Иск против Ripple решит судьбу XRP

Иск против Ripple решит судьбу XRP

Токен XRP, выпущенный компанией Ripple, во время хайпа криптовалют в конце 2017 года показал самый впечатляющий рост. Если 17 декабря биткоин достиг пика и дальше отправился в затяжное падение, то XRP дорожал вплоть до 4 января 2018, всего за месяц преодолев путь от $0.22 до $3.84. Однако дальнейшая динамика цены оказалась плачевной. С тех пор и по сей день монета постепенно падала в цене, и сейчас ее можно приобрести за все те же $0.22, что и до впечатляющего рывка. Даже по итогам успешного 2019, когда почти весь рынок криптовалют демонстрировал рост, а биткоин стал самым прибыльным активом года, XRP потерял в цене почти 50%. Разочарованные инвесторы обвинили во всем Ripple и коллективно подали в суд серию исков. Истцы утверждают, что были введены в заблуждение, так как XRP на самом деле не криптовалюта, а незаконно проданная им ценная бумага. Компания предстала перед судом 15 января 2020, но блюстители закона еще не объявили решения и взяли время подумать. Почему от этого дела зависит судьба третьей по капитализации криптовалюты — читайте в материале DeCenter.

Дело против Ripple

Ценовой дамп XRP, начавшийся в 2018 году и продолжающийся до сих пор, оставил шрамы на сердцах многих инвесторов. Первый коллективный иск покупатели коина подали против компании еще полтора года назад. Тогда крипто-энтузиаст Райан Коффи вместе с рядом сторонников впервые обвинил калифорнийскую компанию Ripple в нарушении Закона о ценных бумагах США и Кодекса Калифорнии о корпорациях. Разочарованный инвестор сказал, что действия Ripple напоминают «бесконечное ICO» — компания централизованно продает токены XRP всем подряд, позиционируя их как хорошую инвестицию и озвучивая оптимистические прогнозы.

С тех пор в суд Калифорнии поступило еще три коллективных иска против Ripple, но ни один из истцов не добился успеха. Юристы компании убедили органы объединить все четыре иска в одно дело и передать в федеральный суд, который до сих пор даже не брался за его рассмотрение.

Однако 5 августа 2019 года инвесторы в попытках перевести игру в свою пользу подали новый коллективный иск — пятый по счету, и на этот раз от имени Брэдли Состака, потерявшего из-за спада XRP $118 000. Впервые истцы прямо ссылаются на новые положения SEC, из-за чего юристам компании не удалось на этот раз консолидировать иск и избежать разбирательств по существу. Несмотря на все ходатайства, представителям третьего по капитализации коина пришлось-таки защищаться на судебном заседании 15 января.

Главные аргументы истцов

В первую очередь инвесторы обвиняют Ripple в выпуске незарегистрированных ценных бумаг под видом криптовалюты XRP. Эти обвинения не выглядят беспочвенными. У монеты есть уникальные особенности, которые явно отличают ее от других криптовалют. Главная из них — принцип работы платежной сети, который делает ее, скорее, электронным токеном, нежели полноценной криптовалютой.

Нестыковка и в том, как именно монета использует блокчейн-технологию:

В отличие от Bitcoin, Ethereum и других децентрализованных криптовалютных сетей, майнить XRP нельзя. Компания Ripple в одночасье выпустила все 100 млрд монет, 80% из которых оставила себе и партнерам.

Сеть управляется централизовано. Хотя исходный код и открыт, он не содержит опций, позволяющих простым смертным запустить свою ноду. Все решения, касающиеся работы сети и всех транзакций, принимаются исключительно компанией Ripple совместно с ее влиятельными партнерами.

Новый иск подготовила одна из лучших юридических компаний США Susman Godfrey. Юристы ссылаются на последние руководства SEC, в которых черным по белому сказано, что инвестиции в фиатных и цифровых валютах одинаково позволяют классифицировать централизованный актив как ценные бумаги. Продавая XRP на рынке, Ripple привлекает средства и обеспечивает финансирование своей деятельности.

