Как проблемы 2020 года продемонстрировали миру «антихрупкость» крипто-индустрии
2020 год запомнится надолго: угроза третьей мировой войны, пандемия коронавируса, глобальный экономический кризис и массовые беспорядки. И это всего за полгода. Примечательно, но пока мировая экономика переживает упадок, крипто-индустрия, напротив, ускоряет темпы развития. Биткоин стал для многих тихой гаванью во время кризиса, а вся отрасль — надеждой на спасение. Криптокомпании подтвердили рост спроса на товары и услуги, связанный с цифровыми активами, и, похоже, что криптосфера целиком и полностью соответствуют термину «антихрупкость», введенному Нассимом Талебом (автором экономического бестселлера «Черный Лебедь») для определения систем, умеющих извлекать выгоду из непредсказуемых и стрессовых ситуаций в мире. По крайней мере, в этом уверен глава ScopeLift Бен ДиФранческо. DeCenter проанализировал позицию, релевантность аргументов в отношении крипто-отрасли и изучил мнение других экспертов. Все подробности читайте ниже.
Что такое антихрупкость
Для начала разберемся с понятием антихрупкости. Данный термин ввел известный профессор, экономист и трейдер Нассим Николас Талеб, впервые озвучивший его в 2012 году — в специально посвященной термину книге «Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса». До этого особую популярность и авторитет Талеб заработал благодаря введению термина «Черный лебедь», перевернувшего восприятие экономики многими умами.
Под антихрупкостью профессор подразумевает способность той или иной системы извлекать выгоду из негативных тенденций. Антихрупкие системы становятся лучше после «столкновения с хаосом», под которым могут подразумеваться различные мировые катаклизмы, стрессовые ситуации, шокирующие события, информационные шумы, сбои, атаки, неудачи, неисправности и так далее.
Многие по ошибке путают понятия антихрупкости и неуязвимости, но между ними есть принципиальная разница:
Неуязвимость — это умение противостоять стрессовым ситуациям. Мировой катаклизм не повлияет на неуязвимые системы, но не сделает их лучше.
Антихрупкость — это умение извлекать пользу из стрессовых ситуаций. Антихрупкие системы не просто невосприимчивы к катаклизмам. В сложных условиях они «закаляются» и становятся лучше.
Бен ДиФранческо, основатель ScopeLift (консалтинговая компания по разработке программного обеспечения для криптопроектов) и по совместительству автор портала Buil Blockchain Tech, считает крипторынок идеальным примером антихрупкости.
На фоне всех негативных потрясений и колоссальных перемен в обществе, которые произошли в первой половине 2020 года, крипто-индустрия начала развиваться еще быстрее. Блокчейн-технология все больше вписывается в наш мир как решение множества проблем, особенно остро обозначившихся в начале этого года. Среди них бесконечная печать необеспеченных денег, ухудшающиеся международные отношения и усиливающаяся цензура в Интернете. Пойдем по порядку.
Крипторынок против станка для печати денег
Пандемия коронавируса вызвала экономический кризис по всей планете. Как развитые, так и развивающиеся государства столкнулись с массовой безработицей, падением рынков, снижением доходности населения. Так или иначе вирус затронул каждого.
Государства бросились решать эти проблемы старым и «проверенным» методом — печатанием новых денег. Особенно отличились на этом поприще Китай и США — первые еще в феврале ввели на фондовый рынок «инъекцию» в размере около $250 млрд, а вторые влили в экономику рекордные для планеты $2.3 трлн (в 2.5 раза больше, чем при кризисе 2008 года).
Увы, как правило, когда государство создает новые деньги, за это расплачивается население. Резкий выпуск на рынок ничем не обеспеченных денег по указке руководства чреват серьезными последствиями. Главное из них — риск массовой инфляции и обвала национальных валют. Многие сетуют на ФРС, начавшую в 2020 году безостановочно печатать американские доллары.
