Когда биткоин покинет блокчейн?
Аналитик Ари Пол вновь напомнил нам о дискуссии, которая противопоставляет блокчейн и биткоин. Пол напоминает, что он полагает «главной новацией биткоина токенизацию распределенного блокчейна и решение дилеммы византийских генералов». Кстати, поскольку Сатоши Накамото, основатель биткоина, «ушел с радаров», то за решение этой дилеммы, что позволяет иметь децентрализованный консенсус между участниками блокчейна, один из создателей Ethereum, Виталик Бутерин, смог 30 ноября 2018 года получить степень доктора наук.
Блокчейн зависит от биткоина, а не наоборот
Пол подчеркивает, что в его классификации блокчейн — это один из видов распределенных реестров, который является децентрализованным, а распределенные реестры — это подвиды баз данных. Между тем биткоины могут работать и в других сетях, а не только на родном блокчейне и не только потенциально на блокчейне в принципе. То есть при появлении технологии, которая будет больше соответствовать принципам децентрализации, биткоин «переедет» на нее. Таким образом, биткоин, в глазах Пола, более важен, чем блокчейн. Но может ли блокчейн биткоина иметь смысл без биткоина? Как отмечает вице-президент Bitfury Георгий Киквадзе, «без биткоина блокчейн этой криптовалюты превращается просто в базу данных».
Блокчейн — неидеальная технология
Нужен ли блокчейн институциональным игрокам? SWIFT, система, которая подумывала о сотрудничестве с Ripple, в итоге отказалась от идеи переходить от тестирования к более серьезному взаимодействию с компанией. Да, у Ripple, есть на выбор три платформы, и не все они привязаны в работе к нативному токену XRP. Однако в SWIFT нашли проблему в том, как сказал Вим Рэймэкерс, глава подразделения глобального банкинга в этой организации, что у блокчейна «избыточная прозрачность» сделок: каждый участник операций видит все изменения на блокчейне, а банки, с которыми работает SWIFT (более 11,000 по всему миру), сигнализируют о том, что «они не хотели бы передавать в "открытый эфир" информацию о том, сколько денег на том или ином счете». Управление же «несколькими сотнями двухсторонних блокчейнов является очень сложной задачей». Эти претензии — более серьезные, чем у экономиста Нуриэля Рубини, который сводит любой блокчейн к простой таблице. Однако прозрачность сделок на блокчейне не позволяет бесследно увеличить их число для компании, которая работает с такой технологией — так, как это и случилось с рекламной кампанией Revolut в Великобритании.
Слабые места, но иные, видит и криптовалютный эксперт Майкл Кейси: блокчейн является «громоздким, дорогим и неэффективным». Кейси при этом, как и Пол, упоминает о множествах усовершенствований, которые направлены на расшивку таких «узких мест». В блокчейне видит угрозу «безопасности США» экс-сотрудник американских спецслужб Эндрю Бустаманте. То, что данные на нем нельзя изменить — преимущество, которое ценят в криптовалютном сообществе, но оно же вызывает негодование у Бустаманте. Кроме этого, использование биткоинов делает невозможным поддержание режима санкций США в отношении других государств.
Очевидно, что в зависимости от целеполагания блокчейн может выглядеть в глазах кого-то нужной технологией, а кому-то — казаться бессмыслицей. Биткоин же представляется тем стимулом, который «подтаскивает» технологические усовершенствования к блокчейну — как, например, для обеспечения, где нужно, тайны адресов и переводов — коин-миксеры, а также «вторые слои» к сети, которые дают возможность ускорить процесс транзакций с этой криптовалютой.
JP Morgan не важен ни биткоин, ни блокчейн
Многие же институциональные игроки не могут «разобраться», что им нужно от блокчейна и биткоина. Показателен в этом плане пример банка JP Morgan, 7-ого по величине капитализации в США и шестого по величине активов банка в мире. В сентябре 2017 года руководитель этой организации Джейми Даймон заявил, что биткоин «плохо кончит». В августе и октябре 2018 года он повторил свою резкую критику биткоина. И если по поводу биткоина его мнение не менялось, то блокчейн стал загвоздкой для банка. В январе 2018 года Даймон заявил, что блокчейн — это «реально существующая технология», однако спустя год, 24 января текущего года, стало известно о свежем докладе организации, в котором заявлено, что использование этой технологии для банков в ближайшие годы неактуально. А 29 января глава группы глобальных исследований JP Morgan Джойс Чанг поставила «крест» на возможностях перевода глобальной платежной системы на блокчейн.
