Чжао против, а Ли — нет: зачем Джастин Сан заплатил $4.5 миллиона за ужин с Уорреном Баффеттом
3 июня основатель проекта альткоина Tron и владелец BitTorrent Джастин Сан рассказал о том, что он выиграл право отобедать с известным миллиардером и не менее известным критиком криптомонет на блокчейне — владельцем инвестиционной компании Berkshire Hathaway Уорреном Баффеттом. Как ведется подготовка к этой встрече, каких сюрпризов стоит ожидать до, вовремя и после обеда — выясняет DeCenter.
До 27 июля еще далеко, однако основатель Tron Джастин Сан получил рекордный пиар для себя лично, когда выиграл право провести за обедом беседу на протяжении трех часов с миллиардером Уорреном Баффеттом. О намеченной встрече написали абсолютно все ведущие СМИ мира (The Wall Street Journal, Reuters, Global Times, Times of India, Forbes, Independent), а также рассказали общенациональные телеканалы США (Fox, CNN, CBS, ABC).
Сан благодаря Баффетту сэкономил на маркетинге
Если учесть это, то плата за такой пиар даже выгодна. Сан заплатит первоначальные $4,567,888, которые будут переведены на счет благотворительной организации Glide Foundation, а также еще $100,000 «за неудобства», связанные с тем, что основатель Tron попросил команду Баффетта провести обед не в нью-йоркском ресторане Smith&Wollensky, как это происходило на протяжении последних 15 лет (за исключением двух случаев), а в Сан-Франциско, в котором проходил, кстати, один из первых таких благотворительных обедов.
Сан мотивировал выбор города тем, что в этом мегаполисе размещаются команды многих криптовалютных проектов, и, как сказали бы футболисты, ему будет более комфортно играть «на домашнем стадионе». С калифорнийским городом также не будет проблем и в плане меню: Баффетт — консерватор, который предпочитает заказывать на таких обедах одно и то же. В прошлом году на аналогичном мероприятии его обед состоял из мясного стейка средней прожарки, кексов и стакана вишневого сока.
По сравнению с победителем, выигравшим предыдущий ужин, Сан переплатит $1,367,788. Кстати, большинство обедавших с Баффеттом предпочитали избегать оглашения своих имен, однако не в этот раз. Представитель миллиардера уже передал его слова: он рад «тому факту, что Джастин выиграл право на ланч и будет рад встретиться с ним и его друзьями, мы отлично проведем время, а благотворительный фонд Glide сможет использовать эти деньги, чтобы помочь многим тысячам людей». Баффетт работает с Glide уже много лет: с помощью благотворительных обедов уже удалось собрать около $34.2 миллиона. Интерес к фонду у миллиардера возник после того, как его жена, Сьюзан (скончалась в 2004 году), рассказала об организации, в которой она трудилась волонтером.
Фонд Glide оказывает поддержку бездомным и тем, кто испытывает проблему с доступом к базовой еде в Сан-Франциско. Работы у организации немало. Согласно публикации в местной ведущей газете San Francisco Chronicle, почти каждый из четырех жителей города сталкивается с проблемой голода. Если же говорить о бездомных, то их число в городе выросло за последние два года на 17%.
Кто пойдет на встречу с Баффеттом?
Юбилейная «встреча с Баффеттом» (она будет 20-й) будет необычной. За столом будет сидеть 28-летний Сан и 88-летний Баффетт, которому Джастин годится уже в правнуки. Миллиардер не любит все, что связано с игровыми проектами, и недавно сравнивал криптовалюты с «устройством для игр», а Tron — как раз об этом. Чувствуя, что все будет не так просто, Сан с большим удовольствием объявил о том, что готов воспользоваться правом пригласить на встречу еще семь человек. Но и здесь возникла проблема.
Один из первых, к кому обратился Сан с предложением, — глава криптобиржи Binance Чанпен Чжао, но он отказался, отметив, что такая встреча с Баффеттом «была бы чересчур».
Далее он пояснил, что сама ситуация с обедом вызывает улыбку: Баффетт ранее заявлял, что биткоин — это «крысиный яд в квадрате».
