Крипто-индустрия и налоговый кодекс: распространить нельзя ввести новые правила. Где поставить запятую?
Российские законотворцы не планируют «изобретать велосипед» и создавать специальный налоговый режим для майнеров и владельцев криптовалют. Тем не менее на эти категории граждан будут распространяться уже существующие в Налоговом кодексе нормы. Впрочем, налоговое законодательство в этой сфере будет распространяться на майнеров и холдеров только после принятия законопроекта о цифровых деньгах, сообщил «Известиям» председатель комитета Госдумы по финансовым рынкам Анатолий Аксаков. такое решение вызывает больше вопросов, чем ответов. DeCenter попытался разобраться: что, как и когда будет регулироваться с помощью существующего законодательства.
Старый новый закон
Если на майнеров и холдеров действительно будет распространяться действующая система налогообложения, то с физлиц будет взиматься 13%-й налог на доходы, а с юрлиц — налог, соответствующий типу бизнеса.
Вместе с тем особую форму оплаты налогов майнерами и владельцами криптовалют исключать все же не стоит. В случае, если в правительстве захотят ввести особые формы регуляции, их вполне могут создать. «Если захотят отдельно описывать для этих видов бизнеса, то напишут. Пока налоговые вопросы мы никак не описываем. Это означает, что Налоговый кодекс действует для этого вида бизнеса», — отметил Анатолий Аксаков. Сам же законопроект о криптовалютах собираются принять во время осенней думской сессии.
Что ждет крипто-индустрию?
Для крипто-энтузиастов такое нововведение не стало чем-то неожиданным. Другой вопрос — какое количество игроков уйдет с рынка после принятия «новых правил игры». «Новость о 13% не совсем и новость. Речь о налогах шла еще в начале года, и эта цифра тоже фигурировала в дискуссиях. Очевидно, что это вполне адекватная мера со стороны властей. Люди (компании) занимаются, по сути, предпринимательской деятельностью: используют ресурсы, получают доход. Повлияет ли это на привлекательность майнинга как заработка — зависит от стоимости криптовалюты», — рассказал DeCenter Павел Матвеев, генеральный директор и сооснователь криптобанка Wirex.
Как это отразится на владельцах криптовалют — совсем не понятно. Если с майнерами ситуация более-менее ясна: там можно отследить незарегистированных майнеров по расходам на электричество, например, то как выявить первых, если они этому воспротивятся — неизвестно. «Вряд ли все владельцы криптовалют пойдут менять свои биткоины на официальную площадку, которая получит разрешение на работу в России», — отметил Матвеев.
С криптобанками история более интересная: такого определения законопроектом даже не предусмотрено — это раз; сам криптобанк не является держателем криптовалюты (он предоставляет возможность хранить криптовалюту и обменивать ее на другие валюты, в том числе и фиатные, плюс, есть возможность расплачиваться ею у мерчантов). «В связи с этим может возникнуть вопрос: как власть будет выстраивать отношения с этими институтами? Наиболее адекватный вариант — предоставлять соответствующим органам власти доступ к информации, касающейся клиентов банка (список органов и процедура предоставления должны быть, конечно, прописаны в законе)», — пояснил директор Wirex.
Как будут считать налог и кто попадет под новые условия?
Сам налог может считаться только в рублях — это предусмотрено действующим законодательством. Курс должен определяться официальной площадкой, получившей лицензию. Если таких площадок будет несколько, то эту функцию на себя может взять Центробанк, по аналогии с USD. «Налог, видимо, будет взиматься с тех криптовалют, которые могут торговаться напрямую с рублем (лицензированная площадка обязана будет предложить покупку криптовалюты за рубли), возможно, также и с другими фиатными валютами с последующей конвертацией в российский рубль по курсу ЦБ. Моментом получения прибыли может быть как само получение криптовалюты на криптовалютный кошелек, так и конвертация криптовалюты в фиатную валюту», — резюмировал эксперт.
Очевидно, что налогообложение майнеров и холдеров — явление ожидаемое. Вопрос в том, как именно будет происходить регуляция, будут ли российские законотворцы ориентироваться на опыт других стран при дефиниции самого явления крипто-индустрии или введут какие-то другие наименования и алгоритмы контроля — еще не понятно.