МВФ и Всемирный банк обучат сотрудников работе с криптовалютами через Learning Coin
Впервые о том, что две влиятельные международные организации, Международный валютный фонд и Всемирный банк, запускают собственную криптовалюту Learning Coin, сообщила газета Financial Times. Что это значит, кто еще из влиятельных мировых институтов вступил на эту же дорожку и к чему это приведет — разбирался DeCenter.
Сотрудники МВФ и Всемирного банка изучат криптовалюты через Learning Coin
Появление проекта Learning Сoin от МВФ и Всемирного банка стало знаковым событием апреля. Речь идет об условной криптовалюте под названием Learning Сoin, или «криптомонета для обучения», если по-русски. Она будет использоваться сотрудниками двух организаций, чтобы разобраться, как функционируют цифровые активы.
Новый проект во многом напоминает инициативу американского банка JP Morgan, который разрабатывает собственную криптомонету JPM Coin. В обоих случаях цифровой актив предназначен для узкого круга лиц, за пределы организаций он, хотя бы на первоначальном этапе, выходить не должен. Но есть и отличие: если JPM Coin будет иметь материальную ценность, будучи стейблкоином, привязанным к долларовым ресурсам кредитной организации, то Learning Coin не будет иметь какой-либо цены: он нужен для того, чтобы протестировать, как базовая технология — блокчейн — работает при трансграничных платежах, и обучить самих сотрудников двух организаций обращению как с криптомонетой, так и с технологией.
Таким образом, у Learning Coin нет задачи составить конкуренцию биткоину, на что ориентирован в итоге JPM Coin. Косвенно криптомонета МВФ и Всемирного банка будет тестировать возможности использования блокчейна для переводов, но без применения токенов XRP, которые, в свою очередь, претендуют на роль замены SWIFT для банковской системы.
Последнее утверждение может показаться лишь желанием фонда Ripple, однако дело рассматривается выше какой-либо конкретной цифровой валюты. Как ранее заявлял заместитель руководителя департамента МВФ по краткосрочному и долгосрочному денежному рынку Донг Хе, самый большой риск, который возникает в связи с криптовалютами, — это то, что они могут составить серьезную конкуренцию банкам. Эксперт пояснил: «Мы не можем исключать возможности того, что некоторые криптовалюты могут стать широко распространенными. Они будут лучше исполнять функции денег в некоторых регионах мира, а также в целом в процессах проведения финансовых транзакций в электронной коммерции. А это все, в свою очередь, может привести к тому, что в некоторых странах станет меняться порядок того, как появляются на свет деньги».
Специалисты МВФ и Всемирного банка получат возможность изучить работу криптовалют, чтобы оценить тот уровень финансовой безопасности для частного лица, который они могут предоставить, и как ими можно гипотетически расплачиваться за товары и услуги. При этом внимание будет уделено сделкам, которые осуществляют физические лица каждый день, то есть небольшим по объему.
Претендент на блокчейн
В открытом доступе информации о том, какой блокчейн будет при этом задействован, нет, хотя на базе анализа различных источников информации, DeCenter может предположить, что таковым может выступить распределенный реестр Сorda, разработанный консорциумом R3. Среди его участников — более 200 организаций, а сам R3 возник еще в сентябре 2015 года как проект девяти ведущих мировых банков. Хотя данный блокчейн ориентирован на работу B2B, сотрудники организаций могут начать на нем изучать то, как он работает, принимая на себя роль человека-компании.
В результате запуска Learning Coin МВФ и Всемирный банк намерены создать «хаб знаний» о блокчейне, подчеркивая, что в настоящее время не существует единого представления о возможностях данной технологии, что в действительности фиксируют различные опросы общественного мнения.
Обучение с негативным отношением к блокчейну и криптовалютам?
Пока нет уверенности, что единое мнение по поводу криптовалют смогут выработать во Всемирном банке и МВФ. Так, в конце марта представитель Всемирного банка Аанчал Ананд заявил, что надо быть осторожным в отношении «хайпа вокруг блокчейна», так как по этой технологии наблюдаются завышенные ожидания. Это все же не мешает организации размещать на своем сайте материалы, которые подчеркивают важность криптовалют для снижения бедности во всем мире — задача, являющейся главной для Всемирного банка.
Но даже к блокчейну отношение во Всемирном банке — настороженное. Еще в ноябре 2017 года тогдашний глава организации Ким Енг Ким подчеркнул, что «есть примеры, когда блокчейн применялся для создания финансовых пирамид». Эта позиция принципиально не поменялась, даже несмотря на то, что в августе 2018 года Всемирный банк участвовал в изучении того, как работает запуск облигаций на блокчейне. Для МВФ основной задачей является развитие мировой экономики и торговли. Что же видят в фонде за новыми финансовыми технологиями? В прошлом году за ними видели такое же значение, что и за изобретением электричества и паровых машин.
