ГРУ попало в крипто-ловушку?
3 октября Министерство юстиции США выдвинуло обвинения в отношении семерых офицеров ГРУ, обвинив их в ряде экономических преступлений, а также в кибератаках. Как утверждает Большое жюри Западного района Пенсильвании в опубликованном документе, «для того, чтобы приобрести оборудование, которое необходимо для хакерской деятельности, обвиняемые вступили в сговор, чтобы отмыть деньги через сеть транзакций, выстроенных таким образом, чтобы использовать кажущуюся анонимность таких криптовалют, как биткоин». Далее в документе указано, что использование биткоина «позволило сговорившимся обвиняемым избежать прямого контакта с традиционными финансовыми институтами».
Что касается деталей якобы совершенных криминальных манипуляций с биткоином, то было заявлено, что обвиняемые «зарегистрировали несколько сотен e-mail адресов», чтобы «не было бумажных документов, которые оставили бы следы о всех их сделках», при этом уточняется, что покупка оборудования для хакерской деятельности осуществлялась за биткоины. Но и это не все. Утверждается, что якобы ГРУ получала биткоины также благодаря майнингу, а добытые криптовалюты использовались для оплаты доменного имени в интернете, для проведения фишинговых атак, для получения данных о пробах на допинг у 250 международных спортсменов, а также для оплаты информационных услуг других компаний, которые находятся в США.
Тема биткоина «брошена» на импичмент Трампа
Что значат все эти обвинения? Обращает на себя внимание, что трое из семи обвиненных фигурировали в расследовании специального прокурора Роберта Мюллера в качестве якобы виновных во вмешательстве в американские выборы, в частности, в кампанию по избранию президента США в 2016 году. То есть в итоге все обвинения в адрес граждан и организаций России укладываются в одну линию, которая ведет к импичменту нынешнего президента США Дональда Трампа. И оказывается, что такое целеполагание всего ряда расследований делает их, очевидно, предвзятыми.
Предположение Трампа о том, что команда Мюллера укомплектована в большинстве своем сторонниками проигравшей президентские выборы Хиллари Клинтон, подтвердила газета The Washington Post. На то, что Большое жюри, которое по американскому законодательству вносит обвинительные документы, собирается в тех районах США, где экстремально низкая поддержка Трампа, также указывал бывший спикер Палаты Представителей американского Конгресса Ньют Гинрич.
Также присутствуют грубые фактические ошибки: ГРУ, как и КГБ, в России не существует. ГРУ перестало существовать в 2010 году, а вместо него, но не обязательно с теми же задачами и функциями, работает Главное управление Генштаба России. Ошибки даже в таких «мелочах» — это не просто досадно, это делает канву обвинений похожей на какую-то неаккуратно сочиненную историю, в которой ГРУ попадает в крипто-ловушку. Несмотря на то, что на блокчейне есть возможность увидеть те операции с биткоинами, о которых говорится в документах Минюста США, нет твердых доказательств того, что эти операции были сделаны по приказу какой-либо спецслужбы. Каков тогда тайный смысл всей этой истории?
И в первом расследовании, и в самом свежем, а также в промежуточном, июльском документе фигурировали биткоины, причем тема их использования стала сквозной, как в таком случае говорят. В расследовании Мюллера говорится о том, что биткоины на сумму в $95,000 были использованы для покупки доменных имен и компьютерных серверов «с целью обеспечить анонимность». У Мюллера вопрос того, что это было сделано тщетно, явно не фигурировал — что же произошло с февраля по октябрь, когда теперь заявлено, что использование биткоинов не только не смогло обеспечить анонимность, но и собственно стало той ниточкой, которая якобы «вытянула» все обвинение?
Логика властей США: «у биткоина нет анонимности» — «закрутим гайки»
Педалирование темы отсутствия анонимности у биткоина стало навязчивой идеей во властных кругах США. 18 июля, спустя несколько дней после промежуточного доклада, в Конгрессе США состоялись слушания, организованные Комитетом по сельскому хозяйству, под названием: «Криптовалюты: обзор новых активов в цифровую эру». Принявший участие в дебатах управляющий партнер Andreesen Horowitz Скотт Купор заявил, что «биткоины реально являются самым неудачным средством для того, чтобы якобы сохранить свою анонимность при переводе денежных средств, так как все записывается на блокчейне». Его поддержал и Лоуэлл Несс, управляющий партнер юридической компании Perkins Coie, заявивший, что «именно из-за такого свойства биткоина были найдены доказательства вмешательства России в американские выборы». Резюмируя, конгрессмен Майк Коновэй заявил, что «остается только молиться о том, чтобы все преступники мира перешли на криптовалюты, потому что тогда их всех будет легко переловить». В итоге все свелось к тому, чтобы дать больше полномочий имеющим и так широкие возможности административным органам США, в частности FinCEN. На это ориентированы законопроекты H.R.6411 — FinCEN Improvement Act of 2018 и H.R.6721 — FinCEN Modernization Act of 2018.
