Институциональные инвесторы и крипторынок: как развиваются их отношения
Среди крипто-энтузиастов популярна идея, что скоро на рынок десятками придут крупные институциональные инвесторы, вложат миллиарды долларов и вознесут индустрию до Луны. Это «скоро» длится уже несколько лет и постоянно откладывается. Но в феврале произошло знаковое событие — в криптовалюты впервые проинвестировали 2 пенсионных фонда США. Каково значение нового венчурного фонда для крипторынка? Означает ли его появление, что институциональные инвесторы все-таки не потеряли интерес к отрасли на фоне затянувшегося медвежьего рынка? DeCenter попытался разобраться.
Увеличивающиеся возможности для институциональных инвестиций
Кажется, что сам крипторынок уже почти созрел для прихода крупных не частных инвесторов. И вот почему:
Крупные инвесторы не хотят упускать возможную прибыль от криптовложений;
Появляющаяся нормативная база увеличивает доверие институциональных инвесторов и создает условия для осуществления долгосрочных (от 5 и более лет) инвестиционных планов с прогнозируемыми рисками;
Повысилась прозрачность, рынок превратился из маргинального в почти официально признанный;
Снизилась волатильность;
Крипторынок сам борется за новую волну клиентов. Криптобиржи и стартапы наперегонки работают над созданием безопасной и привычной для финансовой системы инфраструктуры. Например, сервисы для институциональных инвесторов запустили Coinbase, Circle и Gemini. О разработке подобных продуктов заявляли также Bitfinex, криптобиржи LGO и GBX.
Так, согласно опросу компании GBBC, 41% институциональных инвесторов собираются вложить средства в цифровые активы в ближайшие пять лет, а 16% — и вовсе в течение 3 лет. 23% пока совершенно не готовы вкладываться в крипторынок, 14% отметили, что их решение зависит от одобрения ETF на биткоины от Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC). Больше всего потенциальные инвесторы заинтересованы в ICO.
Таким образом, чтобы институциональные инвесторы вышли на крипторынок, необходимы спокойствие рынка, низкая доходность по традиционным активам и развитая нормативная база. Все эти условия постепенно складываются.
Интерес Уолл-Стрит и финансовых гигантов
Криптовалютами уже занимаются компании с Уолл-Стрит и финансовые гиганты. Например, запустить торговлю фьючерсами на биткоин или проинвестировать в них собираются Goldman Sachs, Blackrock и Morgan Stanley. С подачи Intercontinental Exchange, владельца NYSE, Fidelity и других финансовых групп, начаты работы по запуску криптовалютных деривативных площадок Bakkt и ErisX, которые будут предлагать торговлю урегулированными биткоин-фьючерсами.
Более того, Goldman Sachs вложил средства в разработку USD Coin, а JP Morgan запустил собственный стейблкоин JPM Coin. А Nasdaq собирается запустить торговлю фьючерсами на криптовалюты, листинг монет и собственную криптобиржу, которая позволит компаниям покупать криптовалюты напрямую, а не через фьючерсы. Торговлю биткоинами запускают Штутгартская биржа, Wellington Management Co., Jane Street Capital, Susquehanna International Group (она уже 2 года занимается внебиржевой торговлей Bitcoin — у нее около 100 клиентов). Запустить кастодиальные криптосервисы для институциональных инвесторов планируют также Fidelity и Citigroup.
Что касается работы с регуляторами, то заявки в Комиссию по ценным бумагам и биржам (SEC) на регистрацию биткоин-ETF подавали Cboe, компании VanEck, SolidX, Bitwise Asset Management, Direxion Investments, а также биржа Gemini. Пока ни одна заявка не была удовлетворена, но все же в этот раз шансов на то, что SEC примет положительное решение, больше: комиссия не относит биткоин и эфир к категории ценных бумаг, а это значит, что монеты могут торговаться как ETF.
Теперь и пенсионные фонды
В начале февраля инвестиционная фирма Morgan Creek Digital, управляющая активами на $1.4 миллиарда, запустила новый $40-миллионный криптовалютный венчурный фонд — Blockchain Opportunities Fund. Фонд привлек средства двух общественных пенсионных фондов округа Фэрфакс (FCRS) в штате Вирджиния — госслужащих и полицейских — которые стали якорными инвесторами. Делясь в твиттере новостью об инвестициях пенсионных фондов в его крипто-фонд, основатель Morgan Creek Digital Энтони Помплиано заявил, что «Институты не идут. Они уже здесь»:
Помплиано — ярый сторонник инвестиций пенсионных фондов в криптовалюты, выступающий с лозунгом, что «каждый пенсионный фонд должен купить биткоин». Предприниматель считает, что первая криптомонета соответствует критериям асимметричного профиля доходности — потенциальный рост инвестиций перевешивает потенциальный риск их падения.
