Тайна на $4 миллиарда, или Что нужно, чтобы EOS наконец-то был запущен
В пятницу, 1 июня, завершилось 340-дневное ICO EOS, привлекшее рекордные $4.2 миллиарда. Стартовав 26 июня 2017 года, токенсейл был разделен на 350 раундов по 23 часа, в ходе каждого из которых распределялось по 2 миллиона токенов EOS. Однако самый первый раунд проходил по другой схеме: в течение 5 дней было продано 200 миллионов первых токенов (20% от совокупной эмиссии). И еще 100 миллионов EOS (10% от совокупной эмиссии) были зарезервированы компанией-разработчиком проекта — Block.one — для дальнейшего развития платформы (по условиями смарт-контракта, команда будет получать по 10% резерва ежегодно).
EOS представляет «платформу для смарт-контрактов следующего поколения», которая позволит разработчикам создавать децентрализованные приложения с высокой производительностью и высоким уровнем безопасности. Также система будет иметь функции веб-хостинга и децентрализованного облачного хранилища, восстановления аккаунта и легко читаемых, так называемых human-readable-адресов. «EOS использует уникальный подход для создания высокомасштабируемой платформы для смарт-контрактов», — говорится в исследовании инвестиционного фонда Multicoin Capital, одного из самых крупных сторонников EOS. 2 июня, как и планировалось, команда выпустила версию ПО EOSIO 1.0 и уже на следующий день представила обновленную версию EOSIO 1.0.1, в которой устранено несколько багов.
Один из необычных аспектов ICO EOS, заставивший некоторых пользователей думать, что токены EOS будут бесполезны, — запланированный переход токенов с блокчейна Ethereum на собственный блокчейн, где они и станут полноправными жителями. Потому до 1 июня все пользователи должны были привязать свой Ethereum-адрес к EOS-адресу, сгенерировав пару EOS-ключей, чтобы их токены успешно перекочевали на новую платформу. «Представляйте, что ваш публичный Ethereum-ключ — всего лишь обертка на более длинной 64-значной последовательности цифр, которые составляют ваш настоящий публичный ключ», — пояснила команда EOS New York. Однако несколько бирж, включая Binance и Okex, сообщили, что возьмут на себя регистрацию токенов в основной сети, поэтому пользователи этих платформ могут не беспокоиться.
Итак, с целью перехода на новую платформу токены EOS были заморожены на 23 часа после окончания ICO (биржи также приостанавливали торги токеном). После заморозки EOS начал процесс запуска, состоящий из нескольких фаз. «Нет определенного времени, предусмотренного для каждой фазы, потому что уверенность в том, что фаза завершена успешно, более важна, нежели скорость ее завершения. Процесс запуска может занять несколько дней», — предупредила команда 31 мая. Первая фаза (завершена) — снимок блокчейна для фиксации средств на «старых счетах» держателей EOS и загрузка операционной системы. «Все продвигается, как мы и ожидали. Несколько кочек на дороге, но никаких проблем, которые бы остановили шоу. Я ожидаю, что блокчейн будет запущен в течение нескольких дней», — сказал управляющий партнер Multicoin Capital Кайл Самани. Вторая фаза (текущая) — тестирование основной сети, в ходе которой EMLG (EOS Mainnet Launch Group) и третьи стороны «клонируют» сеть и удостоверяются, что токены успешно переведены на основную сеть и ПО работает корректно. Третья — фаза наделения правами (Enable Phase), когда сообщество потенциальных производителей блоков выпустит совместное заявление, сообщая, что держатели токенов могут безопасно импортировать приватные ключи и голосовать. После этого начинается процесс голосования для определения производителя блоков. Четвертая — фаза активации, когда основная сеть EOS начнет работать. Разработчики предупреждают, что только на этой стадии блокчейн станет неизменным — до этого, в ходе тестирования, возможен «откат» и перезапуск цепи, если это будет необходимо по техническим причинам.
За два дня до выпуска ПО, 31 мая, Block.one объявили баунти по багам, а технический директор компании Дэн Лаример сообщил в своем Twitter, что вознаграждение за сообщения о «критических уязвимостях, которые могут привести к краху» составит $10,000. Такая программа была запущена после того, как китайская компания интернет-безопасности Qihoo 360 указала на «ряд крупных уязвимостей», которые могли скомпрометировать сеть.
