Госдума РФ приняла закон «О цифровых финансовых активах»

Госдума РФ приняла закон «О цифровых финансовых активах»

22 мая 2018 года Государственная дума Российской Федерации приняла законопроекты «О цифровых правах», «О цифровых финансовых активах» и «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ» в первом чтении. Решения были одобрены практически единогласно — лишь один депутат воздержался от голосования.

Российское правительство уже давно пытается взять в оборот крипто-индустрию: так, еще в декабре 2017 года Госдума представила на суд общественности «наброски» закона «О цифровых финансовых активах». А уже в январе появился полный текст законопроекта, который сразу же был встречен шквалом критики. Эксперты отметили, что в документе полным-полно белых пятен. Например, авторы закона не сказали ни слова о последствиях за его несоблюдение, а также об инструментах контроля обменников и криптобирж. Кроме того, критики скептически отнеслись к предложению о регистрации майнеров как индивидуальных предпринимателей, особенно в свете провалившейся кампании по легализации самозанятых.

Тогда Министерство финансов решило отправить проект на доработку, которую возглавил 60-летний депутат Анатолий Аксаков, известный своим критическим отношением к биткоину. Результатом стали три закона, главный из которых — «О финансовых активах».

Беглый взгляд на документ дает понять, что он не сильно отличается от своего изначального варианта и содержит столько же неточностей, которые авторы и не подумали устранить. Давайте рассмотрим его подробнее.

Цифровой актив

Закон вводит в российское законодательство ряд новых понятий. Так, криптовалюты и токены объединяются под названием «цифровой актив», которое подразумевает «имущество в электронной форме, созданное с использованием криптографических средств». При этом имущественные права на него удостоверяются в «реестре цифровых транзакций».

Что представляет из себя данный реестр — непонятно, так как в документе законопроекта ему дано весьма туманное определение. Однако странности на этом не заканчиваются. Далее по тексту следует, что вносить записи в реестр должен некий «валидатор», он же «юридическое или физическое лицо, являющееся участником реестра цифровых транзакций и осуществляющее деятельность по валидации цифровых записей».

Выпуск токенов

Прочитав третью статью нового закона, становится ясно, что желающих проводить ICO в России будет немного — как минимум из-за колоссальной бюрократизации процесса. Эмитенты токенов должны будут предоставить большое количество разнообразной документации, а также подписать договор (!) с каждым инвестором.

Приобретать токены тоже будет непросто — в законе прописано ограничение по максимальной сумме, установленной для «неквалифицированных инвесторов». Конкретных цифр документ не называет — остается лишь надеяться, что законодатели исправят этот момент в будущем.

Обращения цифровых финансовых активов

Обменять токены на фиат можно будет только через «оператора обмена цифровых финансовых активов». Для этого инвестору придется пройти идентификацию в соответствии с «антиотмывочным» законом и открыть электронный кошелек у оператора.

Что же касается криптовалют, то о них здесь нет ни слова — в законе прописали только токены. Остается только гадать, является ли это очередным недосмотром со стороны авторов, либо они изначально не предусматривали возможность обмена криптовалют на фиатные деньги.

Майнинг

Госдума наконец-то осуществила свою давнюю мечту — обложить майнеров налогом. Эта идея нашла воплощение как в январской, так и в актуальной версии законопроекта.

К счастью, платить налоги придется не всем, а только тем, кто превышает лимиты энергопотребления, установленные правительством. Такие майнеры будут признаны предпринимателями со всеми вытекающими последствиями. Стоит ли говорить, что лимиты электроэнергии также не были установлены?

Интересно, что во время обсуждения законопроекта Анатолий Аксаков предложил ввести налоговый мораторий на майнинг длительностью 2−3 года. По мнению депутата, это должно подтолкнуть майнеров к выходу из тени.

Смарт-контракты

Хорошая новость: новый закон дал официальное определение смарт-контрактам и даже разрешил использовать их для заключения договоров с инвесторами при проведении ICO. При этом авторы зачем-то оставили возможность подписания договора в бумажной форме.

Закон «О цифровых правах»

Этот законопроект довольно короткий и, по сути, представляет собой набор поправок к Гражданскому кодексу, внося в него новые понятия, а именно «цифровые права» и «цифровые деньги». Документ вводит в законодательство необходимые правовые связи, которые возникают в процессе оборота криптовалют.

Закон «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ»

Положения закона «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ» регулируют ICO и краудфандинг, а также деятельность операторов инвестиционных платформ. Текст документа во многом перекликается с законом «О цифровых финансовых активах» — здесь тоже прописаны ограничения для инвесторов-любителей, а также длинный список требований для организаторов ICO и операторов краудфандинговых платформ.

Подводя итоги

К сожалению, мы снова наблюдаем, как конструктивная идея спотыкается о дилетантизм и консерватизм. Судя по тексту законопроекта «О цифровых финансовых активах», депутаты полностью проигнорировали советы экспертов и мнение криптосообщества.

Еще в апреле Российская ассоциация криптовалют и блокчейна (РАКИБ) выдвинула ряд замечаний, касающихся нового закона. Так, законотворцам указывали на следующие ошибки:

Отсутствие ответов на актуальные для рынка вопросы. В законопроекте нет ни слова о взаимодействии ICO с другими юрисдикциями, приобретении токенов и криптовалют за рубежом, а также другой важной информации.

Помещение оборота криптовалют в «серую» зону законодательства. Закон не предусматривает возможности оборота криптовалют, в том числе покупки токенов.

Результаты анализа были направлены в Госдуму, но, судя по всему, их не учли.

Эксперты РАКИБ считают, что новые законы не способствуют регуляции и благоприятному инвестиционному климату. Вступив в силу, они парализуют деятельность крипторынка и приведут к массовой миграции инвесторов, майнеров и предпринимателей.

Впрочем, в министерстве финансов не исключили, что оборот криптовалют будет разрешен с целью обхода санкций, хотя это и не является главной задачей законопроекта. С таким заявлением выступил замминистра финансов Алексей Моисеев в эфире канала «Россия24». Он отметил, что в будущем цифровые финансовые активы могут быть доступны к обмену на рубли для совершения финансовых операций на территории РФ.

Остается лишь надеяться, что правительство прислушается к отзывам и рекомендациям специалистов, доработав провальные законопроекты. В противном случае, перспективная индустрия может быть загублена на корню.

Подписаться
на DeCenter в Telegram