Социальная ответственность криптовалютного бизнеса — есть ли она?
Криптовалютный бизнес по своей природе несет отпечаток децентрализованности, которая определяется технологической сутью криптомонет. Даже намеки на централизованность, как, например, у эфира, риппл и EOS, вызывают шквал критики. Между тем есть один аспект деятельности бизнеса, который может быть осуществлен лишь группой людей, часто по какому-то централизованному плану, а не хаотично. Речь идет о социальной ответственности бизнеса.
Что это такое? Как говорят американцы, компания должна быть community-like, то есть «вовлеченной» в жизнь того района, города, где находится ее штаб-квартира или где проходит ее деятельность. Криптовалютный бизнес чаще всего развивается в своеобразных резервациях: например, в свободной экономической зоне (СЭЗ) Кагаян на Филиппинах или в Парке высоких технологий, который расположен на окраине Минска. Даже Мальта, где появились головные офисы Binance и OKEx, также производит ощущение, что деятельность этих компаний замкнулась в рамках одного островного государства.
Да, современные коммуникации позволяют быть на связи со всем миром, однако эти способы взаимодействия не могут заменить личное общение представителей криптовалютного бизнеса не только с теми, кто уже «в теме», но и с новичками, которые относятся с подозрением к блокчейну и криптовалютам, как в 90-е годы старшее поколение не понимало, что такое интернет и мобильная связь. Такую аналогию проводил Том Ли на конференции ChainXChange.
Криптовалютная благотворительность и ее ошибки
Одним из важных направлений социальной ответственности бизнеса является благотворительность. Так, глава Binance Чанпен Чжао объявил о выделении $1 миллиона, частично в биткоинах, Binance coin, а также в японских иенах, на помощь пострадавшим от наводнения на Западе Японии. Примечательно, что это стало разовой акцией: Чжао обратился к «своим» же участникам криптомира для организации всей «логистики» такой благотворительности, то есть не воспользовался возможностью, чтобы выйти с помощью этой инициативы на сотрудничество с международными организациями, такими как Международный Красный Крест, или с компаниями, которые не имеют отношения к финтехнологиям. Это ошибка.
Пожертвования Виталика Бутерина тоже выглядят как разовые акции и персональная инициатива, а не как желание всего сообщества Ethereum-инвесторов. Бутерин также кооперировался лишь со «своими» — на этот раз с представителями команды OmiseGO, чтобы оказать поддержку семьям беженцев в Уганде. Также возникает вопрос, почему в дальнейшем идея такой помощи не стала главным социальным козырем для Binance, когда она пришла этим летом в Уганду, хотя у криптобиржи был открыт фонд Binance Charity, опять-таки, на Мальте?
Более эффективно выглядит поддержка, когда в Венесуэле появились представители команды криптовалюты Dash: с криптомонетами стали работать 1450 различных торговых точек в стране (это больше, чем в США), тем самым демонстрируя то, что криптовалюты помогают покупать товары там, где де-факто отказываются принимать даже местные боливары. Аналогичным образом поступили представители NANO, хотя их минус заключается в том, что они не стали активно развивать сотрудничество с местными ритейлерами, а сосредоточились лишь на покупке бесплатных продуктов питания для малоимущих. Такая же ошибка наблюдается и у благотворительного проекта команды Bitcoin Cash: такое с точки зрения бизнеса целесообразно, когда это работает на его цели, в случае с криптовалютами — на их признание таким же платежным средством, как и фиат.
Бесплатная раздача криптовалют: как правильно это сделать
Еще один вариант социальной ответственности — это бесплатная раздача криптовалют представителям социально незащищенных слоев общества. За 18 месяцев организации GiveCrypto, которую создал генеральный директор американской криптобиржи Coinbase Брайан Армстронг, удалось раздать криптомонеты для 10,000 человек — не такой уж и большой масштаб. С одной стороны, $1000 в эфирах для каждого — это немало, с другой стороны, для того, чтобы эту инициативу заметили, нужен больший охват операций.
Прав Джонатан Виилер, который намерен выделить биткоины на сумму в $300 миллионов, так как он убежден, что для того, чтобы добиться значимого эффекта в благотворительности, «необходимо делать ее для масс». Он верно ставит две цели: помочь бедным жителям конкретной страны, Венесуэлы, и при этом «научить их использовать биткоины».