Компанию также обвиняют в нарушении законов Калифорнии о ложной рекламе и недобросовестной конкуренции, поскольку она вводила держателей коина в заблуждение касательно развития XRP. Согласно иску, инвесторы покупали активы с целью выручить прибыль и были уверены, что деятельность Ripple будет направлена на поднятие стоимости XRP.

Представители компании не раз сами же подтверждали эти намерения. Так, в сентябре 2017 года СЕО Ripple Брэд Гарлингхаус в интервью CNBC заявил, что вера людей в успех компании позитивно сказывается на стоимости XRP, и пообещал поддерживать ликвидный рынок. Вдобавок иск ссылается примерно на 40 обнадеживающих твитов, в разное время опубликованных компанией, ее сотрудниками и руководством. Истцы утверждают, что покупатели верили сообщениям и были убеждены в росте токена, но политика фирмы, наоборот, привела к обвалу цены. Теперь инвесторы требуют компенсировать свои потери.

Главные аргументы Ripple

Ripple, естественно, не согласна с истцами и отрицает обвинения. Во-первых, компания утверждает, что выпускает на рынок XRP не с целью привлечь деньги, так как источников финансирования у нее хватает и без этого. Технический директор Ripple Дэвид Шварц заявил, что выручка от продажи XRP ничтожна по сравнению с другими денежными вливаниями.

XRP покупают не для того, чтобы дать Ripple деньги на развитие. Мы финансировались крупными венчурными инвесторами и имеем возможность развиваться независимо. Мы начали продавать XRP только после появления спроса на рынке, и вырученные суммы ничтожны по сравнению с другими источниками финансирования.

Со словами директора Ripple согласны далеко не все влиятельные представители крипто-индустрии. Например, аналитик The Block Ларри Чермак заявил, что XRP для Ripple — это не более чем механизм привлечения средств. Согласен с ним и бывший разработчик Bitcoin Core Питер Тодд.

Токен XRP, как и почти все ICO-монеты, не имеет смысла и не дает вам никаких реальных прав ни на что. Он нужен только для того, чтобы Ripple продавала его лохам и зарабатывала деньги.

Второй аргумент Ripple заключается в том, что XRP не может считаться ценной бумагой, поскольку не предлагает никаких «инвестиционных контрактов». Токен свободно торгуется на биржах, а не продается инвесторам напрямую из рук компании. В своем заявлении представители защиты отмечают, что «реестр XRP децентрализован», подразумевая, что актив находится не только у Ripple, но также у партнеров и других трейдеров, а его ценовая динамика зависит от многочисленных рыночных факторов. Существует лишь «один шанс из десяти тысяч», что истцы приобрели XRP именно у Ripple. При этом компания отмечает, что никогда не давала обещаний, что покупка XRP принесет держателям прибыль. Более того, в 2015 году Министерство финансов США определило монету как «конвертируемую виртуальную валюту», а не как ценную бумагу.

Два вышеупомянутых аргумента четыре раза помогали компании избегать рассмотрения дела по существу. Однако, осознавая, что последний иск ссылается на новые рекомендации SEC, представители Ripple решили достать из рукава козырь. Юристы компании выдвинули в свою защиту третий довод, который с точки зрения закона якобы полностью аннулирует все претензии.

Довод основывается на регламентируемых законом сроках подачи исков, согласно которым истцам «пить боржоми» уже слишком поздно. Представители Ripple утверждают, что даже если бы XRP был ценной бумагой, то все претензии все равно следовало бы считать несостоятельными. Дело в том, что компания выпустила все 100 млрд токенов и начала их продавать еще в 2013 году, а согласно законодательству США, любой иск, поданный по истечении трехлетнего срока давности, должен отклоняться судом.

