«Героиня, которую заслужил крипто-мир»: Элизабет Старк, основательница Lightning Labs, о проблемах биткоина

«Героиня, которую заслужил крипто-мир»: Элизабет Старк, основательница Lightning Labs, о проблемах биткоина

«Супервумен» Элизабет Старк является соосновательницей и CEO проекта по масштабированию блокчейна Bitcoin, Lightning Labs. Также она является сотрудником Coin Center — некоммерческого исследовательского центра, который защищает блокчейн-проекты и выступает за разумное регулирование области, эдвайзером проекта Comma.ai, который разрабатывает системы автопилотирования для автомобилей, и соосновательницей Open Video Alliance — объединения, выступающего в защиту свободы слова в видеороликах. В 2012 году Старк принимала участие в протестах против законопроектов SOPA и PIPA, которые, по мнению их противников, предлагали слишком суровые меры наказания за нарушение авторских прав за пределами США и могли серьезно навредить свободе слова в интернете.

Элизабет родилась в Бруклине, Нью-Йорк, получила степень доктора права в Гарвардском университете и затем продолжила научную деятельность: стала членом Центра интернета и общества Беркмана Кляйна при Гарварде, была приглашенным профессором в проекте информационного общества Йельского университета, в Стэнфорде и Йеле читала лекции на темы одноранговых технологий, будущего интернета, ПО с открытым исходным кодом и онлайн-конфиденциальности. Элизабет также принимала активное участие в работе стэнфордского акселератора стартапов StartX и развитии Стипендии Питера Тиля, обеспечивающей материальную поддержку молодым предпринимателям, которые бросают учебу для реализации собственного проекта.

И, конечно, Старк можно отнести к одним из самых активных контрибьюторов биткоин-сообщества. В интервью, вошедшем в документальный фильм Мануэля Стагарса «Блокчейн и мы», Старк говорит о трех главных, по ее мнению, проблемах, связанных с технологией блокчейна и интеграцией биткоина в повседневные микро-транзакции.

Во-первых, это масштабируемость: блокчейн биткоина записывает историю всех когда-либо проводившихся транзакций. При этом максимальная скорость обработки транзакций составляет от 3.3 до 7 в секунду, среднее время создания блока — 10 минут, лимит блока — 1 Мб, что в совокупности приводит к созданию «бутылочного горлышка» при обработке большого количества транзакций. Недавно на публичный блокчейн как главную проблему биткоина обратил внимание Эдвард Сноуден: «Это просто несовместимо с механизмом, нацеленным на долгосрочную торговлю, потому что невозможно сохранять историю всех покупок, которые человек совершил за свою жизнь, при этом предоставляя другим доступ ко всем проведенным операциям».

Поскольку новый блок генерируется каждые десять минут, это приводит к следующей проблеме — задержкам при подтверждении транзакций. В декабре в мемпуле находилось более 200,000 транзакций, биржи не справлялись с таким объемом торгов и уходили в оффлайн, а рекордное время обработки транзакций было зафиксировано в январе и составило 11,453 минут, или почти 8 дней.

Наконец, третья крупная проблема биткоина заключается в сборах, которые являются вознаграждением майнерам, добывающим новые блоки для развития сети. В декабре сборы за транзакции превышали $11 миллионов в сутки. И особенно проблематичны крупные суммы сборов при осуществлении микро-платежей.

Элизабет считает, что решение всех этих вопросов представляет Lightning Network — «надстроенный» над биткоином протокол второго уровня, позволяющий открывать двунаправленные платежные каналы напрямую между теми участниками сети, которые хотят передать средства. Количество информации, которая сохраняется на блокчейне, при этом также значительно сокращается: блокчейн биткоина не будет записывать промежуточные платежи — только итоговый баланс, который был получен при закрытии канала. «Наша миссия — построить следующее поколение децентрализованной, эластичной финансовой инфраструктуры. Мы верим, что системы, основанные на криптографии, блокчейне и смарт-контрактах, беспрецедентно укрепят финансовое взаимодействие по всему миру — и в малом, и в крупном масштабе», — говорится на официальном сайте Lightning Labs.

И если блокчейн биткоина нуждается в достижении консенсуса, что означает, что отправленный платеж должен быть верифицирован всеми нодами сети, то Lightning Network предлагает «молниеносные» оффчейн-транзакции, которые передаются по сети каналов, и скорость обработки платежа которых измеряется в секундах и милисекундах. Несмотря на название этого процесса — «оффчейн», то есть за пределами основной сети — биткоины на самом деле никогда не покидают блокчейн: они отправляются на адрес, защищенный мультиподписью, и хранятся там, пока открыт канал. Когда канал закрывается, финальная транзакция добавляется в блокчейн биткоина.

Lightning Network представляет собой не только решение проблем биткоина, но и может объединять разные сети посредством атомарных свопов: в сентябре Чарли Ли осуществил атомарные транзакции между Litecoin и Decred, Litecoin и Vertcoin, а в ноябре провел такую же операцию между тестовыми сетями Bitcoin и Litecoin. В блоге на Medium он описал, как SegWit и Lightning Network помогут связать два главных блокчейна. «Сеть Lightning поможет биткоину и лайткоину с масштабированием. Меня это очень воодушевляет, и я с нетерпением жду, когда все начнут ее использовать. Совместимые транзакции также позволят пользователям очень просто напрямую обменивать лайткоин на биткоин (и наоборот)», — сказал Ли в интервью DeCenter.

Одно из ключевых преимуществ протокола «заключается в том, что вы не подвержены риску атаки посредника и не обязаны доверять участнику, которому переводите средства», говорит Старк, безопасность повышена благодаря смарт-контрактам, а при попытке кражи пользователь может не только вернуть свои вложения, но и потребовать средства недобросовестного «партнера по транзакции», что называется «штрафной транзакцией». Однако, эта же система штрафов считается потенциально самым большим недостатком Lightning Network. Платежный канал в сети Lightning устанавливается между двумя нодами сети, и каждая из нод блокирует в блокчейне биткоина определенную сумму средств. Внутри этого канала любая из сторон может инициировать транзакцию, но обязательным условием является поддержание актуального состояния канала. Если же по какой-то причине один из участников пытается передать устаревшую информацию, которая отражает не все операции, проведенные в данном канале к текущему моменту, он наказывается путем лишения средств, находящихся в канале, включая те, что изначально ему принадлежали (при этом передать устаревшую информацию может не только мошенник с целью кражи средств, но и честный пользователь, который забыл обновить состояние канала). Однако наказание в виде автоматического лишения средств будет одинаковым.

Как передают Trustnodes, недавно в сети Lightning была зафиксирована первая подобная ошибка, которая привела к потере пользовательских средств. «Пользователь LND, который имел поврежденную базу данных канала, восстановил старую резервную копию и затем закрыл канал. Поскольку резервная копия была устаревшей, его нода передавала старое состояние канала, а ноды его партнеров по транзакции распознали это как попытку мошенничества и стали осуществлять штрафные транзакции», — поясняет биткоин-разработчик Крис Рико.

Подписаться
на DeCenter в Telegram