Блокчейн PROLEUM готовится изменить рынок нефтепродуктов

Блокчейн PROLEUM готовится изменить рынок нефтепродуктов

Petroleum Trading — один из крупнейших поставщиков нефтепродуктов на российском рынке. В прошлом году компания запустила блокчейн-платформу PROLEUM, которая предназначена для заключения сделок на рынке нефтепродуктов и СУГ — сжиженных углеводородных газов — с помощью смарт-контрактов и ИИ. DeCenter поговорил с сооснователем и управляющим партнером Petroleum Trading Максимом Дьяченко и выяснил, каких успехов добился проект за 8 месяцев промышленного использования платформы.

Максим Дьяченко

Сооснователь и управляющий партнер Petroleum Trading

— Расскажите немного об истоках создания PROLEUM. Вы увидели потребность в блокчейне со стороны участников рынка нефтепродуктов, клиентов Petroleum Trading или вы, скорее, стали работать над проектом, чтобы как раз показать возможность применения блокчейна в этой отрасли?

Скорее, мы пришли к применимости блокчейн-технологии случайно. Мы занимались автоматизацией процессов взаимодействия с нашими покупателями и поставщиками, внедрили сначала ЭДО (электронный документооборот. — DeCenter). Затем создали бота в Telegram (@ptomskbot), он стал рассчитывать автоматизировано, оперативно и без нашего участия коммерческие предложения. Следующим шагом решили интегрировать эти системы с нашей CRM и потерпели фиаско. Получалось дорого и работало все очень медленно. Параллельно поднималась волна хайпа, связанная с блокчейном, мы стали интересоваться технологией и обнаружили, что она может, во-первых, решить наши проблемы, а во-вторых, позволяет нам пойти дальше, параллельно улучшить наш сервис и вообще изменить парадигму отношений с клиентом. Задача PROLEUM заключается в объединении покупателей нефтепродуктов в одном месте, именно они становятся держателями нод, обеспечивают работу сети и спрос на нефтепродукты. Основная идея как раз и заключается в том, чтобы дать покупателям бóльшую рыночную власть.

— На данный момент на сайте Proleum.pro доступна опция приобретения токенов. Это уже этап ICO? Согласно white paper, он должен был стартовать 1 марта.

Нет, эта возможность существует пока только в рамках закрытого pre-ICO.

— Расскажите подробнее, что нужно, чтобы стать участником ICO? Насколько я знаю, ICO PROLEUM предусматривает прохождение KYC, но на сайте, помимо кнопки «купить токены», нет информации о токенсейле.

ICO является одним из возможных вариантов привлечения инвестиций для нашего проекта, но далеко не единственным. В настоящее время ICO серьезно себя дискредитировали, порядка 97% (если не ошибаюсь) проектов — это мошенники. Для нас репутационные риски имеют большое значение, большее, чем вопросы финансирования, опыт решения которых у нас имеется. В настоящий момент нашей командой принято решение сосредоточиться на развитии продукта и направить капитал на его разработку вместо маркетинга ICO. Тем не менее в будущем, при улучшении рыночной конъюнктуры, мы все же можем рассмотреть его проведение.

— Новости о начале промышленного использования PROLEUM появились в июле прошлого года, и на тот момент платформа функционировала без токенов. Поясните, в каком формате платформа работала в эти месяцы, в какой валюте происходили расчеты, а также как она работает сейчас, в период продажи токенов?

Так как в настоящее время платформа работает только на территории РФ, то все расчеты по блокчейн-контрактам осуществляются в рублях. К сожалению, расчеты в крипте между компаниями — это пока будущее (надеюсь, не очень далекое). В ближайшие 3−4 месяца мы запустим программу лояльности для участников платформы и начнем начислять им криптовалюту на их кошельки за каждую сделку в системе. Следующим шагом мы планируем начать «розыгрыши» крупных партий нефтепродуктов (минимальная партия у нас 60 тонн — примерно 3 миллиона рублей) среди держателей токенов PRL. Так, уже в конце этого года или в начале 2020, в рамках того законодательства, которое у нас есть, мы проведем первую сделку по обмену нефтепродуктов на криптовалюту. К этому же времени у нас будет несколько сотен компаний — участников рынка и PROLEUM, владеющих валютой PRL. А там посмотрим.

