STO или IEO: чему отдаст предпочтение крипторынок

STO или IEO: чему отдаст предпочтение крипторынок

Во второй половине 2018 года сборы ICO падали все ниже и ниже. По данным аналитического агентства Diar, к ноябрю 2018 года они упали до рекордно низкой отметки и составили $65 миллионов. Снижение сборов ICO заставило криптосообщество заговорить об STO (Security Token Offering), как о новой реинкарнации токенсейлов, которая поможет крипторынку выйти из кризиса. Чуть позже эти же надежды стали связывать и с IEO (Initial Exchange Offering): этой зимой на бирже Binance прошли первые токенсейлы и, кажется, что к апрелю 2019 года капитализация криптовалют наконец-то начала расти, а в сообществе заговорили о пробуждающейся крипто-весне. Одним из свидетельств этого стали успешные сборы нескольких IEO. Куда ведут криптосообщество новые форматы токенсейлов?

Биржи заходят в игру токенсейлов

Первые токенсейлы на Binance (проектов GiftO и Bread) прошли еще в конце 2017 года, а уже в мае 2018 года IEO упоминался в блогах как один из возможных типов токенсейлов, однако сильного интереса сообщества IEO тогда не вызывало. По-настоящему о нем заговорили только после успешного завершения токенсейлов BitTorrent и Fetch.AI на Binance этой зимой. Fetch.AI и Bittorent собрали $7 миллионов и $5 миллионов, а участники токенсейлов неплохо заработали: цена токена FET выросла в 4.4 раза от цены IEO, а токена BTT — в 10 раз.

Успех первых IEO на Binance вызвал активный интерес к этому виду токенсейлов со стороны сообщества и других криптобирж — Huobi, OKEX, Bittrex, Exmo, KuCoin, Gate, Latoken и других. Между прочим, Latoken пробовал провести первые IEO раньше других: в ноябре 2018 — Gstar и AMC, а в феврале 2019 года — Vestrella.

Остальные криптобиржи подключились к процессу весной 2019 года. Первым участником токенсейла на бирже Huobi стал проект Top Network, 26 марта 300 миллионов токенов были раскуплены за 7 секунд. Участником первого IEO на Bittrex стал проект VeriBlock, токенсейл которого закончился 2 апреля за 10 секунд. На следующий день первое IEO провела биржа KuCoin, блокчейн-платформа MultiVac собрала $3.6 миллиона. Наконец, 10 апреля за одну секунду завершилось IEO Blockcloud на OKEX, а цена токена после завершения токенсейла выросла в 16 раз. Первым IEO с русскоязычной командой стала платформа для криптовалютных платежей Paytomat. Токенсейл прошел 1 апреля на бирже EXMO и завершился за 99 секунд, всего было продано 85 миллионов токенов на сумму $409,000.

Об IEO и нюансах этого формата токенсейлов рассказала CBDO биржи EXMO Мария Станкевич, которая подчеркнула, что для прохождения аудита биржи стартапу потребуется иметь востребованный на рынке продукт с качественно работающим MVP, профессиональную команду, сильное комьюнити, а также пройти проверку безопасности. Кроме того, важным фактором будет готовность к проведению совместных маркетинговых акций с биржей. В данный момент EXMO уже получило более 30 заявок на проведение IEO.

Представитель EXMO видит в IEO более безопасный и удобный для инвесторов формат токенсейла. Это связано с тем, что подбором проектов занимаются сами биржи. Например EXMO существует уже 6 лет, имеет 1.5 миллиона пользователей, работает с десятками платежных систем и дорожит своей репутацией. Кроме того, монеты, участвующие в IEO, имеют гарантию листинга, а биржи имеют готовые платежные решения в фиате, что удобно для пользователей.

Недовольство пользователей и изменение модели IEO

Однако некоторые пользователи, зарегистрировавшиеся для участия в IEO, остаются недовольны их итогами, поскольку многие не успевают приобрести токены. Так, например, огромный ажиотаж вызвал токенсейл Celer на Binance, для участия в котором зарегистрировались 39,000 человек, однако купить токены удалось только 3000 участникам. Аналогичные проблемы испытывали пользователи бирж Huobi и KuCoin. Администрация KuCoin даже пообещала провести расследование всех обстоятельств токенсейла MultiVac.

Решение этой проблемы первой предложила биржа Binance — последующие токенсейлы на этой криптобирже будут проходить в формате лотереи. Вероятно, и другие биржи придут к такому же формату, либо еще сильнее ограничат возможность пользователей по покупке токенов. Недовольны участники IEO и ценой некоторых токенов: так, почти в два раза упала цена токена Celer, который после сейла Binance торгуется на уровне 0.00000342 BTC.

