Почему регуляторы не видят успехи ICO, блокчейна и криптовалют?
Одно дело, когда критикуют криптовалюты и блокчейн отдельные экономисты — они могут лгать, выдавая это за собственную точку зрения. Другой момент, когда откровенно фантастические заявления звучат от регуляторов.
Так, недавно приступивший к своим обязанностям заместитель председателя Банка Японии Масаеши Эмамия считает, что «криптовалюты редко используются в ежедневных сделках, а также в большинстве своем являются целью для спекулятивных инвесторов». Это является, особенно в ситуации с Японией, утверждением, не имеющим ничего общего с действительностью. Не стесняется критически высказываться в отношении процедуры ICO глава Банка России Эльвира Набиуллина: по ее словам, с самого начала процесс выпуска токенов не был в должной мере огражден от мошенников.
В США регулятор рынка ценных бумаг и бирж (SEC) обнародовал меморандум, в котором объяснил свое нежелание давать добро на запуск биржевых инвестиционных фондов (ETF) на биткоины: «рынок криптовалют демонстрирует неспособность выполнить требования американского закона о ценных бумагах в части 6(b)(5)», так как не может «предотвратить мошеннические действия и операции спекулянтов на рынке». Кроме того, SEC, не давая возможности запустить Bitcoin ETF, объясняет свой шаг странным образом: объем спроса на инструменты, которых еще нет, «незначительный».
Спрос на биткоин растет
Во всех критических замечаниях регуляторов прослеживается попытка «навесить ярлыки», не обращая внимания на то, что эти ярлыки никак не будут соответствовать действительности. Между тем, как заявил аналитик Вилли Ву, степень заполненности потенциального объема памяти блока биткоина выросла до рекордных 95%, при этом размер комиссий за транзакции с криптовалютой не увеличился. Более того, если в 2017 году, когда этот показатель был равен 85%, а средний размер комиссии составлял $25, то сейчас плата за транзакции упала до $0.1. Логично, что это привлекает инвесторов: по данным старшего рыночного аналитика eToro Мати Гринспэна, с апреля наблюдается рост нагрузки на блокчейн биткоина. И вывод он делает правильный: направляет дополнительно 16% средств своего инвестиционного портфеля на покупку криптовалют. Он подчеркивает, что объем сделок с криптовалютами сейчас значительно выше, чем в январе 2017 года, и лишь ненамного меньше исторически рекордного значения в январе текущего года. Купля-продажа криптовалют, их аккумулирование — это уже есть то ежедневное использование криптомонет, которое некоторые не видят, не говоря об использовании их либо в качестве инструмента для осуществления денежных переводов (как в случае с платформами Ripple), так и непосредственно в качестве средства платежа.
2018 — год рекордного успеха ICO
Процедура ICO стала ярким символом успеха криптовалют, даже несмотря на то, что в большинстве стран регуляторы смотрят на нее с подозрением. А зря. Инвесторы своими деньгами голосуют за то, чтобы ICO развивалось: это менее затратная процедура привлечения финансирования, чем IPO. По данным PricewaterhouseCoopers, для запуска 83% IPO в мире потребовалось не менее одного миллиона долларов расходов. Качественное ICO сейчас, конечно, стоит немало, однако все же есть возможность выбора, можно осуществить размещение токенов бюджетно.
Успехи ICO подтверждаются статистикой сбора средств.По данным Autonomous Research, если в прошлом году в новые токены было вложено $7 миллиардов, то за неполный текущий год — уже 12 миллиардов долларов. Аналогичное изучение рынка другой компанией, Fabric Ventures, дало схожий результат — $12.6 миллиарда привлеченных средств за период с января по сентябрь текущего года. При этом за прошлый год, по данным CoinSchedule, в ICO было вложено $6.56 миллиарда. К слову, в текущем году самый большой рост инвестиций в ICO дала Европа, со своим классическим и сдержанным подходом к вложениям средств в новые классы активов.
Токены как акции: рост устойчив в долгосрочной перспективе
Но даже очевидный тренд на рост популярности ICO не может остановить критиков. В докладе аудиторской компании Ernst&Young найдено якобы доказательство ненадежности данной процедуры: 86% новых токенов сейчас стоят меньше, чем во время размещения. При этом аналитики не могли все же пройти мимо того факта, что по сравнению с концом прошлого года на 15% выросло число ICO, которые имеют либо готовый продукт, либо его прототип. Но если токены подешевели, то это крах? Никак нет. Например, акции компании Apple спустя 10 лет после размещения теряли более 80% свой цены по сравнению с максимальным значением, и только спустя 21 год смогли вырасти с курса в $0.44 до $220, то есть подорожать в 500 раз. Неясно, почему ту же логику Ernst&Young не хочет применить к цене токенов?