— Согласно white paper, в токенах должны оплачиваться комиссии на платформе и доступ «к ряду алгоритмов». Какие именно алгоритмы и дополнительные сервисы будут доступны за токены в будущем?

Платными будут два из наших алгоритмов: KYC и Алгоритм прогноза будущих цен. Оба в своей основе базируются на ИИ и главных ноу-хау Petroleum Trading. KYC позволяет участникам сети оценивать риск при заключении сделки с контрагентом и выбирать оптимальное соотношение риск/выгода. Он в онлайн-режиме сканирует базы данных (ЕГРЮЛ, Арбитраж, Бюро кредитных историй, база имущества и другие), присваивает рейтинг контрагенту и прогнозирует сроки и вероятность исполнения им обязательств, рекомендует оптимальную наценку для уровня риска и объемов ваших операций. Сам алгоритм мы используем и дорабатываем уже больше двух лет и сейчас начинаем обучать ему нейросеть, рассчитываем получить дополнительные возможности анализа данных и повысить скорость развития данного направления. Алгоритм прогноза анализирует все факторы, оказывающие влияние на ценообразование на рынке нефтепродуктов, использует статистические методы прогнозирования, строит вероятностные модели. Мы выделяем порядка 29 основных, постоянно меняющихся показателей. Можно сказать точно, что следить за ними 24/7, сопоставлять и проверять гипотезы не под силу ни одному человеку. Те же аналитики, что могут на высоком уровне работать с такими данными, стоят на рынке труда достаточно дорого. Оба эти сервиса будут доступны как по подписке, так и для разового запроса. Стоит отметить, что совместно они способны сэкономить и принести клиентам миллионы рублей.

— Платформа недавно отпраздновала 8 месяцев с начала промышленного использования. Каких успехов за это время удалось достичь? Какова динамика пользовательской базы, заключения сделок по смарт-контрактам, объема транзакций?

Результаты по состоянию на 28 февраля у нас следующие:

В системе заключено 518 контрактов суммарно на 31,975 тонн нефтепродуктов;

Оборот составил 1.692 миллиарда рублей, или порядка $26 миллионов;

Организаций, заключающих сделки в системе, — 69;

Организаций, зарегистрированных и рассматривающих документы на подключение, — 158;

До конца мая мы должны получить решение арбитражного суда РФ по сделкам, заключенным с использованием PROLEUM;

В январе PROLEUM стал резидентом Сколково.

— По прогнозам white paper, доход PROLEUM после первого года на российском рынке должен составить $89.9 миллиона. Учитывая, что две трети годового пути уже пройдено, каковы ваши оценки сейчас? Заявленные показатели будут достигнуты к июлю 2019?

Давайте посмотрим: сейчас у нас пока $26 миллионов, около 30% от плана. В оправдание хочется отметить, что мы очень недооценили консервативность участников рынка нефтепродуктов. Поэтому первые 3−4 месяца потратили в основном на обсуждения и согласования, да и до сих пор продолжается эта работа. Многие хотят сначала «посмотреть, как работают другие компании» или получить рекомендации партнеров. При этом в нашей истории пока не было случаев, чтобы мы не достигали намеченных целей. Если быть точным, впереди еще время до конца июля — почти 5 месяцев — и, думаю, если не на 100%, то на 80−85% мы должны справиться. Такой результат, с учетом сложностей, которые нам приходится решать, можно будет считать хорошим. А если принять во внимание остальные показатели PROLEUM и показатели других блокчейн-проектов, то даже блестящим.

— Есть ли уже какие-то интересные партнерства? Собирается ли кто-то из ваших клиентов присоединиться к платформе? Планируется ли в долгосрочной перспективе полный переход сделок Petroleum Trading на блокчейн?

Пока только переговоры. При этом будущее проекта мы даже в большей степени связываем с партнерством, чем с инвесторами, и полностью открыты для него. Сейчас готовим первую международную сделку. Есть интерес потенциальных партнеров из Китая и Казахстана, но детали раскрывать пока рано. Мы знаем этот рынок досконально, изнутри — туда, где будет постоянный, удобный, эффективный и низкорискованный спрос, придут и партнеры, и инвесторы, и поставщики. Так что мы в первую очередь полностью сосредоточены на том, чтобы перевести всех покупателей Petroleum Trading на работу в систему и предоставить им исключительный сервис, а это более 900 компаний в 78 регионах России и 6 соседних странах.

Подписаться
на DeCenter в Telegram