Интересная история произошла с подготовкой IEO на бирже Bittrex (участником первого IEO на этой площадке должен был стать проект Raid), однако токенсейл был неожиданно отменен, а криптосообщество раскритиковало проект и биржу за сомнительное партнерство.

Новый тренд — STO

Понятие STO появилось на крипторынке с начала 2018 года. Главная черта STO — наличие у стартапа юридически оформленных обязательств перед инвестором и связанный с этим выпуск секьюрити-токенов. Ключевой элемент STO — секьюрити-токен, который обеспечивает защиту прав инвестора и наличие у стартапа обязательств перед ним. Эти обязательства могут быть выпущены в разной форме:

Выпуск проспекта акций

Долговые обязательства, например, депозитарные расписки

Привязка к уже существующим активам, например, драгоценным металлам или недвижимости

При этом с тем, какое STO стало первым на рынке и какие проекты можно отнести к ним, возникает путаница. Руководитель Pitch School Евгений Королев считает, что в русскоязычном криптосообществе с этим понятием знакомы поверхностно. Действительно, активно писать об этом стали только в момент кризиса рынка ICO во второй половине 2018 года, поскольку многие связывали с STO надежды на возрождение крипторынка.

Известные кейсы STO

Чтобы предметно говорить об STO, надо изучать кейсы. С ростом хайпа вокруг STO популярные ICO-трекеры выделили эти проекты в отдельную группу. По данным трекера STOscore, на сегодня таких проектов всего 76, а трекер ICOBench на момент написания статьи выделяет 179 крипто-стартапов с секьюрити-токеном.

С рынком STO-связано такое понятие как STO-платформа, — это площадка, которая помогает проектам с проведением токенсейла и его юридическим оформлением. Крупнейшие из них — Polymath, Securitize и Harbor. Всего на ресурсе STOanalytics упоминаются в качестве STO-платформ 44 различных площадки. И одновременно Polymath указана на ICO Rating как крупнейшее STO по сумме сборов. В январе 2018 года платформа собрала $207 миллионов. При этом токенсейл Polymath в январе 2018 года проходил в традиционном для ICO формате: стартап продавал свои собственные ютилити-токены. В white paper проекта также предусмотрен выпуск секьюрити-токенов, которые будут давать право на получение дивидендов от деятельности платформы.

Вторым крупнейшим по сумме сборов STO считается токенсейл трейдинговой платформы tZero. tZero — альтернативная торговая система (ATS), в рамках которой планируется объединить торговлю ценными бумагами, криптовалютами и секьюрити-токенами, то есть tZero также планирует исполнять функции STO-платформы. Основатель tZero Патрик Берн работает с криптовалютами с 2012 года, когда принадлежащий ему онлайн-ритейлер Overstock первым стал принимать к оплате криптовалюты. У tZero большие планы по развитию своего бизнеса, недавно они анонсировали выпуск онлайн-приложения для торговли криптовалютами. Токенсейл платформы проводился в США по условиям Regulation D, однако SEC все равно решила провести проверку процедуры токенсейла на соответствие законам о ценных бумагах, впрочем, на данный момент никаких нарушений не выявлено. White paper платформы указывает на то, что токены tZero имеют статус секьюрити, а пользователи платформы смогут получать дивиденды от ее работы.

Третий крупнейший проект по величине сборов, Alchemy, собрал $57 миллионов. Это платформа для p2p-кредитования, однако вопрос о том, можно ли считать токен AFI секьюрити, остается открытым. В white paper стартапа говорится, что владение токеном «не несет за собой никакого права на долю в прибыли, выручке или прав владения компанией». Вместо этого в блоге компании пишут о том, что токены AFI — это TDO (Tokenized Debt Obligation) или токенизированные долговые обязательства. Из-за этого команда отложила листинг на бирже Bancor. C другой стороны, эдвайзером проекта был бывший вице-президент Nasdaq Дэвид Вайлд, что несомненно внушало доверие инвесторам.

В открытом доступе об STO гораздо меньше информации, чем о прошлых ICO или IEO. Не в последнюю очередь это происходит потому, что основная аудитория STO — институциональные инвесторы, а не все криптосообщество в целом. Кроме того, многие STO сейчас находятся только на этапе подготовки токенсейла.