Но в раздаче криптовалют можно столкнуться с обманом. Однако даже если таковой случается, все равно это минус и для тех, кто начинает такой благотворительный проект, как, например, это случилось с предложением о раздаче бесплатных криптомонет Dash: оказалось, что среди более чем 100,000 подписантов есть очень много подозрительных заявок на получение такой поддержки. От запуска данной инициативы остался неработающий сайт, а также неловкое утверждение представителя Dash Марка Мэйсона о том, что планируется достичь числа заявок в размере одного миллиона.
Примечательно, что тема криптовалютной благотворительности как прорывного способа «выхода к людям» попала под пристальное внимание властей Китая. Официальный Пекин видит в этом конкуренцию и угрозу своим функциям, поэтому намерен перевести благотворительность на подконтрольный государству и запатентованный блокчейн. Патенты, как уже говорилось ранее, используются не ради того, чтобы способствовать развитию криптовалют.
Социальная ответственность криптовалютного бизнеса: быть ближе к заботам людей
Между тем не только благотворительность может стать проявлением социальной ответственности криптовалютного бизнеса. Это также и имеющаяся поддержка различных образовательных программ в школах и вузах, но здесь очень важно, чтобы они сопровождались практическим освоением криптомонет с обязательной возможностью расплатиться ими, например, в студенческом кафе.
Выплаты зарплаты в криптовалютах — это также социальная ответственность криптовалютного бизнеса, который подтверждает для общества действительность веры в основополагающие принципы криптомира. И то, что большинство работающих в таких компаниях готовы получать зарплату в криптовалютах — логично, однако необходимо распространять эту практику на тех, кто только приходит в компанию, а также при работе с бизнес-партнерами. Кроме того, более ярко может проявить себя криптовалютный бизнес, если запустит для своих сотрудников криптовалютные негосударственные пенсионные планы. Учитывая остроту восприятия в российском обществе вопроса о планируемом повышении пенсионного возраста, демонстрация того, что крипто-бизнес готов взять на себя часть социальной ответственности государства в виде крипто-пенсий, нашла бы большой отклик у значительного числа друзей и знакомых тех, кто работает в криптомире.
Важный момент, который часто упускает криптовалютный бизнес, — вклад, который он дает экономике. Это то, о чем нужно говорить с обществом, с представителями государственных органов, отстаивая интересы всей отрасли. Доля биткоина в российской экономике, по оценке Citigroup, на начало года оценивалась уже не менее чем в 5% ВВП. Темп роста ВВП, который в текущем году по оценке МВФ составит 1.7%, означает, что криптовалютный сектор экономики России является ключевым для ее развития. Он создает рабочие места, а также оказывает поддержку энергетическому сектору экономики, создавая дополнительный спрос на его продукцию. Кроме того, криптовалютный сектор является главной точкой инновационной активности в России, запуская процесс модернизации во многих отраслях.
Работая с социальной ответственностью, крипто-бизнес может составить здоровую конкуренцию традиционным компаниям не только в технологическом плане. Так, Сара Калверли, специалист по кадрам в Microsoft, хоть и скептично настроена к криптовалютам, однако признала, что запрет на покупку биткоинов с помощью кредитных карт, введенный австралийским банком Commonwealth Bank of Australia, — это «проявление страха увидеть отток капиталов в биткоины, а не социальная ответственность организации». Тем самым эта кредитная организация в глазах даже крипто-скептиков стала терять очки, а криптомир стал их зарабатывать.
Социальная ответственность — более важный фактор для распространения криптовалют, чем кастодиальные сервисы и криптовалютные ETF. Социальная ответственность делает криптовалюты ближе и понятнее миллионам потенциальных розничных инвесторов. Это лучшая реклама, ориентированная на них. Как верно подметил инвестор Шон Биггс, «каждому ICO-проекту стоит стараться давать что-то тем, кто менее удачлив в этой жизни».
Медленное распространение криптовалют — это признак не того, что регулирование в большинстве стран «не подталкивает» к инвестированию и использованию криптомонет, а того, что большое число людей не видят «души» в криптомире. Поэтому необходимо, чтобы у каждого ICO-проекта был не только white paper, но и Social Responsibility Report. И это, конечно, должно быть не формальным отношением, а массовой работой с тысячами и миллионами людей, «от двери к двери». Необходимо идти в комьюнити, становиться ближе к людям, а уже через это добиваться признания на уровне регуляторов.