Необходимо сказать подробнее о роли производителей блоков. В качестве алгоритма консенсуса блокчейн EOS использует делегированный proof-of-stake протокол, что означает, что держатели токенов принимают решение о развитии сети путем голосования и, соответственно, голос крупных держателей имеет больший вес. С критикой системы proof-of-stake в целом выступала ученый-информатик, главная исследовательница VMware Далия Малхи, называя такую систему «фундаментально уязвимой»: «Вы отдаете власть группе, которая будет руководить ситуацией. По моему мнению, вы передаете управление людям, у которых много денег», — сказала Малхи во время обсуждения нового proof-of-stake протокола Ethereum. В связи с этим уровень децентрализации EOS уже вызывал опасения, и они только усилились, когда пользователь Reddit проанализировал снимок сети, выявив, что 49.67% всех токенов содержатся на десяти адресах (исключая Block.one, всего десять адресов владеют 39.67% общей эмиссии токенов), а ТОП-100 адресов контролируют больше половины всех токенов EOS — 64.82%. Результаты будут выглядеть не так пугающе, если учесть, что часть «китов» представлена криптовалютными биржами, которые хранят средства своих клиентов (и, соответственно, не будут использовать их от своего лица при голосовании).
Тем не менее за наделяющую властью роль производителей блоков разгорается борьба среди крупных компаний. Среди них — Antpool, Bitfinex, Huobi, EOS New York, EOS Canada (потенциальные производители блоков также принимают участие в тестировании основной сети). Именно среди них в ходе третьей фазы запуска держатели токенов выберут действующих производителей блоков. При этом EOS уже критиковался за неудобный интерфейс для голосования, что способно усложнить и затянуть процесс. «Если мы не сможем голосовать, мы не сможем активировать цепь», — сказал сооснователь EOS New York Кевин Роуз, отметив, что между фазой завершения тестирования и фазой запуска сети может потребоваться дополнительное время.
А Дафэн Го, сооснователь консорциума EOS-разработчиков EOS Asia, предупредил о просторе для скамов, который открывает система тестирования: злонамеренная компания также может «клонировать» сеть и выдать ее за итоговую рабочую версию. Роуз разделил эти опасения, посоветовав пользователям быть крайне осмотрительными и не предоставлять приватные ключи ни на каких сайтах до совместного объявления, сделанного производителями блоков основной сети. «Не делайте этого, пока не будете уверены, что получили информацию от как минимум пяти авторитетных источников. Под авторитетными источниками я имею в виду производителей блоков, которым вы доверяете и которые опубликовали одинаковые заявления в один и тот же день», — сказал Роуз.
Однако и среди «авторитетных источников», то есть честных кандидатов на роль производителей блоков, не все спокойно: сообщество уже опасалось раскола сети и создания конкурирующих блокчейнов. Так, споры среди групп разработчиков EOS разгорелись на прошлой неделе, когда команда Ghostbusters выступила с критикой ПО EOS BIOS, черновик которого был опубликован командой EOS Canada в апреле (именно он был доработан до представленной в субботу версии EOSIO 1.0). Затем, по некоторым заявлениям, казалось, что конфликт улажен: «25 мая EOS Mainnet Launch Group (EMLG) приняли совместное решение представить единую основную сеть, которая будет называться EOS», — сообщили разработчики, а Росс отмечал, что «многие кандидаты на роль создателей блоков утвердили это решение [разработку EOS Canada. — DeCenter.] для запуска сети». Однако 3 дня спустя разногласия продолжились: «Использование процесса EOS BIOS создаст ненужные риски для запуска блокчейна EOS и в конечном счете для всех держателей EOS. Также любые негативные отклики в прессе о небезопасности или неудачной попытке запуска блокчейна EOS будут иметь негативное влияние на цену и репутацию EOS», — написали в совместном заявлении разработчики EOS Sweden, EOS Tribe, EOS Rio, eosDAC. Они отметили, что каналы между различными нодами должны быть более безопасными и использовать слои, которые «затирают» IP-адреса и шифруют данные, когда они проходят через производителя блоков. В ответ EOS Canada призвали «усилить сотрудничество» и пояснили, что некоторые из настроек, принятых за уязвимости, необходимы для тестирования сети, но не будут использоваться в основном блокчейне. В итоге, как передают Coindesk, в субботу (в день выхода ПО) стороны объявили, что уладили разногласия и согласились опираться на версию EOS BIOS и интегрировать в нее меры по безопасности, предлагаемые командой Ghostbusters. «Мы протянули руку Ghostbusters, чтобы быть уверенными, что имеем единую сильную сеть», — сказал Роуз в комментарии для Coindesk.
Никто из разработчиков не называет точную дату запуска сети, ставя в приоритет качество тестирования и согласованность действий, а не скорость. Однако, как отмечает сооснователь Turing Advisory Group Сидхарт Калла, «есть повод для опасений или нет, станет ясно только после запуска сети», поскольку «человеческий фактор в вопросах безопасности, голосования, экономических стимулов и так далее гораздо сложнее протестировать, чем баги в коде».