Между тем 7 сентября в ходе слушаний, состоявшихся в Палате Представителей Конгресса США, Яя Фанусье, директор по аналитике Центра по изучению санкций и незаконных финансовых сделок Фонда по защите демократий, заявил, что наличные доллары США чаще обеспечивают анонимность преступникам, чем биткоины, а способна ли на это криптовалюта — еще большой вопрос.
От расследований к дискредитации биткоина
То, что биткоин работает на блокчейне, и тем самым есть все записи о сделках с ним, в результате означает, что анонимности как таковой нет, однако этот факт уже стал интерпретироваться как слабость криптовалют и их уязвимость перед хакерскими атаками, о чем свидетельствует дискуссия в Twitter-аккаунте бывшего аналитика американских спецслужб Джейсона Буттрилла. Однако такой тезис является ложным: сеть биткоина никогда с момента ее появления, то есть за девять лет, не была взломана.
Все это выглядит спланированной кампанией, имеющей в основе не только обозначенную выше политическую цель, но и преследующей попытку дискредитации биткоина и криптовалют в более широком смысле слова. В реалиях США нет ничего более негативного для криптовалюты, чем связать биткоины и вмешательство «вездесущих» агентов ГРУ, чтобы в итоге настроить общество против криптомонет.
То, что в отношении криптовалют во властных кругах США творится непонятное промедление в выстраивании четких правил, очевидно всем, в том числе и конгрессменам США, о чем заявил Том Эммер и о чем свидетельствует письмо от 19 сентября, подписанное пятью конгрессменами, в котором они обращаются к IRS (американскому Министерству налогов и сборов) с требованием не просто взимать налоги с криптовалютной деятельности, но проработать меры по фискальному стимулированию новых финансовых технологий. Однако исполнительная власть США пока слабо реагирует на такие призывы со стороны законодателей.
Между тем в Департаменте внутренней безопасности США, одной из 22 спецслужб страны, подчеркивают, что криптовалюты тогда легко отследить, когда происходит их обмен с участием фиата. При этом в ведомстве подчеркивают, что объем криминальных сделок с криптовалютами является незначительным по сравнению с тем, сколько подобных транзакций осуществляется с фиатом, в частности, с долларом США. Исходя из статистики, всяческим ограничениям должны подвергаться не криптовалюты, а фиат.
Но в Конгрессе есть те, кто поддерживает общий критический по отношению к биткоину настрой исполнительной власти США. Так, конгрессмен Эммануэль Кливер потребовал, чтобы криптовалютная отрасль отреагировала на то, что биткоин используется с нечестными целями. Кливер присоединился к тем коллегам в Конгрессе, которые, как, например, Билл Хюизенга, заявил, что «все думают, а не является ли биткоин рыбой или птицей, а быть может, это дикобраз?», а также к Брэду Шерману, который потребовал запрета криптовалют.
Любопытно, что майнинг криптовалют, исходя из представленных обвинений в отношении России, становится «неблагонадежным занятием», а это означает, что власти США могут пойти по пути Китая и запретить эту деятельность: по крайней мере, экономические попытки ее «придушить» уже сделаны. Для майнеров в штатах Вашингтон и Нью-Йорк были значительно подняты энергетические тарифы, которые теперь оказались выше не только тех, которые предназначены для физических лиц, но и для компаний из других отраслей экономики.
Политика и криптовалюта: ничего хорошего в таком «симбиозе»
Как криптовалютная отрасль должна отреагировать? Таинственное происхождение биткоина не должно никого пугать. Как в свое время интернет был разработкой американского Министерства обороны, так и биткоин может быть в каком-то смысле порождением ЦРУ, как об этом говорила Наталья Касперская, хотя вряд ли.
Для криптовалютной отрасли наступает важный момент: ее голос должен быть отчетливо слышен не только на митапах и ветках дискуссий на Reddit, необходимо, чтобы новые финансовые технологии как можно быстрее стали работать во благо человечества. Блокчейн и криптовалюты — это не только быстрые, дешевые и безопасные финансовые транзакции, но также эффективная борьба с коррупцией, решение всех насущных проблем человечества — от повышения качества продуктов питания до решения вопроса пробок на дорогах и нехватки парковочных мест. Примешивание политики в вопрос развития массового применения криптовалют лишь создает препятствия для этого процесса: аргументы криптовалютного сообщества в отстаивании своей точки зрения на всех «этажах» власти должны быть такими же точными и выверенными, как работа блокчейна.