Толпой — в элитный клуб. Стоит ли участвовать в инвестиционных кооперациях

Толпой — в элитный клуб. Стоит ли участвовать в инвестиционных кооперациях

Журналист и криптоинвестор Максим Рубченко о совместных покупках токенов и возможных альтернативах.

Крипторынок третий месяц пребывает в смятении: неуверенный рост котировок быстро сменяется новым обвалом. От прежней эйфории инвесторов уже мало что осталось, а заявления о том, что рост цен вот-вот возобновится с новой силой, звучат все реже.

Последним пристанищем крипто-инвесторов в этих условиях становится участие в ICO, точнее — в пресейлах перспективных токенов. Допуск новой монеты к торгам на бирже, как правило, сопровождается резким краткосрочным ростом ее стоимости, даже если рынок в целом снижается. Чем раньше вы зайдете в проект, тем большую прибыль сможете получить. Так что участие в пре-ICO может принести десятки, а то и сотни процентов прибыли.

Проблема в том, что организаторы самых перспективных ICO, как правило, устанавливают для участников пресейла жесткие требования по минимальному объему покупки. Речь может идти о биткоинах или эфирах на сумму в десятки и сотни тысяч долларов. Рядовые частные крипто-инвесторы, как правило, не могут себе позволить таких расходов, что вынуждает их объединять финансовые ресурсы для совместной покупки токенов. Это вполне нормально, тем более, что чаще всего такие кооперации проводятся на базе телеграм-каналов, анализирующих токенсейлы.

Однако, в последнее время кооперация крипто-инвесторов приобрела откровенно нездоровые формы. Причиной этого стало ICO мессенджера Telegram, решившего создать собственную блокчейн-платформу — Telegram Open Network (TON) — cо своей криптовалютой Gram.

Инвесторов, безусловно, привлекает сама компания и ее создатель Павел Дуров, прозрачность планов развития проекта, и, наконец, популярность самого мессенджера. Однако, главной причиной ажиотажа стали беспрецедентные требования к участникам пресейла. Во-первых, минимальная сумма вложений составляет рекордные в истории ICO $20 миллионов. Во-вторых, кроме наличия достаточной суммы денег, потенциальный инвестор должен быть известной в мире бизнеса личностью. В-третьих, по неофициальной информации, Telegram отказался продавать свои токены лицам, попавшим в любые санкционные списки от США, Великобритании, ЕС и Совбеза ООН, а также их родственникам. В договоре с инвесторами указано, что токены запрещено использовать для нарушения санкций и отмывания денег. «Любое незаконное использование криптовалюты Gram недобросовестными участниками может нарушить принятые в Великобритании, США и других странах нормативные акты, направленные на борьбу с финансированием терроризма и отмыванием денег. Это может серьезно повлиять на глобальную репутацию TON Blockchain», — отмечается в документе.

Все это превращает ICO Telegram в элитный клуб для избранных — не только потенциально очень прибыльный, но и весьма престижный проект. Полный список инвесторов в TON не раскрывается, но по неподтвержденным сообщениям СМИ известно, что в проект вложились Роман Абрамович, сооснователь Qiwi Сергей Солонин, сооснователь «Вимм-Билль-Данна» Давид Якобашвили и даже Виталик Бутерин. В числе покупателей токенов Telegram также называют Билла Гейтса, Ричарда Брэнсона, сооснователя Mail.Ru Group Юрия Мильнера, а также ряд крупных фондов из Кремниевой долины.

Неудивительно, что тысячи потенциальных инвесторов во всем мире ищут способы обойти установленные ограничения и войти в число инвесторов TON, осаждая просьбами о содействии всех, кто знаком, или может быть знаком, с Павлом Дуровым. Хватаясь при этом за любую, даже самую сомнительную возможность.

Телеграм-канал «Золото Бородача» на прошлой неделе провел показательный эксперимент, объявив о возможности вложиться в TON и формировании пула инвесторов со вступительным взносом от $10,000.  В течение полутора часов после этого объявления организаторы акции получили предложений от потенциальных инвесторов на общую сумму в $1.5 миллиона. «99 из 100 инвесторов никогда не вели со мной переписку, не общались лично со мной, не знают меня в лицо, — отмечает автор канала Никита Колмогоров. — Когда я заявил, что нужен лишь $1 миллион и будет второй раунд отбора, мне начали писать в личку люди, которые уже подали заявки, мол, готовы разное количество денег заплатить за 100% попадание в пул. Самое ужасающее — люди писали, что берут кредиты и деньги в долг, лишь бы войти в наш пул».

Проблема в том, что сегодня в соцсетях имеется множество предложений поучаствовать в ICO Telegram. Практически все — обман и мошенничество, но люди готовы без каких-либо гарантий отдавать десятки тысяч долларов незнакомцам. Они уверены, что потенциальная прибыль таких инвестиций оправдывает любой риск.

Это огромная ошибка. Дело даже не в том, что вероятность потерять деньги в таких схемах близка к 100% без возможности компенсировать убытки никакой потенциальной прибылью. И в том, что прибыльность таких инвестиций пока не очень очевидна. Во-первых, непрозрачность схемы пресейла оставляет много вопросов насчет того, возможно ли действительно поучаствовать в покупке Gram с помощью каких-то инвестиционных кооперативов. Это было бы странно, учитывая, что ранее Telegram отказался сотрудничать как с достаточно известными людьми и структурами, так и с инвесторами из целого ряда стран.

Во-вторых, информация о вторичном обороте Gram пока весьма расплывчата. Известно, что участники пресейла берут обязательство не продавать монеты в течение длительного периода заморозки, а о планах выводить свои монеты на биржу Telegram не сообщает. Мало того, Павел Дуров предупредил о возможности провала проекта, пообещав в этом случае вернуть деньги инвесторам. Возникает вопрос — будут ли иметь право на возврат денег участники всяческих полулегальных коопераций? И смогут ли вкладчики найти организаторов таких коопераций в конце 2019 года, когда проект TON должен заработать?

В общем, перспектива вырисовывается — на любителя. Понятно только, что влезать в долги и кредиты, чтобы сегодня инвестировать в Gram категорически нельзя — это не окупится ни при каких раскладах.

Что касается коопераций для участия в других пресейлах токенов, то при сегодняшнем состоянии рынка они тоже вряд ли способны оправдать риск «кидалова». С одной стороны, энтузиазм инвесторов в отношении всех ICO сейчас существенно снизился, соответственно, увеличилась как длительность самих размещений, так и сроки вывода токенов на биржу. С другой — при сегодняшних негативных трендах на крипторынке, всплеск стоимости токенов после их вывода на биржу становится все скромнее. И если осенью типичная схема ICO выглядела как «две недели пресейла — месяц ICO — через месяц выход на биржу и скачок стоимости на несколько тысяч процентов», то сегодня это уже «месяц пресейла — полгода ICO — через три месяца листинг на бирже — рост котировки на 30−40%». Другими словами, отдав свои деньги незнакомому дяде для участия в пресейле, вы только через 9−10 месяцев сможете рассчитывать на достаточно скромную, по меркам крипторынка, прибыль. Если, конечно, за это время рынок вернется к росту.

По сути, это уже не спекуляция, а долгосрочные инвестиции. Но для покупок токенов «вдолгую» на сегодняшнем рынке есть более простой и менее рискованный способ — покупать монеты через несколько дней после листинга на бирже, когда их цена после стандартного всплеска стоимости падает ниже цены размещения, практически до уровня пресейла.


Присылайте материалы для нашей авторской колонки на on@decenter.org

Подписаться
на DeCenter в Telegram