Нуждается ли криптовалюта в обеспечении?
Когда снижается курс биткоина, как грибы после дождя множатся предсказания о том, что криптовалюты ждет «тотальный коллапс». Так, об этом пишет лауреат Нобелевской премии по экономике Пол Кругман. Эксперт говорит, что проблема биткоина в том, что у него нет обеспечения, хотя на деле это не препятствует тому, что все большее количество людей интересуются его покупкой.
Кругман приводит пример со стодолларовой банкнотой, которая обеспечена, по его мнению, тем, что есть денежные номиналы меньшего масштаба, а кроме того, есть сила, которая убедит кого хочешь, что доллар — это обеспеченные деньги.
Руководитель инвестиционного блока банка Goldman Sachs Шармин Моссавар-Рахмани бросает аналогичный упрек в сторону криптовалют, заявляя, что они так и не стали выполнять ни одной функции денег, то есть в том числе не представляют собой ценности, которую бы хотелось сберегать.
Выглядит малоубедительным, хотя стоит разобраться — а нужно ли вообще криптовалюте обеспечение? Кругман считает, что цифровые активы не имеют за собой ничего, кроме «самосбывающихся ожиданий». Однако то, что Кругман характеризует таким выражением, на самом деле есть нечто другое — это вера инвесторов в криптовалюты в то, что они трансформируют существующую мировую финансовую систему в лучшую сторону. При этом, если информация — это «новая нефть», то компьютерные вычисления, благодаря которым осуществляется майнинг криптовалюты и работает блокчейн, — это «новая сталь», чья стоимость явно отлична от нуля.
Вопрос о том, обоснована ли цена биткоина, можно считать практически решенным для немалого числа инвесторов. Если бы это было не так, то вряд ли бы 5% американцев по опросу Bankrate.com сказали бы, что они намерены вложить средства в криптовалюты в расчете на долгий срок — от 10 лет и больше, то есть открыть своего рода депозит, но без банка, намереваясь в дальнейшем жить на полученные доходы в пожилом возрасте.
Другое исследование дополняет картину: 40% американцев в возрасте от 18 до 37 лет, то есть миллениалы, отметили, что в настоящее время владеют цифровыми активами. Это показывает, что криптовалюты уже создают реальную конкуренцию обычным деньгам, что признает аналитик Банка Канады Мохаммад Давуудалхуссейни (Mohammad Davoodalhosseini). В своем свежем исследовании он доказывает, что та эффективность сделок, которая видна при использовании криптовалют, и есть та ценность, то «обеспечение», что делает их более выгодным средством платежа в глазах потребителей, чем обычные деньги.
Более того, специалист из канадского банковского регулятора полагает, что в случае замены обычных денег на криптовалюты будет наблюдаться заметный рост благосостояния населения. Он провел расчеты на базе экономик США и Канады и учел при этом положительное влияние технологий, которые приводят в общество криптовалюты. Мохаммад Давуудалхуссейни заключает, что вывод из обращения обычных денег не только желателен, но и необходим, так как по его финансовой модели существование одновременно двух систем денег, криптовалют и обычных, будет препятствовать экономическому росту указанных выше стран.
При таком подходе сам по себе отпадает вопрос о «необходимости» обеспечения криптовалют «чем-то», а феномен «стейблкоинов», криптомонет, чья стоимость привязана к какому-либо активу, уже приобретает другую окраску. Известные «стабильные криптомонеты» Tether и TrueUSD, которые имеют обеспечение в виде долларов, могут подвергнуться всем тем рискам, которые связаны с американской валютой. В отличие от биткоина, эмиссия доллара США является непредсказуемой, как и поведение ФРС США, который не раз менял свою политику, отказываясь от предыдущих обещаний и прогнозов. Курс доллара США, который в прошлом году терял 10% своей стоимости к евро, в этом году пошел в обратную сторону, но как долго этот рост продлится и что будет дальше — неизвестно. Слабые места есть также и у других активов, которыми пытаются «укрепить» некоторые криптовалюты. Так, венесуэльская El Petro, привязанная к цене нефти, которая, будучи выраженной в нестабильных долларах США, может пойти по пути цены этого сырья, которая уже давно совершает малопредсказуемые колебания.
Слабые места можно найти и у криптовалют, которые пытаются «подкрепить» другим фиатом, нежели долларом США, как, например, проект EURS, обеспеченный евро. Возникают риски, связанные с тем, что вместе с возможным ужесточением регулирования криптовалют в еврозоне, все затруднения, которые возникнут в таком случае, особенно явственно перекинутся на подобную криптовалюту. Пытаться подкрепить децентрализованные по сути криптовалюты, в основе которых лежит блокчейн, централизованно выпускаемыми и контролируемыми активами, выглядит достаточно странным, однако такое все равно пытаются организовать.