Юристы Ripple заявили, что в связи с этим на истцов не должны распространяться правила защиты потребителей, и подали соответствующее ходатайство с требованием отозвать иск без права повторной подачи. Однако суд не пошел навстречу компании и все же назначил слушания по делу на 15 января 2020 года, поэтому данный аргумент компании пришлось использовать непосредственно в самом суде.

Решение суда и возможный исход дела

15 января стороны все же встретились в суде и высказали представителям власти свои аргументы. Все произошло так, как и предполагалось: истцы требовали признать XRP ценной бумагой и обязать компанию вернуть потерянные деньги, а Ripple просила на корню зарубить все претензии из-за запоздалой подачи исков. Заседание длилось 56 минут, однако вердикт объявлен не был. Судья Филлис Гамильтон пообещала досконально изучить ходатайство Ripple и спустя некоторое время принять решение — отозвать иск без права повторной подачи или нет. Никаких сроков суд не назвал, а юрист Джейк Червинский считает, что на это могут уйти даже месяцы.

Как это обычно бывает, судья «приняла дело к рассмотрению». Это означает, что она опубликует письменное решение позднее. Это может произойти через несколько дней, недель или месяцев.

Несмотря на то, что технически ходатайство Ripple выглядит вполне обоснованным, суд Калифорнии может пойти навстречу истцам по двум причинам:

Пострадавшие инвесторы покупали токены не в 2013, а в 2018 году.

Хотя технически все 100 млрд монет были выпущены семь лет назад, Ripple отправила на продажу не все коины сразу. Компания продолжает выбрасывать XRP на рынок до сих пор и несет за это ответственность.

Если суд встанет на сторону инвесторов, то представителям Ripple не останется ничего, кроме как доказывать в суде, что токены XRP не являются ценными бумагами. То, что судебные тяжбы все-таки пройдут на арене не федерального, а местного суда Калифорнии, играет истцам на руку — при диагностике продукта на принадлежность к ценным бумагам калифорнийские регуляторы используют не только федеральный тест Хауи, но и более широкий «тест рисков капитала». При необходимости продолжать судебную борьбу у представителей Ripple останется в запасе еще один «козырь» — они могут попытаться договориться с пострадавшими и попросить их отозвать иск. Например, негласно выплатив тройную «неустойку».

Однако самое интересное в том, что даже если суд встанет на сторону Ripple и свернет дело, это не избавит компанию от проблем. Сперва может показаться, что победа позволит ей избежать похожих ситуаций с другими истцами, поскольку любой новый иск автоматически будет считаться запоздалым. Но при взгляде на ситуацию под другим углом приходит осознание, что положительный исход судебного дела повлияет на Ripple в значительной степени, но не в полной мере.

Судьба монеты зависит от регуляторов

Изюминка в том, что в последнее время позиции регуляторов в отношении крипторынка сильно обострились. В первую очередь речь идет о Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC) — она не зря выпустила те самые рекомендации, на которые ссылаются истцы. А также о Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO), которая в ноябре 2019 призвала регулировать стейблкоины наравне с рынком ценных бумаг.

Из-за своей централизованной природы токены XRP мало чем отличаются от стейблкоинов (за исключением нестабильной цены), которым в последнее время приходится очень несладко. Например, давление на Libra от Facebook выросло до такой степени, что Марк Цукерберг даже не включил ее в глобальные планы компании на это десятилетие. Рост регуляторного давления подтверждает также недавнее закрытие нидерландской криптобиржи XRParrot, которая была для граждан Евросоюза мостом между фиатом и XRP, но прекратила работу из-за Пятой директивы ЕС (AMLD5).

Благодаря серии исков, Ripple очень сильно «засветилась» и привлекла массовое внимание СМИ и регуляторов по всему миру. Так что если даже компания добьется в этом деле победы, ничто не мешает той же SEC, чьи рекомендации, по сути, просто проигнорируют, подать собственный иск в окружной суд Южного округа Нью-Йорка, как это произошло в случае с TON.

То, что рано или поздно Ripple все равно придется доказывать, что XRP не являются ценными бумагами, считает и Джейк Червинский.