ICO как IPO, только лучше
Все якобы «минусы» ICO на самом деле наблюдаются в меньшей степени, чем при IPO. При ICO, например, более мягко ощущается вопрос underpricing, то есть ситуации, когда токены продаются значительно дешевле, чем могли бы: учитывая то, что токены имеют больший функционал, чем акции, то интерес инвесторов к ним значительно больший. Есть и общие нюансы для IPO и ICO: как писали авторы «Thinking, Fast and Slow», Дэниэл Канеман и Амос Тверски, если перед размещением ценных бумаг они получают значительное положительное освещение в СМИ, граничащее с хайпом, то в течение двух лет после их продажи с большой долей вероятности они испытают нисходящую коррекцию. Успех IPO, а значит и ICO, определяется во многом удачно выбранной датой. Исследование также показывает, что фиксируется заметный рост таких проектов, которые имеют долгосрочный характер, так что пример с акциями Apple типичен. Более того, в странах с развивающимися экономиками при IPO за первый день размещения бумаги могут дорожать на 60% — такое не вызывает удивления, однако, если это случается при ICO, то вызывает волну разговоров о «спекулятивности» процедуры выпуска токенов. Более того, ICO имеет также право, как и IPO, преследовать не только цель финансирования проекта для воплощения задумок: так, как отмечают исследователи, IPO (а значит и ICO) могут использоваться «для распространения информации о проекте и обеспечения ему прозрачности через публичность».
Блокчейн может поглотить Уолл-стрит
Очевидно, что разговоры о том, что с ICO «что-то не то», не имеют под собой никаких оснований. Особенно критикам запуска новых токенов было бы интересно узнать, что токенизация базируется на действительно колоссальных возможностях по увеличению пропускной способности блокчейна. Компания DTCC совместно с Accenture и R3 доказала опытным путем, что тестовый блокчейн способен выдерживать нагрузку по обработке операций, которая превышает пиковые моменты максимального объема сделок на Уолл-стрит. Это недвусмысленное послание трейдерам: вся торговля ценными бумагами может быть без проблем перенесена на блокчейн. А это означает, что будут заданы новые стандарты по прозрачности ведения трейдингового бизнеса, которые полностью исключат возможность появления финансовых пирамид, как, например, Бернарда Мэдоффа, который на протяжении нескольких лет проводил спекулятивные операции с ценными бумагами и был признан судом мошенником, однако SEC ничего не замечала. Как и «не замечает» спекулятивного характера нынешней торговли ценными бумагами: как рассказал старожил Уолл-стрит, экс-банкир JPMorgan и глава департамента аналитики Fundstrat Global Advisors Том Ли, в целом объем спекулятивной торговли в 240 раз превышает объем сделок с реальной поставкой. В частности, «наименее» спекулятивными являются сделки с нефтью и золотом, где на каждый доллар США реальной поставки приходится $40 торговли «бумажными» активами — та практика, которая не пойдет на пользу криптомиру в случае его интеграции с институциональными инвесторами по принципам Уолл-стрит. И, кстати, несмотря на все эти попытки надуть «финансовые пузыри», доходность ETF, ориентированных на акции американских корпораций, составляет с начала года всего +3%.
Блокчейн и криптовалюты невозможно отделить друг от друга
Таким же образом регуляторы «не замечают», что есть очевидные преимущества криптовалют перед фиатом. А ведь ясно, что цифровые платежи, которые намного удобнее, чем даже бесконтактные сделки с помощью мобильных устройств, являются на текущий момент самым комфортным способом организации «языка бизнеса» — сделок. Блокчейн, обеспечивающий абсолютную прозрачность сделок, становится гарантом тренда на уменьшение использования криптовалют в криминальных целях, чего не скажешь о фиате. Попытка отделить очевидно отличные свойства блокчейна от якобы «сомнительных» криптовалют является бессмысленной: как подчеркивает Георгий Киквадзе, вице-президент Bitfury, это все равно что попытаться отделить интернет от протокола TCP/IP.
CFTC: лучше потеряем первое место по инновациям, чем поверим в криптовалюты
Очевидные успехи ICO, блокчейна и криптовалют «не видны» регуляторам, даже в США и Японии, крупнейших по оборотам рынках криптомонет. Откуда такая легкость у Кристофера Джанкарло, главы Комиссии по торговле товарными фьючерсами (CFTC) в высказывании, который уверен, что США не будут лидером в сфере блокчейна и криптовалют, и что «не во всем же лидировать американской экономике»? Такая капитуляция, а на самом деле — нежелание ни CFTC, ни SEC идти навстречу новым явлениям, что отлично показало недавнее исследование Yahoo Finance, говорит лишь о том, что регуляторы не знают, что делать в ситуации, когда финансовые технологии, обладающие свойством децентрализованности, своим потенциалом могут трансформировать весь мировой экономический порядок: IPO может быть заменено на ICO, а банки и другие финансовые посредники могут исчезнуть.
Центральные банки упускают шанс
Между тем можно согласиться с Энтони Помплиано, который считает, что «первый центральный банк, который полностью воспримет биткоин, будет иметь значительное преимущество в течение последующих 100 лет. Борьба с технологической эволюцией никогда не являлась мудрым решением». Пока центральные банки и другие регуляторы финансового рынка топчутся на месте, пытаясь с помощью институциональных инвесторов «сделать криптовалюты зрелыми», как говорит Джанкарло, эти институциональные инвесторы соотносятся с криптовалютами таким же образом, как упряжка лошадей с автомобилем: разные скорости, разный уровень безопасности не оставляют сомнения в том, кто в итоге выиграет забег на длинной дистанции.