Стейблкоин Havven: технология, обеспеченность, философия

Стейблкоин Havven: технология, обеспеченность, философия

Проект Havven, объединяющий децентрализованную платежную сеть и стейблкоин, объявил, что собирается выпустить свой стейблкоин nUSD на блокчейне EOS к концу этого года. При этом стартап не планирует отказываться от сети Ethereum: nUSD станет кроссплатформенным стейблкоином, который будет существовать параллельно на двух блокчейнах и позволит осуществлять переводы между децентрализованными платформами без посредничества бирж. 50% новых токенов Havven, созданных на Ethereum, будут распределены среди текущих держателей Havven в ходе эйрдропа (минимальное количество Havven, которые должен иметь пользователь, чтобы получить новые монеты, пока не определено).

стейблкоин Havven

«На данном этапе криптовалюта все еще находится в стадии становления, и неясно, какие блокчейны смогут масштабироваться. Поэтому важно, чтобы проекты, предлагающие блокчейн-инфраструктуру, планировали предоставлять кросс-чейн-совместимость так, чтобы их успех не был привязан к успеху какого-либо блокчейна», — сказал основатель Havven Кейн Уорвик.

Когда много проектов — это плохо

В начале августа в блоге на Medium Уорвик опубликовал пост, посвященный проблеме «фрагментарности» сегодняшней крипто-индустрии: создавая свой крипто-актив и свою экосистему, проект выбирает один из существующих блокчейнов или разрабатывает новый. В итоге, с одной стороны, большинство токенов не интероперабельны и заперты внутри одного блокчейна, а с другой стороны, сильные проекты (на сегодня в этой сфере королем остается Ethereum) предлагают свою платформу для создания новых токенов и таким образом монополизируют рынок и ресурсы, что противоречит идее децентрализации. «Это соревнование за ресурсы и внимание разработчиков может разыгрываться в течение следующих лет или даже десятилетий», — пишет Уорвик, при этом отмечая, что даже Ethereum пока рано делать победителем этой гонки и причислять к надежным платформам: «Хотя у Ethereum есть хорошо продуманный план для [решения проблемы] масштабирования, неизведанное пространство разработки децентрализованных систем слишком огромно, чтобы ждать, пока один проект найдет решение».

Уорвик провел аналогию с операционными системами (ОС), напоминая, как бо́льшая часть разработческой деятельности перешла с Windows на Linux — именно из-за совместимости различных операционных систем внутри этого семейства: «Хотя существует много операционных систем Linux, инструменты вроде Apache (веб-сервер. — DeCenter) работают на каждой из них. В противоположность, представьте, что Apache работал бы только на SUSE (одна из ОС Linux. — DeCenter), а nGINX (веб-сервер. — DeCenter) — только на Ubuntu (одна из ОС Linux. — DeCenter), и усилия по переносу [с одной ОС на другую] составляли бы половину от усилий по первоначальной разработке. Теперь представьте, что только одна комбинация [веб-сервера и ОС] является жизнеспособным решением. Это пример проблемы, с которой мы сталкиваемся при войнах между платформами смарт-контрактов», — пишет Уорвик, отмечая, что вместо попыток создать «новый, улучшенный» Ethereum, надо стремиться к объединению рынка и развитию крипто-индустрии в целом, а не отдельной платформы.

Читаем white paper

Havven провел ICO в феврале, достигнув хардкэпа в $30 миллионов за 90 минут. 12 марта проект объявил о распределении токенов Havven, а в апреле запустил в основной сети тестовый стейблкоин eUSD. С помощью специального конвертера можно было обменять эфир на eUSD и обратно. После успешного тестирования, 11 июня, Havven запустил свой реальный стейблкоин — номин (Nomin, или nUSD). Его также можно приобрести за эфир с помощью размещенного на официальном сайте конвертера (для этого требуется иметь кошелек MetaMask или MyEtherWallet), и в июле токен вышел на гонконгскую криптовалютную биржу KuCoin. Второй внутренний токен платформы — Havven — уже торгуется на Coinspot, KuCoin, Qryptos, Gate.io, Tidex и IDEX.

Согласно white paper, Havven объединяет в себе лучшие черты биткоина и стейблкоинов, то есть децентрализацию и стабильный курс. «Havven — это децентрализованная платежная сеть, в которой пользователи осуществляют транзакции напрямую [с использованием] стабильной криптовалюты. Те, кто использует стейблкоин, платят комиссии тем, кто поддерживает обеспеченность сети, компенсируя их риски», — говорится в описании проекта.

Такая структура обеспечивается двумя связанными между собой токенами: номином и Havven. Номин — это стейблкоин с «плавающей» эмиссией, и главная задача в том, чтобы его цена в фиатной валюте оставалась стабильной. И если номин представляет собой средство обмена, то Havven отвечает за обеспечение системы. Его эмиссия не изменяется.

Владение токеном Havven дает право выпускать такое количество номинов, которое будет пропорционально долларовой цене Havven, находящихся в условном депонировании. В традиционной финансовой системе условное депонирование, или эскроу-контракт, представляет собой передачу денежных средств или активов, участвующих в сделке, третьей стороне, которая будет удерживать эти активы, пока не будут выполнены условия сделки. Простым примером переноса этого принципа на крипто-индустрию являются смарт-контракты Ethereum.

В данном конкретном случае в эскроу-контракте удерживаются токены Havven. И если пользователь хочет их получить, он должен предоставить системе правильное количество ранее выпущенных номинов. То есть это является условием выполнения такого контракта.

Токен Havven создает в системе так называемый распределенный «пул обеспечения», который поддерживает постоянную цену стейблкоина, а ценность пула, или внутренняя ценность Havven, опирается на комиссии с транзакций. Таким образом, рост объема транзакций будет повышать ценность пула, позволяя эмиссии токенов расти и соответствовать спросу.

