Налогообложение криптовалют: мифы и реальность
Человеческой природе свойственно нежелание делиться заработанным, и мало кто получает удовольствие, заполняя налоговые декларации и отдавая часть дохода государству. Тем более, если доход в персональный бюджет поступает в криптовалюте, которая до сих пор находится вне рамок правового поля. Наивно полагать, что стремления государственных структур легализовать криптовалюты обусловлены исключительно заботой о безопасности крипто-инвесторов. Возможность получения дополнительного дохода с граждан, осуществляющих операционную деятельность с криптовалютами, — одна из главных целей финансовых регуляторов.
Пока остается открытым вопрос, каким образом государство будет узнавать о крипто-активах граждан, тем более, что даже процедура KYС, лишающая обладателя крипты привычной анонимности, внедрена далеко не повсеместно. Вместе с тем государственная политика в части налогообложения довольно однозначна: гражданин должен платить налог со всех доходов, которые получает. Мы попытались разобраться, могут ли майнеры и криптотрейдеры спать спокойно, не беспокоясь о налоговых декларациях с полученного дохода?
На сегодня самый крепкий сон у крипто-энтузиастов из Сингапура, где налог на виртуальную валюту не взимается ни в каком виде. Хоть регуляторы и обещают изменить ситуацию, пока страна является тихой гаванью для крипто-бизнесменов, особенно из Японии, где налоговая ставка колеблется от 10% до 50%. В стране восходящего солнца действует прогрессивная ставка, и чем больше ваш доход, тем большую сумму придется отдать, выполняя свой гражданский долг.
Европейцы пользуются довольно мягким регулированием в Словении и в Болгарии, однако причастность этих стран к Евросоюзу вскоре внесет свои корректировки и в вопросы регулирования криптовалют, а вот Беларусь уже однозначно заявила, что налоги с крипты взимать не будет. По крайней мере до 2023 года.
В Соединенных штатах за налогообложение отвечает правительственное агентство IRS, которому ряд криптобирж уже отправляют регулярную отчетность с данными своих пользователей. Расчет налога производится на прирост капитала, исходя из рыночной стоимости криптовалюты на момент ее получения. О том, как регулятор выявляет держателей крипты, рассказал эксперт Центра Россия-ОЭСР РАНХиГС Иван Ерохин: «В июле на площадке ОЭСР как раз обсуждалась тематика налогового администрирования криптовалют. Очевидно, что самая большая проблема сегодня для налоговых органов — выявить доходы, которые были получены в криптовалюте. Опираясь на опыт США, озвученный на площадке, следует отметить, что налоговые службы не пытаются выявлять получение доходов, пока средства находятся в криптовалюте. Но как только лицо продаст криптовалюту и получит за нее фиатные средства — вот тогда налоговый орган озадачит вопросом налогоплательщика. При этом законопослушный гражданин может заявить о полученных доходах в налоговом периоде и заплатить налоги».
Интересно, что страны не тратят свой административный ресурс на выявление майнеров и их регистрацию. Система остается простой: вышел в фиат — заплати налог с дохода.
Стоит также отметить, что международная система автоматического обмена налоговой информацией, которая была создана ОЭСР (Россия участвует), пытается ответить на множество вопросов, поставленных криптовалютами. Текущее регулирование автоматического обмена информацией не включает в себя обмен информацией по наличию и суммам криптовалют, которые есть у лица. Из-за этого могут возникать случаи размывания налоговой базы, когда лицо будет укрывать свои доходы от налоговых служб в криптовалюте.
Интересна также норма, согласно которой меры налогового законодательства могут быть не зафиксированы законом, но оформлены в виде пояснения соответствующих регулирующих органов. Подобную «методичку» еще в 2014 году выпустило британское Министерство по налогам и сборам (HMRC). В мануале по обороту криптовалют, помимо прочего, упоминается их инвестиционный статус и необходимость уплачивать налог на прирост капитала, доходящий до 45%.
Майнеры в большинстве западных стран попадают под категорию самозанятых граждан, для которых предусмотрен отдельный налог. Но и здесь заполнение декларации остается на совести майнера, как и адекватность сумм, указанных в качестве дохода.
Этим летом Министерство финансов Российской Федерации пояснило, что доходы от криптовалюты в декларацию надо записывать самостоятельно и уплачивать с них налог на доходы физических лиц, составляющий в нашей стране 13%. Считать размер прибыли следует, исходя из разницы между стоимостью криптовалюты на момент покупки и доходом, полученным с его продажи. И вот тут внимание: даже если вы купили биткоин за $1000, и его курс вырос в разы, с точки зрения законодательства вы еще не получили доход. Получение дохода фиксируется тогда, когда вы переводите крипту в фиат, и только после наступления этого события имеет смысл задуматься о редактировании налоговой декларации.