Однако даже столь резкий выброс на рынок новых долларов — это не самое страшное. Гораздо опаснее, что по пути ФРС следуют центробанки других государств, которые так же массово печатают необеспеченные национальные валюты в попытках поддержать экономику. Если доллар хоть как-то защищен сильными позициями США на международной арене, сокращением кредитования и возросшим спросом на американскую валюту во всем мире, то большинство других стран не могут похвастаться подобной гибкостью.
Государства, которые печатают деньги, имея ворох экономических проблем, рискуют столкнуться с гиперинфляцией и пасть жертвой собственных решений. Масштаб проблемы усугубляется тем, что в условиях кризиса в таких странах спрос на доллары среди населения растет, поэтому нить, на которой держится дамоклов меч, нависший над национальными валютами, сегодня очень тонкая.
Осознавая всю серьезность ситуации, многие страны, такие как Аргентина, ограничивают возможности для людей и компаний покупать доллары, вводя лимиты и различные требования. Как результат — граждане начинают искать альтернативу на черном рынке, покупая доллары по завышенному вдвое курсу, а также все чаще обращают свое внимание на долларовые стейблкоины, которые никто не может запретить и за которые не надо переплачивать. В условиях кризиса спрос на стабильные монеты начал расти усиленными темпами, что является одним из ярчайших признаков антихрупкости крипто-индустрии, которая начала всячески выжимать пользу из негативной ситуации в мире.
Также растет спрос и на традиционные криптовалюты, особенно на биткоин. Одна из главных причин — защищенность от инфляции, обеспеченная ограниченной эмиссией, строго следующей четко установленным правилам. Никто не может по указке правительства или кого-либо еще «напечатать» больше биткоинов, чем заложено в коде его протокола. Многие люди увидели в крипторынке реальную альтернативу национальным валютам, попавшим под существенные риски в 2020 году.
Защита от межнациональных проблем
Коронакризис принес с собой и немало других глобальных проблем. В частности, он подорвал доверие населения и правительств многих государств к так называемому «новому мировому порядку». Недовольные тем, как мир справляется с пандемией, люди намерены покончить с глобализацией, поэтому начали массово распространяться антиглобалистские идеи. Есть все основания полагать, что такие движения получат политическую поддержку во многих регионах.
Естественно, это несет в себе огромные риски. Но при этом нельзя сказать, что эти настроения возникают беспочвенно. Последние месяцы наглядно продемонстрировали чрезвычайную хрупкость глобальных цепей поставок. Почти все страны мира, включая США, боролись за импорт критически важных материалов, необходимых для борьбы с пандемией. У многих в голове возникает логический вопрос: должны ли страны с несовместимыми системами ценностей быть взаимосвязанными, особенно если от этой взаимосвязанности приходится страдать им самим, постоянно уступая более богатым государствам?
На этой почве межнациональные отношения между народами и руководствами стран ухудшились. Если тенденция продолжится в ближайшие годы, то человечеству не останется ничего, кроме как массово прибегнуть к использованию криптовалют и блокчейн-технологии.
Если люди не смогут полагаться на надежные учреждения в качестве посредника для трансграничного сотрудничества, существенно возрастет ценность децентрализованных сетей как альтернативы, не требующей доверия. Каждое решение со стороны мировых государств, направленное на ослабление союзов с другими странами, в том числе на сокращение потока людей или физических товаров через границы, ускоряет развитие безграничной цифровой экономики Интернета.
Цифровые активы в сочетании со смарт-контрактами могут сыграть ключевую роль в обеспечении перехода мира на новые межнациональные отношения. Они способны служить гарантом, не требующим доверия ко второй стороне и даже лишний раз с ней контактировать.
Борьба с интернет-цензурой
В последние несколько лет социальные медиагиганты, такие как Facebook и Twitter, получили огромные возможности для формирования потока информации в современном мире. С их помощью сведения распространяются быстрее любых СМИ, а выводы, которые делают люди в соцсетях, часто становятся определяющими. Это дает гигантам в этой сфере огромную власть, которая многие годы никак (и никем) не контролировалась. Данный вопрос долго оставался без внимания, но за последние два года ситуация изменилась.
