в несколько раз быстрее, чем его рост. Поэтому мой прогноз, что все будут играть в лонг до тех пор, пока люди не начнут понимать, от чего зависит биткоин и криптовалюты в целом. Как только люди поймут, от чего все это зависит, они начнут уже играть в шорт. И тогда у нас появится некий консенсус по цене, потому что будет несколько разнонаправленных движений с разной силой.
Лично мне очень интересны все ТОП-10 криптовалют. Если криптовалюта стала популярной настолько, что по капитализации входит в ТОП-10, значит она пользуется спросом — на нее стоит обратить внимание и разобраться, что же она в себе несет.
О перспективах ICO
Сейчас ICO — это просто красивая история, под которую можно собрать много криптовалют. Потому что они либо используют токены для того, чтобы зафиксировать некое акционерное право участников, либо для того, чтобы выпустить ютилити-токен, и он мгновенно становится конкурентом любой компании, которая будет оказывать примерно такие же услуги, но, например, не на блокчейн. Для конечного пользователя все равно — на блокчейне это сделано или нет. А если нет массового рынка, то нет большого дохода. Соответственно, как только появляется массовый рынок и рядом будет стоять проект не на блокчейне, который будет в пять раз дешевле, то людям будет плевать, сделано это на блокчейне или нет. А так как на блокчейне куда больше неизвестных, чем на обычных проектах, то шанса у блокчейн-проекта меньше.
Думаю, выживут те ICO, которые относятся к категории маркетплейса. Те же самые криптокотики — эти типичные ICO с элементами маркетплейса, где один продает криптокотика другому, и любой участник может быть одновременно и продавцом, и покупателем.
Также я делаю ставку на проекты, связанные с идентификацией и с персональными данными пользователей. Сейчас у всех государств мира есть некая монополия на персональные данные людей. Это неправильно, потому что человек сам вправе распоряжаться своими персональными данными, включая те данные, которые он сам создает и производит. Даже его кредитный рейтинг — это его личная заслуга или, наоборот, провал.
ICO же само по себе пойдет в сторону создания частных денег, которые будут использоваться в рамках определенных сообществ. А так ICO по принципу акционерных прав — это совсем другое дело. Я не говорю, что они не имеют право на жизнь, возможно, очень многие будут успешными, но это не тот рынок, ради которого создавался блокчейн. Более того, большая часть проектов ICO на сегодняшний момент не реализовали тот потенциал, который блокчейн дает.
Я думаю, что реально крупные и реально рабочие ICO появятся в следующем году. И это будет, скорее всего, проекты компаний, которые имеют очень большой опыт в хайтек-отрасли и которые будут применять блокчейн именно там, где его стоит применять. Когда выйдут эти компании, то котировки текущих проектов просто очень сильно обвалятся. Поэтому единственный совет, который я могу дать текущим компаниям, которые провели ICO — это как можно быстрее запускать продукт, чтобы люди уже увидели, что что-то есть.
О токенизации активов
Токенизация различных активов — это огромный пласт, потому что большая часть активов, которую мы сейчас видим на рынке, очень сложно управляется. Если мы говорим про токенизацию, то мы говорим про то, чтобы сделать одни рынки более удобными, а другие рынки более ликвидными. То есть если кто-то хочет купить одну миллионную какой-нибудь дорогой картины, это будет возможно с помощью блокчейна.
Главный вопрос здесь не в том, какие активы будут токенезированы, а в том, какие будут пользоваться большим спросом. Ведь практически все можно токенизировать. Я думаю, что очень популярным объектом для токенизации станет, конечно же, золото, потому что оно на протяжении последних пяти тысяч лет бессменный лидер в категории «Деньги». Все остальное — либо товар, либо услуга, либо валюта и так далее. А вот золото — это деньги-деньги.
Второй актив, который можно было бы токенизировать, — это какой-то повсеместный, то есть понятный и используемый миллионами людей, либо товар, либо услуга, унифицированная по всему миру. Может чашка кофе, потому что это всем понятно.
О госрегулировании и национальных цифровых валютах
Государство может регулировать только то, что ему подчиняется — конкретных граждан, хозяйствующие субъекты и так далее. Блокчейн регулировать невозможно, можно регулировать только интерфейсы в блокчейне. То есть, например, есть блокчейн Bitcoin, ему все равно на любые государства, он децентрализованный, автономный, поддерживается миллионами пользователей и никакие санкции против блокчейна не реализуемы. Но интерфейс, который позволяет гражданину США покупать за доллары биткоин, конечно же, может быть регулирован.
При этом стоит помнить, что держателей биткоинов не существует. Есть лишь адрес с набором ключей, а оператор этих ключей имеет право направить биткоин дальше. Оператором этих ключей могут быть 100 человек или 100 компаний или, что еще интереснее, 100 искусственных интеллектов, в которых просто заложен алгоритм, который запущен кем-то, а возможно даже другим искусственным интеллектом. И в данном случае возникает вопрос — кто владелец? Никто. Сеть владеет всеми биткоинами. Кто оператор? Оператор тот, у кого есть ключи. На каком основании он оператор? Ни на каком, просто у него есть ключи. Является ли его оперирование некой кредитной или дебетовой операцией? Никто не знает. Поэтому невозможно регулировать то, что создано, чтобы быть нерегулируемым. Но будут попытки регуляции со стороны старого мира, старых систем, которые попытаются подключиться к блокчейну.
А вот создание национальных цифровых валют я считаю абсолютно своевременной идей. Потому что государство на уровне Центрального Банка может выпустить криптовалюту, полностью обеспеченную запасами этой валюты в своих хранилищах или в виде векселей, чего угодно. И запустить достаточно классную, прозрачную и при том децентрализованную сеть обмена этими крипторублями, если говорить про крипторубль. И принимать эти крипторубли при сборах налогов.
Я думаю, что государства с помощью блокчейна смогут очень хорошо уменьшить, сократить свои расходы и добавить прозрачности к тому, что происходит. И это пойдет им же на пользу. Насколько мы знаем, председатель Внешэкономбанка Сергей Горьков организовывал встречу Виталику Бутерину с Владимиром Владимировичем Путиным. И это один из символов того, как госструктуры приходят в блокчейн.
И тем не менее, сейчас лучше быть наблюдателем, чем конкретным реализатором, поскольку все будет развиваться очень быстро и важно не совершить серьезных ошибок. Победит не тот, кто первым сделает правильный шаг в 2018 году, а тот, кто не подпишется под определенный вектор развития, требующий нескольких лет работы, и который его уведет в абсолютно неправильном направлении. Например, можно абсолютно точно отметить неправильный вектор развития ICO, который заточен на некое акционерное право и на привлечение людей в капитал компании. Непосредственно у криптовалют это тупиковая ветвь развития. Или, например, даже токенизация будущих услуг, когда компания запускает систему продажи токенов, чтобы за эти токены через год, через два, клиенты смогли купить что-то в их системе. За эти два года рынок может измениться настолько кардинально, что люди просто не захотят пользоваться теми услугами, которые предлагаются, и стоимость этих токенов просто уйдет в ноль.
В конце хотел бы подчеркнуть одну очень важную мысль — никто ничего не знает.