Даже если Ripple добьется успеха и одним махом выбросит весь коллективный иск, это не будет иметь большого значения для XRP. Большой и интересный вопрос заключается в том, были ли XRP (или являются до сих пор) ценными бумагами. Ripple так и не ответил на это, поэтому отзыв иска просто перенес его на повестку другого дня.

Над компанией навис дамоклов меч. Это также подтверждает новая позиция Комиссии по торговле товарными фьючерсами США (CFTC), которую озвучил ее председатель Хит Тарберт в интервью телевизионной сети Cheddar. Ранее XRP было принято считать товаром наряду с биткоином и эфиром, однако теперь все стало не так однозначно. На вопрос о том, попадает ли сейчас XRP официально под этот статус, Тарберт ответил: «Еще неизвестно, следите за новостями». Специалист добавил, что их ведомство уже около года сотрудничает с SEC для определения статуса XRP: «Если это ценные бумаги, они попадают под их юрисдикцию. Если это товар, то под нашу».

Таким образом, председатель CFTC не исключил, что третья по капитализации криптовалюта может попасть в сферу компетенции SEC. Ее представители в свою очередь отказались комментировать данный вопрос. Все это подтверждает, что даже если суд Калифорнии отклонит иск инвесторов, то XRP все равно будет под угрозой, и конечное слово, от которого зависит судьба монеты, останется за регуляторами.

Тем не менее, если отбросить все вышесказанное, то дела у Ripple в последнее время идут неплохо:

16 октября 2019 года компания заключила крупное партнерство с Finastra — гигантом в области разработки программного обеспечения для финансовых услуг.

17 октября 2019 года Bank of America приступил к тестированию DLT-технологии Ripple.

7 ноября СЕО компании Брэд Гарлингхаус назвал 2019 год самым успешным в истории, поскольку RippleNet уже используют 300 компаний по всему миру, а число транзакций внутри сети за год выросло в десять раз.

25 ноября 2019 года Ripple закрыла сделку о приобретении американской платежной компании MoneyGram за $50 млн.

20 декабря 2019 года компания успешно закрыла очередной раунд финансирования и привлекла рекордные $200 млн.

21 января 2020 года популярный криптовалютный платежный процессинг BitPay добавил поддержку XRP.

Однако несмотря на все позитивные новости, курс XRP продолжает падать, а у держателей коина по всему миру лопается терпение. Криптосообщество винит в падении саму Ripple, которая продолжает выводить на рынок миллиарды XRP и устраивать распродажи на сотни миллионов долларов, зарабатывая деньги для себя, но не позволяя токену подняться в цене и порадовать трейдеров.

Если еще и решится, что XRP — это ценная бумага, и что при продаже монет Ripple нарушила закон, то централизованная природа криптовалюты сыграет с ней очень злую шутку. Тогда на все партнерства и позитивные новости держателям коина станет плевать, а доверие к нему упадет ниже плинтуса. Это не только ограничит возможность Ripple продавать свои токены из резервов, но и заставит всех партнеров и трейдеров усомниться в реальной полезности XRP. Это неизменно повлияет и на то, как монета будет покупаться, продаваться и торговаться.

Сложно представить, насколько серьезными могут быть последствия, так как придание XRP статуса ценных бумаг затронет всех: инвесторов, трейдеров, партнеров, биржи, регуляторов, ну и саму Ripple. В теории это способно опустить цену коина до самого дна и разрушить весь сформировавшийся за семь лет рынок XRP, через который за последние два года прошло более $500 млрд. Не говоря о том, что компании, возможно, придется выплачивать компенсации всем пострадавшим инвесторам. С другой стороны, если рынок сумеет пережить удар и Ripple наконец прекратит выбрасывать на продажу партии новых XRP из-за их нового статуса, то барьеры, не позволяющие монете расти, будут наконец убраны.

Подписаться
на DeCenter в Telegram