Куда заведет биткоин политика Дональда Трампа и торговая война с Китаем?
{"images":[{"id":3538}]}
Удивительно, но все, что в последнее время делает в области экономики президент США Дональд Трамп, способствует популярности криптовалют, и в частности — биткоина. Случайно ли это, или намерено — неважно, но все дороги начали вести к криптомонетам. Что же происходит в США и как торговая война с Китаем отразится на цене биткоина — разбирается DeCenter.
Торговая война, которая ударила по Уолл-стрит и напугала Трампа
В сентябре торговая война между США и Китаем вступит из «холодной» в «горячую» фазу. Сначала президент США Дональд Трамп объявил, что наложит дополнительные пошлины по ставке в 10% на импорт различных товаров из Китая на сумму в $300 млрд в год.
Пекин отреагировал, заявив, что введет пошлины на импорт ряда американских товаров, 5078 артикулов, по ставкам в 5% и 10% на сумму в $75 млрд в год. Товары из США будут разбиты на две группы, и на первую из них ставки будут установлены 1 сентября, а на вторую — 15 декабря текущего года. Это объявление прозвучало 23 августа и привело к падению ключевых индексов Уолл-стрит, Dow Jones, S&P 500 и Nasdaq более чем на 2%. Биткоин же в этот день вырос с $10 201 до $10 428, то есть на 2.2%.
Падение индексов — очень болезненная вещь для Трампа, даже если это происходит в течение суток, после которых потери отыгрываются. Дело в том, что президент США делает ставку на то, что индексы Уолл-стрит должны расти практически постоянно, по крайней мере, до 3 ноября 2020 года, когда состоятся очередные выборы главы американского государства. Именно с этой целью Трамп убедил главу ФРС США Джерома Пауэлла в необходимости разворачивания политики центрального банка в сторону снижения базовой ставки до нуля.
Напомним, что до сентября 2007 года целевой уровень ставки составлял 5.25%, однако во время кризиса 2008-2009 годов он был понижен до предела в 0-0.25%, что объяснялось необходимостью «залить деньгами» проблемные явления. Эта мера была экстраординарной, и ФРС США твердо придерживалась позиции, что ставки после ликвидации последствий кризиса должны быть постепенно подняты. Однако «дешевые деньги» потребовались и сегодня, чтобы обеспечить трейдеров Уолл-стрит достаточной ликвидностью для увеличения спроса на ценные бумаги и поддержания устойчивого роста ключевых индексов. И это происходит даже несмотря на реальное состояние дел в экономике США, которое может быть по-разному оценено, но явно не находится на уровне кризиса 2008-2009 годов.
Возвращаясь к торговой войне, отметим, что 23 августа Дональд Трамп спустя несколько часов после объявления Пекина сообщил, что поднимет ставки в конфликте еще выше: если ранее он говорил об обложении китайских товаров на сумму $300 млрд по ставке 10%, то теперь речь идет о 15%. Кроме того, на еще целый ряд товаров (на сумму в $250 млрд) будет повышена ставка с 25% до 30%. Если по первой группе товаров Трамп вводит новые ставки с 1 сентября, как и Китай, то по второй президент США решил действовать на обострение и вводит их с 1 октября, то есть на два месяца раньше, чем Пекин. При этом лишь на некоторые потребительские товары, популярные в США и произведенные в Китае, ввозные ставки будут подняты в середине декабря текущего года, чтобы не расстраивать американских потребителей их отсутствием на полках магазинов.
Трамп, который рушит контрактные цепочки американских корпораций
Стоить заметить, что торговая война между США и Китаем проявляется не только в повышении тарифов с той и другой стороны. Дональд Трамп запретил китайскому технологическому гиганту Huawei работать на американском рынке, Министерство торговли США также внесло в стоп-лист 46 компаний, аффилированных с этой организацией. Более того, ведомство также не одобрило ни одной заявки из более 130, поступивших со стороны американских компаний, которые не хотят рвать цепочки контрактных отношений с важным для них китайским партнером. Так, уже известно, что решение властей США ударило по совместному сотрудничеству компаний Google и Huawei, которые работают над запуском «умного подсказчика по дому». Стоит заметить, что с августа 2020 года также вступает в силу запрет на госзакупки оборудования Huawei, ZTЕ и ряда других корпораций из Китая. При этом решение по Huawei уже привело и к увольнению 600 сотрудников из «дочки» корпорации на территории США.