Ранее большие корпорации сами определяли контент, подвергающийся цензуре. Компании могли помечать посты как «неприемлемые», если они, по их мнению, не соответствуют каким-то законам, призывают к агрессии, противоречат моральным принципам и так далее. Однако в конце мая президент США Дональд Трамп решил существенно сузить полномочия медиагигантов и выпустил соответствующее распоряжение, ссылаясь на жалобы пользователей за блокировку якобы ничего не нарушающих сообщений. Кстати, не обошлось и без удаления твита самого Трампа, где он назвал особо активных протестующих «головорезами» и угрожал: «Когда начинается мародерство, начинается стрельба».
Возможно, дополнительной причиной желания сузить полномочия медиагигантов стал тот факт, что в преддверии выборов президент захотел стать «ближе к народу», апеллируя тем, что каждый волен высказывать свое мнение. Как бы то ни было, неизменный факт в том, что таким образом он вставил палки в колеса Big Tech корпорациям. Более того, исходя из сообщения Трампа, только правительства должны определять, что можно блокировать, а что нельзя.
На самом деле, любая форма концентрированной власти в соцсетях может быть опасной как для частных, так и для юридических лиц. Если медиакомпании становятся чуть ли не монополиями, они могут управлять мнением населения и блокировать любой неугодный им контент. Но власть над социальными медиа в руках государств — это не менее опасно, потому что правительство может делать все то же самое. Ведь неизвестно, кто и что решит заблокировать завтра. Вдруг это будет криптоконтент, тем более что предпосылки уже возникали неоднократно, или высказывания людей, недовольных социальной несправедливостью.
Руководства социальных сетей хотят иметь возможность подвергать цензуре и редактировать контент, который генерируют их пользователи, и при этом оставаться защищенными от ответственности за него. Государство хочет иметь возможность применять свои собственные стандарты «нейтралитета» на этих платформах, не уточняя, что такие полномочия могут закончиться еще большим неравноправием и цензурой.
Война за цензуру порождает интерес простых граждан к децентрализованным социальным сетям и медиаплатформам. Все больше и больше людей изъявляет желание получить достойную альтернативу, где никто не сможет управлять их мнением и не будет запрещать им высказывать его. Благодаря антихрупкости крипто-отрасли шансы на успех блокчейн-платформ значительно возрастают. Да, они еще не стали мейнстримом, но интересные эксперименты, например, с площадкой Hive или децентрализованным твиттером, показывают их огромный потенциал. С каждым цензурированным постом они становятся на шаг ближе к широкому применению.
К чему приведет антихрупкость крипто-индустрии
Бен ДиФранческо далеко не первый, кто подметил антихрупкость крипто-индустрии. Разговоры об этом ведутся уже несколько лет. Эксперты неоднократно фиксировали различные моменты, когда отрасли удавалось выжимать позитив из той или иной негативной ситуации в мире. Просто сейчас, на фоне крайне тяжелой первой половины 2020 года, это стало особенно заметно.
Bitcoin «хоронили» уже 380 раз, но он, как и вся индустрия, продолжает шаг за шагом активно развиваться, несмотря на внешнюю мировую нестабильность и внутренние криптозимы. И если предположения об антихрупкости верны, отрасль будет становиться еще сильнее с каждым новым мировым катаклизмом.
Человечество устало от проблем, вызванных нынешней мировой системой. Люди хотят свободы и открытости. Они устают от концентрированной власти, несправедливых экономических отношений и цензуры. Крипто-индустрия предлагает альтернативу и имеет все шансы решить эти проблемы. Стать если не панацеей, то хотя бы «силой добра», как утверждает ДиФранческо. Гарантий нет, но есть вера и надежда. А уж они-то способны на все.