Форк и судебные иски: классический крипто-сценарий настиг Siacoin

Форк и судебные иски: классический крипто-сценарий настиг Siacoin

В январе Bitmain «без предупреждения» представила ASIC-майнер для Siacoin. «ASIC'и и повышенный хэшрейт полезны для сети Sia… ASIC-майнинг означает, что Sia защищена от атак 51%, даже если майнинг относительно централизован среди небольшого количества пулов и производителей», — написал в посте на Medium вице-президент по операциям Sia Зак Герберт, отмечая, что Sia были обеспокоены не самим появлением ASIC'а, а вторжением Bitmain, за которым тянется шлейф монополизации, вмешательства в разработку и попыток влияния на проекты в своих интересах. «Мы считаем Bitmain злодеем в крипто-пространстве», — написал Герберт.

Siacoin

Кровные узы

Герберт является вице-президентом по операциям не только в Sia, но и в Obelisk — компании, произоводящей майнинговое оборудование и конкурирующей с Bitmain. Однако один из этапов этой борьбы уже был проигран, и размер потерь — финансовых и репутационных — все еще может существенно возрасти.

Дело в том, что Obelisk «чуть-чуть» и весьма неожиданно опоздал с поставкой первой партии собственных ASIC'ов — Obelisk SC1 — которая была намечена на 30 июня. Таких сроков компания еще придерживалась в начале мая, а год назад основатель Sia (и Obelisk) Дэвид Ворик обещал, что в июне 2018 года состоится «последняя поставка», но компания намеревается «доставить [ASIC'и] на несколько месяцев раньше», возможно, уже в феврале. При этом на предпродажах своего оборудования Obelisk заработал $22 миллиона и уже закрыл предпродажи для всех пяти партий. Таким образом, опасность поджидает Sia не только извне — в лице «злодея-Bitmain» — но и изнутри: на данный момент компании угрожает как минимум два судебных иска из-за невыполнения условий сделки, то есть несоблюдения сроков поставки оборудования.

Встретимся в суде

Один из исков подал разработчик под ником RBZL, который ранее отвечал за поддержание связанных с Siacoin сайтов и веб-инструментов. Недавно он прекратил сотрудничество с проектом, сказав, что конфликт вокруг Obelisk застопорил развитие платформы. RBZL утверждает, что компания знала, что не сможет соответствовать графику поставок. Он назвал Obelisk «высокомерной и самонадеянной» компанией, говоря, что ее поведение было «пощечиной» ее же покупателям.

Год назад, в обсуждении на Reddit, Ворик не только утверждал, что «июнь 2018 — это самый пессимистичный прогноз», но и обещал «полное возмещение» средств в случае, если оборудование не будет поставлено в указанные сроки. «Этого комментария может быть достаточно, чтобы убить нас в суде», — сказал Ворик в недавнем разговоре с CoinDesk.

«Мне нет никакой личной выгоды в том, чтобы смотреть, как проект Sia идет ко дну, но они сделали многое для того, чтобы это произошло», — прокомментировал RBZL. Также он предоставил CoinDesk скриншоты личной переписки с Вориком, в которой тот признается, что Obelisk не может возместить убытки из-за недостатка средств: полностью спонсируемый с предпродаж ASIC'ов, Obelisk уже потратил все собранные средства на производство. «Мне кажется, нам было совершенно ясно, что мы не сможем пережить запросы на возврат средств», — писал Ворик в сообщении.

В разговоре с Coindesk Ворик подтвердил подлинность переписки, но отметил, что он «говорил на личном уровне и делился собственными страхами с модератором и лидером сообщества». Он сказал, что эти сообщения не должны быть интерпретированы как официальная позиция или заявление.

Еще один пользователь Siacoin под ником Bloqtwits также связался с CoinDesk, заявляя, что он представляет группу истцов, которые приобрели майнеры Obelisk и пытаются подать групповой иск. По последним данным, группа уже насчитывает 27 человек, а общая сумма требуемой ими компенсации может составить $150,000.

Положение Obelisk усугубляется тем, что судебные преследования компании могут отразиться и на Nebulous — стартапе, который занимается привлечением core-разработчиков для протокола Siacoin. В переписке, предоставленной RBZL, Ворик признает, что «Obelisk и Nebulous не полностью независимы», и предупреждает, что в случае судебного преследования «вероятно, что суд прикажет Nebulous также возместить убытки, на что [у компании] тоже нет средств».

«А если найдем?»

Некоторые истцы уверены, что обе компании располагают средствами для выплат компенсаций. Являясь разработчиком Siacoin, Nebulous также управляет хранилищем так называемых «средств Sia» — siafunds — доли смарт-контракта Siacoin, который был разработан для стимулирования развития проекта.

Трейдер Скотт Белл подсчитал, что объем фонда приблизительно равняется $56 миллионам (или равнялся в какой-то момент в 2018 году). «Я думаю, что [истцы] на самом деле не ищут справедливости, а видят юридический путь к средствам Nebulous через групповой иск», — сказал Белл в разговоре с CoinDesk.