«Это создает вид обеспеченных денег, при котором не требуется наличие физического актива, таким образом избавляя от проблемы доверия и хранения. Выпуск номинов требует большего количества Havven, депонированных в системе, гарантирующих, что номины могут быть погашены по номинальной стоимости, даже если цена Havven упадет. Система стимулирует выпускать номины или уничтожать их в ответ на изменение спроса, но в конечном итоге внутренняя ценность Havven будет отражать требуемую эмиссию номинов. Такое подкрепление стейблкоина обеспечивает полную прозрачность в вопросе того, сколько токенов было выпущено при текущем объеме обеспечения. Это дает твердую базу для уверенности в кредитоспособности платежной сети, построенной [по такому принципу]», — отмечается в white paper проекта.

Разгадка Tether

Создатель очередного стейблкоина уверен, что многие проекты, работающие в этой нише, идут в неправильном направлении — речь о токенах, которые пытаются превзойти главный на сегодня стейблкоин, Tether, в аспекте прозрачности.

«Tether омерзителен. Но не потому, почему вы думаете», — так начинается недавний пост Уорвика в блоге Havven. Перед обсуждением стейблкоинов Уорвик делает небольшой экскурс в историю крипто-проектов, поскольку он считает, что крипто-предприниматели работают над неправильными вещами из-за недостатка «фундаментального понимания истории децентрализованных систем». «Эти блокчейны слишком медленные — давайте просто сократим количество нод! Эти монеты слишком волатильны — давайте просто закинем в банк пачку фиата!» — приводит Уорвик примеры неправильной логики.

Итак, по крипто-летописи Уорвика, 2016 был годом проектов, созданных «сбежавшими» из Bitcoin и ранними сторонниками Ethereum, и их проекты, по словам Уорвика, были «довольно здравыми». «Все начало менять курс в сторону опасной территории в начале 2017, когда каждый стал создавать маркетплейсы для всего, что только можно представить — от марихуаны до стоматологических услуг — с соответствующим токеном», — пишет Уорвик. Далее, к середине и концу 2017 года акцент сместился на децентрализованные биржи (DEX), потому что где-то должно было торговаться это «цунами этих новых токенов». В конце 2017 — начале 2018 в центре внимания оказались платформы смарт-контрактов нового поколения, пытающиеся решить проблему масштабирования Ethereum. Наконец, «сейчас, в середине 2018… каждый второй проект — стейблкоин».

При этом шумиха вокруг скрытности Tether и его возможно неполной подкрепленности, по мнению Уорвика, толкнула такие проекты не в ту сторону. «Лично я верю, что с большой долей вероятности Tether полностью подкреплен. Он также является практичным решением крипто-волатильности, — отмечает Уорвик. — Tether представляет собой абсолютную противоположность криптовалюты и того, что должен был создать биткоин: устойчивый к цензуре, децентрализованный и неизменяемый способ осуществлять транзакции через интернет. Люди не видят, что внешняя проблема… — недостаток прозрачности — это фича, а не баг».

Уорвик считает, что Tether сознательно предпочитает оставаться туманным, чтобы как можно дольше оставаться на «серой» правовой территории: «Если бы им пришлось полностью раскрыть, где хранится обеспечение, это бы побудило регуляторов задавать вопросы, которые они, скорее всего, и зададут в какой-то момент. Поддерживая определенную степень непрозрачности, Tether откладывает неизбежное», — пишет Уорвик. Поэтому, по его мнению, проекты, создающие «прозрачный Tether», пытаются решить проблему, которой не существует и, более того, сами рискуют оказаться в затруднительном положении. «Правительство США не позволит людям создавать собственную валюту. Биткоин просуществовал так долго только потому, что он был разработан с целью избежать централизации, которая подорвала более ранние попытки создать интернет-деньги», — отмечает Уорвик, приводя в пример закрывшиеся проекты E-Gold и Digicash.

Он также высказывает предположение о том, что Tether еще не последовал за ними и не канул в лету под гнетом правительства (то есть центральной власти) благодаря тому, что биткоин обеспечивает «привлекающую внимание дымовую завесу, за которой можно спрятаться, [но] которая несомненно рассеется достаточно скоро». Уорвик уверен, что рано или поздно Tether подвергнется цензуре и потеряет привилегию децентрализации, а потому не может быть решением проблемы волатильности в долгосрочной перспективе.

Разгадка биткоина

Говоря о критической важности децентрализации, Уорвик приводит слова Сатоши, который в 2009 году написал: «Многие люди сразу же отклоняют идею электронной валюты как проигранное дело, потому что все [подобные] компании провалились в 90-е. Я надеюсь, очевидно, что их разрушил их центрально контролируемый характер. Я думаю, это первый раз, когда мы пытаемся создать децентрализованную, не основанную на доверии систему».

По мнению Уорвика, именно это качество (настоящая децентрализация) сделало биткоин настолько жизнеспособным. Однако его слабая сторона заключается в монетарной политике, которая делает его крайне волатильным и непригодным для использования в качестве средства обмена. Потому, по мнению Уорвика, проекты стейблкоинов должны стремиться не к «лучшему Tether», а к стабильному крипто-активу, который не будет жертвовать децентрализацией.

Исходя из концепции Уорвика, критерием успешности стейблкоина можно считать внимание со стороны правительства: «Будьте уверены, когда решение будет найдено, [против этой криптовалюты] будут приводиться те же аргументы, что сегодня приводятся против биткоина, но в гораздо более агрессивной манере… [поскольку] стабильная децентрализованная валюта будет реальной угрозой фиату».

Подписаться
на DeCenter в Telegram