CEO Barter Smartplace: цифровизация юриспруденции — следующий шаг в цифровой экономике
В интервью с основателем и генеральным директором блокчейн-экосистемы Barter Smartplace Дмитрием Жуковым DeCenter узнал о тонкостях работы платформы, которая стремится революционизировать сферу юриспруденции. Так, пользователи Barter Smartplace могут через смарт-контракты заключать сделки из любой точки мира без посредников, а их договора имеют полную юридическую силу. Как была запущена передовая платформа и какие еще возможности она предоставляет своим пользователям — читайте в материале DeCenter.
— Дмитрий, расскажите нашим читателям о своем опыте работы до Barter Smartplace и о том, что привело вас на крипторынок.
На крипторынок меня привела тяга к технологиям. За развитием блокчейна и биткоина я начал следить с 2013 года, осознал масштаб применения этого рынка, и меня захватила крипто-экономика.
Профессиональный путь в криптомире начался с компании по управлению крипто-активами, где я был главным аналитиком. Позже стал членом РАКИБ (Российская ассоциация крипто-индустрии и блокчейна. — DeCenter.) и там же соавтором проекта по краудфандингу. Изучил много блокчейн-стартапов и наблюдал за их развитием и успехом. Задумывался об идее своего криптопроекта, и вот теперь я автор и основатель компании Barter Smartplace, миссия которой — оптимизировать юриспруденцию посредством смарт-контрактов.
— Как вам пришла идея создать блокчейн-платформу Barter Smartplace? На какую целевую аудиторию она рассчитана, и какие проблемы юридической сферы она призвана решить?
Я имею опыт сопровождения внебиржевых сделок на удаленной основе (онлайн) и часто сталкивался с проблемами в подписи, оформлении и передаче документов. Посредников слишком много. Отсутствует единая доверенная среда, где участники смогли бы совершить обмен с юридическим сопровождением и документами. Это и стало главной идеей проекта — создать такую цифровую среду.
Целевая аудитория состоит из частных и юридических лиц. Юрлица — компании, например, автомобильные салоны, агентства недвижимости, бутики ювелирных украшений и другие поставщики товаров. Частные лица могут покупать, продавать и обмениваться товарами в бартере, участвовать в аукционах. Smartplace оптимизирует формальности юридической сферы, например, составление договора — это ведь действительно типовая работа, которую можно доверить программе. При исполнении сделки на платформе договор составляется автоматически — по шаблону, а подписывается электронной подписью. Если одна из сторон не исполняет обязательства по договору, то можно подать иск в суд. Главной задачей платформы как раз является минимизация таких случаев за счет разработанного нами протокола обмена.
— В частности, хотелось бы узнать детали устройства смарт-контрактов Barter Smartplace.
Любой договор имеет шаблонный текст, которому отводится больше половины места. Остальное — это переменные, которые являются уникальными элементами правоотношений. Для этого каждый пользователь и объект на платформе проходят процесс верификации. При токенизации реальных активов указываются их уникальные свойства, а личность пользователя уже к тому моменту подтверждена. Эти данные позволяют доказать факт уникальности сделки по «цифровому праву».
— Вы сказали, что Barter Smartplace позволяет токенизировать реальные активы. Расскажите о том, как устроен данный процесс и какие виды активов чаще всего подлежат токенизации на Barter Smartplace?
На эту тему мы опубликовали отдельное видео на YouTube. Процесс токенизации реального актива подобен верификации личности пользователя. Ведь у каждого ценного актива есть свой паспорт и уникальные характеристики, включая данные о владельце. Только владелец или доверенное лицо может токенизировать актив, чтобы разместить его как объявление на платформе. Мы ожидаем повышенный спрос на токенизацию недвижимости, транспорта, драгоценных камней и металлов, ценных бумаг, бизнесов, ювелирных изделий, предметов искусства.
— Как в столь сложном процессе обеспечиваются высокий уровень защиты, надежность данных и конфиденциальность всех сторон сделки?