Кроме того, печально выглядят проекты по запуску криптовалют KAU и KAG, подкрепленные физическим золотом и серебром соответственно: достаточно посмотреть на ценовую динамику этих драгоценных металлов по годам, чтобы убедиться в их сильной ценовой изменчивости и в отсутствии возможности гарантировать инвесторам в эти активы постоянный и стабильный рост — то, что предлагает уже сегодня биткоин, чье количество ограничено, причем децентрализованным образом, а сама криптовалюта с 2009 года показывает в годовом выражении постоянный рост.
В случае с золотом и серебром, объемы потенциальной добычи и предложения этих активов на рынке остаются «котом в мешке». Не лучшим выходом будет подкреплять криптомонеты, например, алмазами: в этом смысле нельзя согласиться с Чарли Ли, основателем лайткоина, который сравнил криптовалюту XRP (Ripple) с рынком драгоценных камней. Ли говорит, что объемы эмиссии риппл и объем драгоценных камней на рынке контролируются. Однако, если в случае с риппл можно представить, сколько будет этих криптомонет, то в ситуации с алмазами трудно быть уверенным, что их количество на рынке поддается независимой верификации, учитывая в том числе тот факт, что значительные объемы выкупаются с рынка отдельными государствами для недопущения риска снижения стоимости этих активов.
Попытка «подкрепить» чем-то криптовалюты, особенно те, репутация которых, как биткоина, уже известна и сложилась на протяжении многих лет, выглядит бессмысленной. Цена биткоина демонстрирует спады и подъемы, но никак не признаки паники, в отличие от всех других инвестиционных активов, которые не раз в истории сталкивались с паническими распродажами. Признавать криптовалюты в качестве современной формы денег — это уже удел не только крипто-энтузиастов. Так, Ролан Стадлер, старший менеджер и специалист в области данных одной из ведущих аудиторских компаний мира, PricewaterhouseCoopers, уверен, что биткоин выполняет функции и платежного средства, а также предоставляет технологическую платформу для осуществления платежей. Джим Эпштейн, делая обзор двух книг по криптовалютам во влиятельном американском консервативном журнале The Reason, заявляет, что «изобретение Сатоши Накамото может оказаться самой лучшей формой, которую можно было бы придумать».
Желание «всучить» какое-то обеспечение или ценность той или иной криптовалюте — это косвенное признание сторонников этой идеи, что криптомонеты без этого неустойчивы. Однако в этом они тогда сходятся с теми, кто вообще не верит в криптовалюты. Так, например, Эрик Будиш, профессор экономики Чикагского университета уверяет, что «инвесторам в золото нет нужды беспокоиться, что Bitcoin может его заменить». Сама попытка «развеять» страхи уже показывает, что опасения, во-первых, уже есть, а особенно волнуются за свою судьбу банки, которые управляют большими объемами золота. А во-вторых, у этих страхов есть основания. И что любопытно, Будиш в качестве доказательства правильности своего тезиса приводит следующий аргумент: мол, объем долларовой оценки запасов золота в мире составляет $7.5 триллиона, что более чем в 50 раз выше капитализации биткоина.
Marketwatch сообщает нам, что «весь крипторынок стоит всего лишь долю того, что стоит золото». Но, во-первых, как отмечает глава Bitcoin Suisse Никлас Николайсен, «1% от стоимости всего золота в мире — это уже немало». А во-вторых, если посмотреть на этот факт с другой стороны: а не является ли такая высокая капитализация рынка золота, а также ценных бумаг и деривативов признаком не их устойчивости, а наоборот, того, что это просто огромные «финансовые пузыри»?
Когда 25 июля Facebook потерял за несколько часов $150 миллиардов своей капитализации, разве это не было мощным сигналом, свидетельствующим о нестабильности современного финансового рынка, признаки которого лишь начинают проявляться? В Гонконге, по опросу, проведенному местной ассоциацией блокчейна, 46% ожидают в ближайшие 12 месяцев наступления кризиса, а половина из них намерены снижать риски, вкладываясь в криптовалюты. Миллиардер Билл Миллер, который большую часть своего состояния (около миллиарда долларов) заработал на инвестициях в криптовалюты, уверен, что биткоин станет новыми деньгами и заменит золото, начав выполнять функцию мировой резервной валюты — ту, что сейчас выполняет доллар США и некоторые другие валюты.