Вложения округа Фэрфакс — первый случай, когда в криптовалютные активы инвестировали пенсионные фонды США — сверхконсервативные и наиболее состоятельные институциональные инвесторы, которые не готовы рисковать всем. Их вложения могли бы создать прецедент, после которого управляющие других фондов также решились бы диверсифицировать свои активы в криптовалюту.
Управление фондов выпустило официальное заявление о том, сколько пенсионных накоплений и каким образом вложены в крипто-активы. Совместно два пенсионных фонда управляют активами на $5.1 миллиарда. $40 миллионов — незначительная для них сумма. Фонд госслужащих (ERS) обязался инвестировать $10 миллионов, что составляет 0.3% от общего объема активов. Пенсионный фонд полицейских (PORS) — $11 миллионов — 0.8% от их общего объема активов. 85% средств инвестированы в технологию блокчейн, и лишь 15% — в биткоин.
Фонды признают, что инвестиции в блокчейн-технологии рискованны, но считают, что они не отличаются от «других частных инвестиций, сделанных пенсионными фондами Фэрфакса», и ожидаемая доходность от этих инвестиций соответствует уровню риска.
Объем институциональных денег растет
Деньги крупных инвесторов стали появляться на крипторынке еще в середине 2017 года, но пока это смешные для институциональных вложений средства: миллионы долларов против миллиардов и триллионов в пенсионных фондах. Тем не менее объем институциональных денег растет, хотя точную сумму назвать невозможно, так как большинство цифр — это инсайдерская информация, данные которой разнятся.
Например, по квартальным данным инвесткомпании Grayscale Investments, 66% вложений в ее крипто-фонды в 2018 году поступили от институциональных инвесторов. Это около $20 миллионов.
В октябре 2018 года гигант финансовых услуг Morgan Stanley зашел так далеко, что опубликовал отчет, в котором назвал криптовалюты новым институциональным инвестиционным классом. По его данным, в хедж-фондах, венчурных и частных инвестиционных компаниях хранится крипто-активов на $7.11 миллиарда.
Однако в конце прошлого года аналитики JP Morgan заявили, что стоимость криптовалют не обоснована, а блокчейн-технология не будет иметь реального применения по крайней мере в течение 3−5 лет. «Даже в экстремальных сценариях, таких как рецессия или финансовые кризисы, есть более ликвидные и менее сложные инструменты для сделок, инвестиций и хеджирования», — говорится в докладе. По данным JP Morgan о торговле биткоин-фьючерсами, участие финансовых учреждений в крипторынках сократилось за последние шесть месяцев — и все большую долю рынка занимают частные лица.
Уже несколько лет институциональные инвесторы вкладывают средства неофициально, в частном порядке, на внебиржевых площадках. Основная причина — на биржах не так много монет, сколько хотели бы купить крупные игроки. По данным Bloomberg, в апреле 2018 года ежедневные внебиржевые сделки варьировались от $250 миллионов до $30 миллиардов по сравнению с $15 миллиардами, ежедневно торговавшимися на криптобиржах. В результате в 2018 году институциональные инвесторы стали крупнейшими покупателями на рынке, а некоторые площадки увидели трехзначный рост в своем внебиржевом бизнесе. Чтобы обеспечить потребность игроков во внебиржевой торговле, Etoro, Coinbase и Hodl Hodl запустили внебиржевые платформы для институциональных покупателей.
«Скорый» приход институциональных инвесторов по-прежнему отодвигается
Вложения в Blockchain Opportunities Fund — знаковое событие, но пока имеющее лишь символическое значение для отрасли. Создаст ли оно прецедент — неизвестно. Скорее всего, никакой волны пенсионных денег ждать пока не стоит. Более того, несмотря на заявления о том, что на рынок заходят институциональные толпы, вряд ли они выйдут в 2019 году. Очевидно, что инвесторы оценивают ситуацию и присматриваются, но на деле мало кто идет дальше заявлений и пилотных проектов — никто пока не делает решительных шагов. Кажется, что ожидания в этом плане опережают реальные факты.
Так, Стерлинг Вицке, партнер Winklevoss Capital братьев Уинклвосс, отметила, что бум 2017 года заставил многих поверить, что крупный финансовый капитал вот-вот ворвется на рынок, но отрасли нужно время, чтобы создать сервисы хранения и решить проблемы с регулированием: «Я думаю, что институтам нужно время, чтобы чувствовать себя комфортно. Необходимы более надежные сервисы хранения, здоровый рынок долговых обязательств и кредитования…. Поэтому я не думаю, что 2019 год обязательно станет переломным».
Криптовалюты постепенно, но верно проникают на традиционные финансовые рынки — почти вся инфраструктура для этого уже создана. Дело за окончательным решением регулятора. Поэтому никто не спрашивает «придут ли институциональные инвесторы на крипторынок?» — вопрос лишь «когда?». Самый вероятный ответ — «в течение нескольких лет» — повторяют уже который год. Такие проекты, как Fidelity Investments и Bakkt, а также робкие вложения пенсионных фондов прокладывают путь для большого капитала и приближают его приход как могут.