Доллар США надоел даже союзникам США
Все эти события вызывают сумятицу и вопрос: а зачем все это нужно делать? По-видимому, Трамп хочет испытать экономическую и финансовую системы страны на прочность. Администрация Трампа не против новых технологий: American Blockchain Dream уже стала реальностью, подтверждения чему появляются регулярно. Одно из последних — это начало работы ВВС США с блокчейном и смарт-контрактами. Все это ради повышения скорости процессов при производстве военных самолетов, повышения эффективности управления их логистикой и достижения большей экономии затрат даже в рамках солидного ($693 млрд) годового бюджета Пентагона.
Однако криптовалюты — это другое дело. С ними есть две проблемы для властей США. Одну из них недавно озвучил Марк Карни, глава Банка Англии. По его словам, доллар США больше не может восприниматься как двигатель мировой экономики, он стал препятствием. Одно только это утверждение может привести в состояние повышенной нервозности власти США, ведь глава Центробанка страны подает ясный сигнал о том, что британская элита, которая всегда бок о бок стояла с американской элитой и разговаривала в прямом и переносном смысле на одном языке, теперь делает шаг в сторону. Но не менее шокирующим стало и другое заявление Карни: на смену доллару США грядет не какой-то иной фиат или золото, а криптовалюты.
Трамп хотел бы «печатать» криптовалюты бесконтрольно
Проблема с криптовалютами заключается в том, что у Трампа и Пауэлла нет рычагов, чтобы включить «майнинговый станок» и «напечатать» столько криптомонет, сколько нужно. Это невозможно с децентрализованными криптовалютами на блокчейне. А Трампу это нужно, так как остались месяцы до выборов, и финансовая элита ждет от президента США любых решений, которые повлияют на значительный рост стоимости на ценные бумаги. Именно поэтому, если говорить о политике, Трамп до выборов не будет ввязываться ни в один заметный военный конфликт, ограничившись лишь жесткой и воинственной риторикой — все ради того, чтобы не навлечь на себя гнев той части Республиканской партии, которая хотела бы вместе с представителями Демократической партии организовать Трампу импичмент.
Что же мы видим на текущий момент? Выполняются ли ожидания представителей финансовой элиты США? С начала года Dow Jones вырос на 10.6%, S&P 500 — в плюсе на 16%, Nasdaq вырос на 20%, на столько же подорожала тройская унция золота. Но все это меркнет на фоне доходности инвестиций в биткоин — это 169% в плюсе! Если же брать доходность за несколько лет, то также биткоин обходит по доходности ключевые параметры классической инвестиционной активности. Шах и мат.
Ведь даже золото, которое воспринимается как эталонный инструмент для хеджирования рисков нестабильности, на самом деле в 2013-2015 годах и в первой половине 2018 года демонстрировало отрицательную доходность для инвесторов, что никак не вяжется с тезисом, что «золото — надежный актив для сбережения средств».
Если же кто-то заявит о «многолетних трендах», по которым золото все же растет в цене, то достаточно напомнить, что произошло с ценой биткоина со времени его появления чуть более 10 лет тому назад и сейчас, и тогда будет понятно, что золото и здесь проигрывает вчистую. При этом биткоин вовсе не обязан расти всякий раз, когда рушатся индексы на Уолл-стрит, ведь его динамика выглядит более сложной.
Криптовалютам всегда найдется место в мире
В криптовалюты постоянно приходят новые инвесторы, и трудно представить, что могло бы их остановить: всегда найдутся страны, в которых инвестиции в криптовалюты не будут запрещены, а это означает, что место для «криптовалютных офшоров» в мире найдется. Более того, криптовалюты — это уже проекты государственной значимости. Достаточно вспомнить, что в Народном банке Китая заявили, что появление государственной криптовалюты Поднебесной — это вопрос решенный.
Именно этот проект, создающий цифровую валюту Китая, позволил регулятору перестать беспокоиться за курс юаня и дать ему снизиться по отношению к доллару США: 26 августа юань упал до минимального за 11 лет уровня к доллару США — 7.1926 юаня. Учитывая то, что обратный процесс ранее сопровождался ростом доли доллара США во внешних сделках Китая, то сейчас Пекин настроен снизить до минимума взаимодействие с американской валютой. Примечательно, что 26 августа биткоин оказался на уровне $10 510, оказавшись на максимуме с 21 августа. Небольшой локальный максимум, однако все равно реакция рынка видна.
Криптовалюты обнуляют санкции США
Помимо того, что инвесторы все больше осознают, что ни доллар США, ни какая-либо другая валюта (ведь валюты стран с развивающимися экономиками еще менее надежны), ни золото не могут составить конкуренцию криптовалютам, в частности, биткоину, так оказывается, что цифровые активы ломают стройный механизм санкций США, который работал десятилетиями и даже привел в свое время к распаду СССР.
