Трактор токенизации: зачем гособлигации Беларуси переводят в блокчейн
В начале мая в Беларуси начала работу первая на постсоветском пространстве легальная биржа токенизированных активов Currency.com. В отличие от других торговых сервисов, она предоставляет возможность торговать не только крипто-активами, но и блокчейн-эквивалентами других финансовых активов — акций, индексных фондов и первых в мире токенизированных гособлигаций. Что такое токенизация активов, почему первая площадка для торговли ими открылась именно в Беларуси, кто стоит за проектом и почему крипто-индустрии так важно перевести на блокчейн классические финансовые рынки, разбирался DeCenter.
Пока в России представители крипторынка ломают копья вокруг закона о криптовалютах, лидерство в регулировании цифровых активов берут на себя более ловкие соседи. В той или иной мере криптовалюты легализованы уже в нескольких постсоветских странах, включая страны Балтии и даже Узбекистан.
Отдельное место в этом списке занимает Республика Беларусь, где недавно открылась первая в СНГ регулируемая криптовалютная биржа — Currency.com. Это совместный проект известного белорусского IT-предпринимателя Виктора Прокопени и российского олигарха Михаила Гуцериева. Хотя ряд торговых площадок ориентируются на пользователей из стран бывшего СССР, Currency.com стала первой легальной платформой.
Белорусский Билл Гейтс
Технологический предприниматель Виктор Прокопеня известен тем, что в нулевых создал фирму Viaden Media, которая одно время была крупнейшим в СНГ разработчиком мобильных приложений, а в 2012 году он основал инвестиционный фонд VP Capital, ориентированный на высокотехнологичный сектор. При этом Прокопеня не всегда был фаворитом белорусских властей: в 2015 году он провел несколько месяцев в СИЗО по обвинению в незаконной предпринимательской деятельности, хотя уже в 2017 министр по налогам и сборам хвалил Прокопеню за уплату рекордного подоходного налога с формулировкой «за наиболее значительный вклад как гражданина в формирование бюджета страны».
В 2016 году Виктор Прокопеня объявил о сотрудничестве с бизнес-семьей Гуцериевых (владеют группой «Сафмар»). Вместе в 2016−2017 годах они инвестировали $100 миллионов в несколько IT-проектов. Одним из них cтал финтех-стартап Capital.com — сервис для торговли активами (акции, криптовалюты, форекс, индексные фонды и так далее) с помощью разных финансовых инструментов, включая так называемые контракты на разницу цен (CFD). Примечательно, что проект использует технологию искусственного интеллекта для помощи трейдерам в торговле. Так, на базе этой технологии была разработана функция Smart Feed, которая формирует самообучаемые персонализированные новостные ленты и рекомендации. Согласно официальной версии, техническая платформа Capital.com стала основой для Currency.com.
Как легализовать криптобиржу
В марте 2017 года Виктор Прокопеня и Михаил Гуцериев встретились с Президентом Республики Беларусь Александром Лукашенко. По некоторым данным, именно тогда они и обсудили идею издания декрета, который бы ввел правовое регулирование инновационных отраслей, в том числе криптовалют. Собственно, Прокопеня и Гуцериев и были среди главных авторов указа, а возглавил разработку документа давний соратник Лукашенко — Всеволод Янчевский.
Декрет «О развитии цифровой экономики» был подписан главой Республики уже в конце 2017 года. Даже сегодня этот документ остается весьма революционным, поскольку он ввел в правовую систему страны понятие цифровых активов, смарт-контрактов, токенов и майнинга. Декрет также предполагает налоговые льготы для крипто-бизнеса и предусматривает легализацию деятельности криптобирж и майнеров, которые могут совершать разные торговые операции с крипто-активами.
Однако эти преференции распространяются только на резидентов «Парка высоких технологий» (ПВТ) — белорусской Кремниевой долины. Вскоре после подписания декрета Янчевский занял кресло руководителя ПВТ, и именно там разместился офис Currency.com. Юридическое лицо биржи также зарегистрировано в Беларуси, что и позволяет называть ее регулируемой площадкой.