Проведение STO требует серьезной юридической проработки: чтобы лучше понять, как устроен этот процесс, DeCenter задал несколько вопросов специалисту по юридической поддержке STO, управляющему партнеру GRAD Legal & Financial Advisory Марии Аграновской.

— Что такое STO?

STO как понятие я не очень воспринимаю, оно абстрактно и отражает в основном тот факт, что токен получил определенное юридическое признание от регулятора или прошел формальности (в конкретной юрисдикции), например, регистрацию проспекта эмиссии токенов-«ценных бумаг».

— Как проводятся STO?

Такие размещения могут готовиться примерно столько же (от 4−6 месяцев), сколько IPO — если нет исключений из правил. Это тоже возможно. Спрос на STO есть. Традиционный маркетинг стал малоэффективен при своей дороговизне, поэтому работа с биржами стала еще более важным фактором успеха. Они позволяют провести и STO тоже — при условии соблюдения правил юрисдикции размещения, с учетом применимого права. В рамках STO собирают средства и от крупных частных инвесторов, в том числе, в фиате — но это уже несколько иной аспект вопроса. Нужно учитывать и законодательство о фондах, коллективных инвестициях.

В каждой юрисдикции (в ЕС правила размещения ценных бумаг почти унифицированы) — свои правила размещения ценных бумаг и обращения финансовых инструментов. С учетом международного характера рассматриваемых размещений обобщать сложно. Токены могут иметь те или иные характеристики, и отдельный регулятор смотрит не на их название, а на сущность и представляемые им отношения — с учетом законодательства своей страны.

При проведении оценки токена регулятор учитывает также информацию, содержащуюся в маркетинговых материалах. Говоря об STO, можно в первую очередь говорить о тех проектах, которые проводятся через компанию в конкретной стране. Важно иметь базу и для бизнеса и активного маркетинга, в том числе.Там же проходит одобренное размещение у местного регулятора.

— Как оценивается бизнес-модель проекта?

Каждую бизнес-модель оценивают отдельно с учетом всего, что написано и в white paper, и в других документах, и предназначено для привлечения инвесторов (что будет делать и регулятор) — и реальных намерений инициаторов проекта.

— Какова стоимость STO?

Проведение STO чаще всего сложный и трудоемкий процесс, как и работа юристов над таким проектом. Однако для небольших размещений около $1−$5 миллионов можно ориентироваться на отработанные схемы и исключения из требований о регистрации проспекта — и сборы планировать соответственно. Самый простой и дешевый вариант — через биржу, если это функциональный токен, ее сборы могут составить около $50,000−$100,000 минимум для биржи + % от продажи токенов. Также понадобится выбор страны, правовое заключение, компания и документы — еще $30 тысяч как минимум.

— Как проходит листинг STO-токенов?

При условии ряда факторов и соблюдении требований бирж возможен листинг STO-токенов на криптовалютных биржах. Для этого также необходимо правовое заключение местных юристов хорошего уровня о том, что оно проводится без нарушений, заключение регулятора (в большинстве случаев). Помимо компании в юрисдикции, возможен ряд дополнительных требований, бизнес-план и другие документы.

Вывод: выбор за криптосообществом

На сегодня тема IEO очень популярна в криптосообществе, каждое успешное IEO подпитывает надежду на грядущий рост крипторынка. Практически все сколько-нибудь значимые биржи заявляют о своих планах по проведению IEO. При этом тема STO заметно отошла на второй план, несмотря на большие надежды, которые питало по их поводу криптосообщество. Автор данной статьи сам работал комьюнити-менеджером нескольких крипто-стартапов и может сказать, что работа с комьюнити была одним из главных элементов успеха при проведении токенсейлов. С кризисом ICO и падением капитализации рынка криптосообщество начало резко сокращаться, в этой ситуации именно у криптобирж остался достаточный для проведения токенсейлов ресурс — активная клиентская аудитория. Кажется, ответ на вопрос о том, как успешно работать с комьюнити во время токенсейла, найден — нужно просто обратиться на биржу. И в ближайшее время количество IEO будет только расти.

Наоборот, STO малоинтересны для комьюнити, поскольку инвестируют в них в первую очередь институциональные инвесторы. А они в условиях падения рынка делают это осторожно. Кроме того, выпуск секьюрити-токена — это сложный процесс, который несет за собой финансовые и юридические риски. Тем не менее, на примере рассмотренных выше проектов мы видим, что на рынке есть место и для STO. Неслучайно фондовая биржа Гибралтара получила в апреле этого года право на листинг токенизированных долговых инструментов и фондов.

Подписаться
на DeCenter в Telegram