Получается, что те, кто являются сторонниками такого актива, теперь финансируют обед с Баффеттом. Чжао также предложил идею нового ICO, на $50 миллионов, чтобы криптовалютное сообщество могло скинуться с целью профинансировать регулярные обеды с миллиардером. При этом он заметил, что «здорово быть известным: люди платят миллионы долларов, чтобы тебя обучить». Несмотря на отказ от ужина, Чжао все же отметил положительную сторону информации о встрече: «Теперь вся традиционная финансовая индустрия смотрит в сторону криптовалют». Критически ко встрече с Баффеттом отнесся и криптовалютный предприниматель Майкл Аррингтон, который заявил, что совершенно неважно, что миллиардер думает о криптовалютах, и поэтому нет смысла пытаться с ним дискутировать, тем самым выступив против точки зрения Сана, что встреча с Баффеттом «будет иметь судьбоносное значение для криптовалютной индустрии». Сан также отмел возможность, что он будет работать с Баффеттом — известно, что по крайней мере один из участников обедов с миллиардером в итоге стал работать в его компании.
Несмотря на то, что криптовалютное сообщество стало вплоть до текущего момента обсуждать возможные кандидатуры в компаньоны Сану, 16 июня было объявлено, что пока что есть только один гость, который пойдет с Саном — основатель лайткоина Чарли Ли, а остальных Сан пообещал назвать позже. Спустя несколько часов Чарли Ли отреагировал на предложение Сана положительно, поблагодарив его и заявив, что он будет рад «встретиться с легендой», однако, как и Сан, заявил, что не намерен убеждать Баффетта в дельности криптовалют.
Очевидно, что список будет в итоге составлен, однако было бы, конечно, здорово, если бы на эту встречу пришел тот, кто создал первую криптовалюту — Сатоши Накамото. Любопытно, но в мире так до сих пор и нет точного представления о том, кто это может быть, а Ведомство по патентам и товарным знакам США (USPTO) недавно заявило о том, что не намерено признавать Крейга Райта, которому было выдано право на white paper биткоина и основной код криптовалюты, за Сатоши Накамото. Тем более что следом за Райтом право на главный труд по биткоину получил еще другой человек. Накамото, скорее всего, был бы самым убедительным экспертом за столом Баффетта.
Но надеяться на сюрприз можно, однако что произойдет во время встречи с Баффеттом, если Накамото не появится? Сан не исключает, что можно договориться с командой миллиардера о ведении прямой трансляции встречи. Если же нет, то он пообещал досконально изложить СМИ то, что обсуждали и о чем договорились участники.
Баффетт не является безусловным авторитетом в мире инвесторов
Конечно, Баффетт не просто не верит в криптовалюты — его стратегия как инвестора в корне противоречит идее быстрого заработка. Активы его компании ($700 миллиардов), на общее собрание акционеров которой приходит по 40,000 человек, вложены в обыкновенные акции классических компаний в области страхования, логистики и потребительских товаров, в частности, в Coca Cola и Wells Fargo. Более $110 миллиардов зафиксированы по строчке «Наличные деньги и их эквиваленты», то есть представляют собой то, что не приносит практически никакого дохода.
Баффетт не очень быстро реагирует на технологические изменения в мире. Так, известно, что он продолжает пользоваться недорогим и простым мобильным телефоном, купленным за $50. Это же касается и инвестиций в технологические компании. Лишь в 2011 году он совершил первую покупку акций IBM. В 2017 году он решился приобрести бумаги Apple, которые в настоящее время в долевом отношении занимают самое большое место в портфеле его компании. В мае стало известно, что была также приобретена небольшая доля в Amazon, и это после того как Баффетт заявил, что то, что он длительное время отказывался инвестировать в обыкновенные акции технологических компаний, было ошибкой.
Криптовалютный эксперт Крис Бурниске уверен, что тем самым Баффетт признался, что иногда он долгое время придерживается «недалеких» мнений.
Основатель Tron при этом, видимо, старается видеть только позитивное в стратегии инвестирования Баффетта, хотя не только Бурниске жесток, критикуя миллиардера. Так, аналитик Макс Кайзер считает, что львиная доля того или иного успеха Баффетта связана с тем, что он входит в деловую элиту США, которая имеет доступ к дешевым кредитным ресурсам.
Изменения в мышлении Баффетта сказываются и в том, что 25 февраля текущего года он назвал блокчейн «важной» технологией, но, продолжая негативно относиться к криптовалютам, охарактеризовал биткоин как «мираж».