Вопрос санкций и криптовалют — это вторая проблема для США. Оказывается, что в мире начинают менее серьезно относиться к финансовым рестрикциям со стороны США, так как их теперь возможно обойти с помощью криптовалют. Более того, возникает неприятная для властей США ситуация: вводя санкции, Вашингтон сталкивается с тем, что центробежные силы от доллара США усиливаются.
То есть санкции не приводят к желаемым политическим дивидендам, а начинают еще больше заставлять страны, подпавшие под них, в частности, Россию, Иран, Северную Корею и Кубу, не только самим думать о криптовалютной альтернативе долларовым расчетам, но и включать в свою орбиту новых, бездолларовых отношений, другие государства.
Торговая война — это тоже вариант санкций, которые вводит США в отношении Китая. Но они не работают так, как это задумывалось. Более того, под ударом оказываются интересы американских корпораций, сотрудничающих с Поднебесной.
«Полное безумие»
Политика ФРС США на снижение ставок привела к тому, что инвесторы в ужасе осознают, что впервые за всю историю доходность вложений в облигации Казначейства США снизилась до 1.93% годовых. «Полное безумие!» — так это охарактеризовал финансовый обозреватель Die Welte Хольгер Шайпитц. Механизм классических финансов сломан: доходность по таким бумагам оказалась не только рекордно низкой, но и аномально низкой по сравнению с более короткими долговыми инструментами Казначейства США — трехмесячными бумагами, по которым доходность оказалась выше 1.95%.
Эта ситуация усугубляется абсолютной неясностью того, как будет развиваться торговая война дальше. Трамп может перетасовывать карты по сто раз, но все равно выходит, что он проигрывает. На фоне рынка криптовалют успехи Уолл-стрит выглядят блекло, золото вообще не может рассматриваться как надежный актив: даже в хранилищах крупнейшего по активам американского банка JP Morgan оказались золотые слитки сомнительного происхождения и качества. Проблема подделки преследует любой класс активов современных финансов — от фиата до ценных бумаг, но эта проблема напрочь отсутствует в случае с биткоином, на что обращает внимание Франсуа Пулье, основатель канадской биткоин-платформы Bull Bitcoin.
Вложения в акции технологических корпораций на IPO также выглядят совершенно невероятно низкими по доходу, так как если брать период 2010-2019 годов, то инвестиции в биткоин оказались на уровне в 338 433 233%.
Биткоин не спрятать
На беду Трампа тему криптовалют «не спрятать»: слишком влиятельная ICE, владеющая Нью-Йоркской фондовой биржей, 23 сентября все же запустит платформу Bakkt, а вместе с ней и поставочные фьючерсы на биткоин, которые будут предполагать обязательную покупку криптовалюты на рынке. А с 6 сентября клиенты Bakkt смогут начать размещать свои криптовалюты для торговли. Трамп понимает, что может не пустить проект криптовалюты Libra, так как он централизованный, но «не пускать» биткоин становится невыполнимой задачей, когда он развивается без собственников и менеджмента.
Два сценария, и в обоих биткоин дорожает
Дальнейших сценариев может быть два. Согласно первому, Трамп проводит более прогнозируемую политику, однако никуда не деть тот факт, что классические активы приносят слишком малую отдачу, а риски по ним — высокие. Напомним, что известный специалист на Уолл-стрит, Кейтлин Лонг, упоминала, что на рынке ценных бумаг в США в 99% случаях циркулируют не «живые» бумаги, а расписки на них, выданные Депозитарной трастовой и клиринговой корпорацией (DTCC). При этом бывали случаи, что число обращающихся бумаг какой-либо компании оказывалось больше, чем в реальности их было выпущено — проблема, которую невозможно представить в мире криптовалют. Поэтому рост недоверия к классическим активам будет нарастать, даже если Трамп будет вести себя прогнозируемо и не пугать своими метаниями из стороны в сторону. В такой ситуации интерес к криптовалютам будет нарастать.
При втором сценарии, когда непредсказуемость Трампа будет увеличиваться, а неопределенность вокруг регулирования криптовалют в США останется, торговля криптовалютами просто уйдет из американской экономики в другие страны, а биткоин будет дорожать как ограниченный, надежный, быстрый и низкозатратный актив, который имеет свойства и ценных бумаг, а также монетарные и товарные характеристики.