При этом глава МВФ Кристин Лагард еще в ноябре 2018 говорила определенно, что государствам стоит подумать над выпуском цифровых активов, однако критика организации в отношении Маршалловых островов, которые ровно это и пытаются предпринимать, никак не согласуется с этим. Кроме того, МВФ выступает с осуждением экономической политики Мальты, ставя на одну доску доброжелательное отношение к криптовалютам, которое есть со стороны руководства этого островного государства, и то, что мальтийский подход к регулированию финансовых рынков якобы не способствует эффективной борьбе с правонарушениями в этой сфере.
Хочешь научиться — начни применять
Не только МВФ и Всемирный банк готовы тестировать и одновременно обучать сотрудников тому, как использовать блокчейн и криптовалюты. Так, Всемирный фонд дикой природы (WWF) в лице своего австралийского подразделения начал использовать блокчейн, чтобы с помощью QR-кода специалисты организации научились «считывать» с блокчейна всю историю происхождения некоторых видов рыб.
В Европе интерес к практическому изучению новых финансовых технологий велик. Так, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) отнесла в феврале текущего года блокчейн к одному из ведущих «цифровых трендов», заявив, что всем нужно «готовиться к приходу цифрового мира». При этом, что важно: в ОБСЕ считают, что стоит изучать эту технологию и цифровые активы, так как необходимо сконцентрироваться на том, как они могут помочь в решении вопросов, связанных с противодействием криминальным проявлениям в финансовой сфере, а не на том, как они сами могли быть инструментами в этом. В главной научно-исследовательской структуре ЕС, Блокчейн-обсерватории, в апреле объявили о том, что их специалисты начинают изучать блокчейн Ethereum и намерены обучать работе с ним других сотрудников организации, так как видят в нем платформу, которая показывает свою востребованность для запуска различных токенов.
В Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) высоко оценивают потенциал технологии распределенного реестра и блокчейна, в частности, в «способности фундаментально трансформировать целые отрасли и рынки». Чтобы понять, как это работает, ОЭСР привлекает к сотрудничеству блокчейн-бизнес. В этому году во второй раз организация спонсирует проведение OECD Blockchain Policy Forum — форума, где сотрудники организации могут детально ознакомиться с практическими кейсами применения блокчейна. Аналогичный подход используется и на страновом уровне, в частности, на Мальте и Кипре: здесь чиновники создают неформальные клубы с участием криптовалютного бизнеса, чтобы научиться современным технологиям. В России эту роль будет отчасти выполнять криптовалютная «песочница».
Как опыт МВФ и Всемирного банка поможет FATF
Интерес к криптовалютам со стороны международных институтов в немалой степени связан с вопросом безопасности. И здесь наблюдается неизбежное столкновение прагматичного подхода с политическими задачами тех или иных стран. Так, с необычно резкой критикой в адрес FATF выступила нью-йоркская аналитическая крипто-компания Chainalysis, которая является подрядчиком целого ряда структур американского правительства. Особенность ситуации заключается в том, что FATF возглавляет сотрудник Казначейства США Маршалл Биллингсли. В Chainalysis полагают, что желание FATF навязать странам-участницам этой организации, возникшей при G7, более суровые требования к работе криптобирж, чем к обычным биржам, приведут к тому, что обороты криптовалют станут все больше «жить» на децентрализованных площадках, что ухудшит возможности их отслеживания.
Так, мы наблюдаем отсутствие в руководстве FATF понимания того, как работают криптовалюты, а также очевидное стремление добиться главного: чтобы барьеры на пути шагов, которые предпринимают некоторые страны, как, например, Россия, участница FATF, чтобы обойти санкции США, были бы даже более жесткими, чем те, которые применяются для противодействия финансовым преступлениям. Криптовалюты могут быть инструментом обхода санкций, однако жесткое регулирование криптобирж приведет лишь к тому, о чем предупредила Chainalysis.
Между тем, полученный сотрудниками МВФ и Всемирного банка опыт работы с Learning Coin будет доступен всем заинтересованным лицам через специальный «хаб знаний», о котором говорилось выше, в том числе, специалистам FATF, что может привести к корректировке политики данной организации.
У всех ключевых международных институтов (МВФ, Всемирного банка, ОБСЕ, ОЭСР, FATF) есть общий подход к этому вопросу: блокчейн и криптовалюты — это реальность, которая сильно меняет существующий мировой экономический порядок. Уровень понимания этих технологий невысок, поэтому сотрудники таких структур либо напрямую, как в МВФ и Всемирном банке, либо опосредованно, как в остальных, будут обучаться тому, как с ними работать. В этом будет налажено взаимодействие с Блокчейн-группой WEF (Международного экономического форума) в Давосе, в которой не только выяснили, что 44 центральных банка мира занимаются исследованием блокчейна и криптовалют в настоящее время, но и выразили желание обучать сотрудников международных организаций и страновых регуляторов новым технологиям.
Решить вопрос с регулированием блокчейна и криптовалют «с наскока», как это требует FATF, очевидно, не удалось, поэтому предстоит длительный период овладения практическими знаниями в этой сфере, что может занять несколько лет. Между тем, некоторые страны смогут обучиться этим новым технологиям намного быстрее, и здесь большие перспективы у некоторых ведомств США, которые уже стали внедрять блокчейн на практике.