Как будут строить стратегию разговора Сан и «его друзья»? Основатель Tron признался, что заранее, скорее всего, не будет проведено какого-то тестового обеда с отрепетированными речами. Он намерен просто ввести Баффетта в курс того прогресса, который произойдет к тому времени в криптовалютной сфере, и «пробежаться по новостям», которые публикуют специализированные издания. То есть ожидать какого-то необычного «питчинга» криптовалют, которого мы бы не видели на митапах и конференциях, не приходится. Тем более что Сан уже заранее считает, что «было бы нереалистично думать, что за три часа удастся убедить Баффетта купить криптовалюты».
Стоит также обратить внимание, что Баффетт не является единственным, кто резко отрицательно относится к криптовалютам в Berkshire Hathaway. Такой же точки зрения придерживается и его многолетний соратник, миллиардер Чарли Менгер, занимающий пост вице-президента в компании Баффетта: на майской встрече с акционерами он выступил с гневной речью в адрес биткоина и заявил, что не любит криптовалюты еще больше, чем сам Баффетт. Между тем, если в конце 2018 года биткоин снижался до $3256, то 16 июня он уже поднимался до $9380, то есть дал практически 300% доходности за полгода.
Баффетт, как и Трамп, радуется небольшой, но стабильной доходности
Что будет с биткоином во время встречи — вопрос открытый, однако долгосрочная динамика биткоина не оставляет сомнений: в диапазоне двух-трех лет на нем невозможно было проиграть, если смотреть на его историю за последние уже более чем 10 лет. Президент США Дональд Трамп с гордостью 25 февраля сообщал, что за время его уже трехлетнего правления Dow Jones вырос на 43%, а NASDAQ прибавил почти 50%. С того момента по текущий день биткоин показал доходность около 100%, то есть достиг двойного результата за значительно меньший срок. Однако и это Баффетту будет трудно выдать как доказательство того, что стоит покупать криптовалюты.
Как отмечал Габор Гурбакс, руководитель блокчейн-направления инвестиционного фонда VanEck и борец за право обращения биткоин-ETF, «Баффетт никогда не любил активы, которые не генерируют постоянно денежный поток. Он именно поэтому не любит золото». Таким образом, любое проседание цены биткоина в июле будет воспринято Баффеттом как свидетельство того, что криптовалюты — это ненадежный актив.
Типичное для Уолл-стрит заблуждение лишает Баффетта миллиардов долларов прибыли на криптовалютах
Любопытно, но мнение Баффетта становится типичным заблуждением на Уолл-стрит: там мало кто готов видеть, что за резкими колебаниями цены биткоина на протяжении, например, 1−1.5 года, скрывается то, что в более длительной динамике (а для этого нужно терпение) биткоин за два-три года не просто выходит в плюс, но показывает ту доходность, которой на Уолл-стрит по классическим ценным бумагам не соберешь и за 10 лет.
Более того, если руководствоваться правилом инвестора, то инвестиции в криптовалюты на спаде, то есть внизу цикла, около «дна» (поскольку «поймать» минимальную точку могут не все инвесторы), могут дать и на краткосрочной дистанции в полгода солидный доход. $3574 — столько стоил биткоин 14 января, когда вышла статья в Daily Telegraph, в которой было рассказано о том, что элита России все больше начинает интересоваться возможностями биткоина для обхода санкций США, которые Москва не намерена признавать и рассматривает как незаконные. В частности, финансовые рестрикции могут потенциально сказаться на экспортном потоке нефти и газа из России, и поэтому биткоин рассматривается как инструмент для решения возникающих рисков. А 6 июня весь мир услышал, что в России не исключают того, что в будущем расчеты за нефть могут перейти в криптовалюты, в частности, в разрабатываемую консорциумом Libra Association, за которой стоят не менее трех десятков компаний, включая организатора проекта — социальную сеть Facebook. В день этого заявления биткоин подорожал до $7870.
Встреча с Баффеттом будет проходить в то время, когда white paper криптовалюты от Facebook уже будет выпущен и когда санкции все больше будут вынуждать страны пользоваться криптовалютами. Именно такой опыт использования криптовалюты был бы наиболее убедительным аргументом против мнения Баффетта о том, что «у биткоина нет вообще никакой уникальной идеи». Хотя бы одна идея — налаживание сделок в ситуации различных ограничений, которые накладывают США, является действительно «уникальной», и уже одна она создает спрос на эту криптовалюту. Если бы Баффетту это рассказали за столом в Сан-Франциско, то есть доля вероятности, что это его заинтересовало бы.