Стейблкоин на квази-блокчейне привлекателен, кроме одного «но»
Однако спустя полмесяца, 14 февраля, стало известно, что в течение как минимум месяца JP Morgan запустил собственную криптомонету, которая стала новым долларовым стейблкоином — JPM Coin с обеспечением в виде резервов банка. Как заметил Нуриэль Рубини, «это вообще не криптовалюта». Используется ли при этом блокчейн? По-видимому, вопрос в терминологии. Как отмечает аналитик Энтони Помплиано, банк выстраивает «закрытую криптовалютную систему», что является «плохой идеей, но полезной с точки зрения руководства организации». При этом децентрализованные блокчейны, уверен аналитик, победят в конкурентной борьбе с такими JPM Coin и им подобными.
Однако ситуация не такая простая, как кажется Помплиано. Как отмечает Ари Пол, запуск таких криптомонет, как JPM Coin (а Помплиано убежден, что все банки обзаведутся своими токенами), а также использование квази-блокчейна, на самом деле, могут дать клиентам практически все, что предлагают криптовалюты: уже вводятся нулевые тарифы на денежные переводы, транзакции станут моментальными и более удобными, чем сейчас. Но есть одно «но»: все эти блага прогресса, когда ими начинают рулить корпорации, приведут к потере финансовой свободы — одной из принципиальных идей, ради которой затевался биткоин и о чем писал в white paper Сатоши Накамото. Окажется, что банку «заморозить» цифровые деньги станет намного проще, чем фиат на счетах. Масштабирование этого процесса несет риски дальнейшей утраты финансовой самостоятельности многими людьми, о чем с тревогой написал миллиардер Майк Новограц, видя ситуацию таким образом, что биткоин является гарантом сохранения имеющегося статуса-кво, со своим долгим процессом подтверждения сделок, высокой энергозатратностью, однако вместе с тем — неуязвимым для вмешательства злоумышленников блокчейном. По крайней мере, на текущий момент.
Биткоин может сказать «прощай» блокчейну
А что если все же успехи квантовых вычислений, предельная монополизация рынка майнинга и осуществление хакерской атаки 51% станут реальностью? В таком случае биткоину придется действительно прощаться как со своим блокчейном, так и с блокчейном в принципе, и «переезжать в новую квартиру». Пока годной альтернативы еще нет, и вот над этим стоит работать техническим специалистам, которые намерены сохранить биткоин.
Ведь вытеснить на обочину биткоин — мечта некоторых из тех, кто запускал JPM Coin в JP Morgan. Неслучайно журнал Barron's выпустил буквально спустя несколько часов после выхода новости о стейблкоине банка публикацию, которая называется недвусмысленно: «JP Morgan только что уничтожил мечту биткоина». «Дурацкое утверждение», как прокомментировал это Барри Силберт. Однако это полностью раскрывает карты тех, кто ратует за стейблкоины и видит только за ними будущее криптовалют, хотя изначально понятно, что криптомонеты, «обеспеченные» фиатом, — это нонсенс, так как именно фиат в лучшем случае должен искать обеспечение в таких цифровых активах. Кроме того, это в очередной раз ставит вопрос, чего все-таки добиваются, например, братья Уинклвосс, как со своим стейблкоином GUSD, так и с попыткой обязательно привести, практически на любых условиях SEC, Bitcoin-ETF?
Нельзя согласиться с мнением, что централизованные криптобиржи не будут листить стейблкоин Джейми Даймона: пока он нужен для внутренних операций JPMorgan, банк не будет стремиться выводить его в «большой свет». Однако если будут планы, а они наверняка есть, то JPM Coin пойдет дальше и будет пытаться обогнать биткоин по популярности. При этом блокчейны таких банков и крупных корпораций будут все больше получать известность как «лучшие варианты блокчейнов», хотя децентрализованности в них не будет.
В итоге дискуссия вокруг того, что важнее — блокчейн или биткоин, приводит к выводу, что биткоин является главным приоритетом для криптовалютного мира. А блокчейн, на котором он сейчас работает, может уйти в прошлое, когда появятся те технологии, которые позволят выполнять этой криптовалюте те функции, которые описаны в white paper Сатоши Накамото в любой изменившейся ситуации. Биткоин — это капитан, а блокчейн — это его корабль. Когда корабль перестанет соответствовать требованиям, капитан пересядет на более совершенное судно.