Акции Apple и Amazon за криптовалюты
Бета-тестирование Currency.com началось в январе этого года, а уже в начале мая администрация биржи объявила о полноценном запуске торговой платформы. К концу тестового периода суточный объем торгов на площадке уже достиг $20 миллионов, а число постоянных клиентов выросло до 5000.
Команда Currency.com подчеркивает, что их площадка предназначена прежде всего для торговли токенизированными ценными бумагами и другими активами. И действительно, из криптовалют доступны только биткоин и эфир (хоть и в парах с несколькими фиатными валютами), но, скорее всего, для дальнейшего обмена.
Помимо акций, трейдеры могут обменять BTC и ETH на токенизированные бумаги индексных фондов и сырьевые товары. Но что именно значит в данном случае слово «токенизированный»? По сути, это выпущенный биржей токен, стоимость которого привязана в соотношении 1:1 к «реальному» активу. Цены на все «родительские» активы при этом обновляются автоматически. Заявлена возможность вывести такие токены в блокчейн, за пределы биржи.
Техническую сторону выпуска токенов команда проекта не объясняет, но обещает обеспечивать все торгующиеся токены с помощью базового актива: «Каждый раз, когда на Currency.com осуществляются новые инвестиции в токенизированный биржевой актив, Capital.com, партнер Currency.com, приобретает реальный актив или производный финансовый инструмент (в зависимости от типа актива), выступающий обеспечением токена», — говорится в white paper проекта.
Подобная схема позволяет торговать разными классами активов всем трейдерам, которые предпочитают биткоин фиатным валютам. Между тем Currency.com также сообщила об успешной токенизации белорусских государственных облигаций и предложила всем компаниям и правительствам других стран воспользоваться данной функцией.
Что касается торговых операций, то здесь площадка предоставляет кредитное плечо в размере от 1:10 до 1:100. Платформа открывает для трейдеров два счета: операционный счет используется для торговли, а основной капитал хранится на специальном банковском счете, что гарантирует сохранность средств. Кроме того, среди технических преимуществ называется «отличное масштабирование» механизма матчинга и возможность обработки до 50 миллионов транзакций в секунду.
При запуске для торговли на Currency.com были доступны порядка 1000 различных активов, а в течение двух лет команда проекта планирует расширить их количество до 10,000. Пока список состоит в основном из «голубых фишек».
Также, если верить white paper, в течение 2019 года команда проекта планирует внедрить сервис андеррайтинга ICO и STO для проектов, «одобренных руководством команды Currency.com и белорусским регулятором».
Триллионы долларов на блокчейне
Токенизация существующих «классических» активов — тема не менее хайповая, чем выпуск секьюрити-токенов, поэтому у Currency.com уже есть несколько конкурентов из других юрисдикций, где легализована торговля криптовалютами.
Так, в апреле торги токенизированными активами запустила Гибралтарская фондовая биржа. О подобных планах также заявляла Швейцарская фондовая биржа, а торговая площадка Сингапура провела тестирование расчетов с токенизированными активами.
Хотя спрос на белорусские гособлигации вряд ли будет высоким, не стоит недооценивать значение этого события. Currency.com — первый игрок в СНГ и один из нескольких проектов по «блокчейнизации» различных классов активов. Появление устойчивого и легального «шлюза» на колоссальные финансовые рынки (размер глобального рынка акций оценивается в десятки триллионов долларов) может создать новую волну спроса на криптовалюты, но успешная модель пока не найдена.
Сам Виктор Прокопеня очевидно уверен в успехе Currency.com. В апреле этого года у него завязалась публичная дискуссия с Александром Лукашенко, когда тот посещал ПВТ. «Я честно сказал, что когда посмотрел на эти документы, я особо не напрягался. Думаю, я их поддержу, подпишу и так далее. Но если у вас что-то не получится и вы провалитесь, то это будут ваши проблемы. А государство… Мы же ничего не потеряли бы», — с нарочитым цинизмом рассудил президент Республики. «Мы уже выиграли, мы уже вошли в историю», — ответил ему Прокопеня.