Благодаря интеграции с протоколом приватности Enigma у пользователей будет возможность совершать сделки конфиденциально, то есть на частном уровне. В публичном реестре персональные данные участников будут зашифрованы по типу транзакций в сети Zcash.
— Насколько нам известно, изначально Barter Smartplace запускалась как OTC-платформа в виде юридического escrow-гаранта по сопровождению сделок. Почему вами было принято решение расширить направление деятельности?
Пришло осознание того, что рынок юриспруденции требует оптимизации в более широких масштабах, чем просто в рынке OTC.
— Какие еще продукты сейчас входят в экосистему Barter Smartplace и над какими идет активная работа?
В проекте два продукта: мобильный кошелек Barter Wallet и торговая платформа Smartplace. Ведется активная работа над обоими продуктами. Также сейчас основные силы направлены на запуск маркетплейса и подключение новых торговых партнеров к платформе.
— А как будет устроен маркетплейс экосистемы Barter Smartplace для торговли и бартерного обмена токенизированными активами?
Маркетплейс очень прост для пользователя, несмотря на сложную внутреннюю блокчейн-архитектуру. Вы поймете это, посмотрев наши видео. Мы хотим сделать продукт массового применения, поэтому для конечного потребителя интерфейс работает на интуитивном уровне.
— Отдельно хотелось бы узнать о дарк-пуле — как именно пришла идея создать место для конфиденциальной торговли и насколько востребованным оказался данный продукт Barter Smartplace?
На внебиржевом рынке игроки часто проводят крупные сделки. Некоторые владельцы хотят остаться приватными после обмена в целях собственной безопасности. Технически это реализуемо и в блокчейн-пространстве. Ожидаю высокую востребованность на эту услугу.
— А как устроен консьерж-сервис Barter Smartplace, который доставляет реальные активы в любую точку мира?
Эта VIP-услуга включает полное юридическое сопровождение сделки нашим юристом, а также самую быструю доставку в любую точку мира. Кроме этого наши логистические партнеры предложат несколько вариантов доставки и страховки товаров при оформлении этой услуги после сделки. Эти данные о страховке и доставке также будут указаны в электронном договоре.
— Считаете ли вы, что в будущем такие платформы, как ваша, могут полностью вытеснить из юриспруденции посредников? И как развитие таких платформ скажется на этой отрасли?
Развитие LegalTech-проектов поможет устранить монотонную работу в юриспруденции. Сейчас то самое время, когда следует принять решение: либо человек станет роботом, либо человек применит робота для делегирования работы, а сам будет контролировать ее исполнение. Мир движется по второму сценарию. Юристы станут уделять меньше внимания монотонной формальной работе и смогут лучше сосредоточиться на консультациях и работе с клиентами.
— Расскажите, как выход закона «О внесении изменений в ч.1, ч.2 и ч.3 ст. 1124 Гражданского кодекса РФ», закрепляющего нормы для регулирования оборота цифровых прав, отразился на работе Barter Smartplace? Какие преимущества он дал вашим клиентам?
Благодаря этому законодательному обновлению в области «цифры» наши клиенты могут подписывать договоры по сделке электронной подписью онлайн, что является гарантией ответственности сторон по обязательствам этого договора.
— Какие перспективы развития Barter Smartplace вы можете отметить в сфере юриспруденции? Куда будет двигаться данная отрасль в будущем и с какими сложностями и возможностями ей предстоит столкнуться?
Ближайшая перспектива развития Smartplace в сфере юриспруденции — упрощение предоставления и получения юридических услуг по сопровождению как сделок купли-продажи, так и бартерных и аукционных сделок. В дальнейшем мы расширим количество и гибкость договоров.
Отрасль цифровизации юриспруденции, на мой взгляд, является следующим шагом в развитии цифровой экономики. Могут возникнуть сложности с доверием пользователей к цифровой среде как к правовому полю, в рамках которого возникают такие же правоотношения, как и в реальном мире. Но это лишь вопрос времени.