Устранение конкурента

Тем не менее компания планирует справиться с Bitmain «классическим» способом — как ранее уже собирались поступить Monero и Ethereum — то есть просто изменить протокол, сделав его майнинговый алгоритм несовместимым с алгоритмом майнера Bitmain. Таким образом, в сети останутся только ASIC-майнеры Siacoin.

Это предложение на прошлой неделе было выдвинуто разработчиками Siacoin во главе с Вориком. «В ближайшие недели мы выпустим альтернативный Blake2b-алгоритм. Это предоставит сообществу Sia возможность осуществить форк и сделает все ASIC-майнеры Siacoin, кроме Obelisk, неприменимыми для форковой цепи», — написали Obelisk в электронном письме клиентам, отметив, что «на сегодня все сотрудники Nebulous и Obelisk поддерживают форк».

При этом не все члены сообщества согласны с таким решением, и на днях один из пользователей Reddit опубликовал пост под названием «Форк Siacoin от Obelisk ничем не лучше, чем DAO-форк Ethereum», отсылая к крупному расколу, который произошел в сообществе Ethereum после хакерской атаки на проект The DAO и в итоге привел к хардфорку, в результате которого возник Ethereum Classic.

А Скотт Белл возглавляет ту часть сообщества Siacoin, которая продвигает «активируемый пользователями софтфорк». Он должен передать право вносить изменения в протокол из рук корпоративного предприятия в руки самих пользователей. Кроме того, это предложение призвано защитить проект от лавины судебных исков, которые, по мнению Белла, являются атакой на сеть Siacoin. Он считает, что Nebulous для Siacoin жизненно необходим, и, если в суде против Obelisk пострадает и Nebulous, это может сильно навредить сети. «Больше не будет работающих [над проектом] разработчиков… и все, к чему мы прикладываем усилия, развеется, как дым», — сказал он CoinDesk.

Предложение Белла, опубликованное две недели назад, предполагает, что когда майнинговое оборудование будет выпущено, Obelisk должен вместе с ним предоставить майнерам исключительное право на добычу блоков в течение 3 месяцев, после чего в сеть смогут вернуться другие майнеры, и это будет своеобразной компенсацией за задержку поставок. «К сожалению, единственное решение, к которому мы можем прийти... — это расплатиться с людьми, угрожающими судебным преследованием», — сказал Белл.

Очевидно, приоритетным при внесении изменений в протокол является решение, выдвинутое core-разработчиками совместно с основателем проекта. Однако на прошлой неделе команда Sia пообещала рассмотреть предложение трейдера и вскоре дать официальный ответ.

При этом в разговоре с CoinDesk Ворик уже выразил свою позицию по предложению Белла, а именно: он не согласен с временным характером «изоляции» сети. «Если мы собираемся предпринимать активные меры по курированию нашего майнингового сообщества, то целью является создание здоровой, децентрализованной, открытой майнинговой экосистемы. Потому я не вижу смысла в переключении [между правилами допуска к майнингу]», — сказал Ворик.

Механизм запущен

На данный момент Obelisk сообщил о начале поставок, которые осуществляются с 17 августа, и предприятие намерено отправить «сотни» майнеров на этой неделе. «Мы все еще планируем доставить все майнеры первой партии до конца августа», — написала компания в мессенджере Discord на прошлой неделе.

В том же электронном письме клиентам Obelisk очерчивает политику возвратов, но по факту она остается столь же туманной и нисколько не свидетельствует о том, что компания твердо стоит на ногах. «Мы компенсируем покупателям первой партии их ожидаемый майнинговый доход… который [они] бы получили в период с 30 июня и до дня поставки. На сегодня это примерно по $90 за каждый SC1», — сообщила компания, также отмечая, что эта политика будет распространяться и на 2−5 партий в случае их задержки.

Звучит хорошо, но далее Obelisk поясняет: «В зависимости от финансового положения Obelisk после поставки 5 партии, выплата компенсаций всем клиентам может занять несколько месяцев или больше». При этом даже в случае, если эта выплата произойдет, ее условия не самые привлекательные: «Мы начнем высылать компенсации в какой-то момент после поставки 5 партии. Obelisk вычислит вашу ожидаемую прибыль от майнинга, основываясь на хэшрейте в 800 гигахэш в секунду… Компенсация будет [выплачиваться] в долларах, из предположения, что вы ежедневно обменивали намайненные монеты и что ваши энергозатраты были нулевыми».

В разговоре с CoinDesk Ворик признал сложность ситуации и неопределенность ее исхода: «Сейчас все слишком хаотично... Мы пытаемся сделать все правильно, но для нас неясно, какой выход в данном случае лучший», — сказал он, также отметив важность постепенного и обдуманного принятия решений. На данный момент Ворик сосредоточен на поставках оборудования, поскольку «что-то настолько значительное, как форк, никогда нельзя торопить».

Подписаться
на DeCenter в Telegram