Израиль думает вводить крипто-шекель: удастся ли новой национальной криптовалюте успешно выйти на рынок?
Похоже, что не только венесуэльские власти всерьез нацелились на создание собственной национальной валюты для решения финансовых проблем государства. Израиль уже довольно долго рассматривает план внедрения цифровой валюты, поддерживаемой государством. C начала 2018 года дебаты на эту тему вышли на новый уровень, поскольку крипто-индустрия в стране находится на подъеме. Сейчас этот вопрос всерьез рассматривают банк Израиля и Министерство финансов.
По мнению государственных чиновников, такое нововведение сможет уменьшить объем операций с наличными, что, в свою очередь, сможет пресечь уклонение от уплаты налогов. Черный рынок, который насчитывает около 22% от ВВП всей экономики, также может существенно сократиться в результате появления национальной криптовалюты.
Честная или нечестная игра правительства?
Сейчас проект законодательной базы для нового финансового актива уже разрабатывается правительством государства. Впрочем, это и неудивительно для страны, переживающей настоящий бум крипто-индустрии. Такой успех обеспечило большое количество выдаваемых патентов, а также развитие технологической отрасли в целом. Это породило слухи о том, что интересанты запуска нового финансового инструмента не государство, а бизнес-лобби. Ряд основных институциональных банков Израиля начали плотно сотрудничать с IT-компаниями. Например, банк Хапоалим сотрудничает с Microsoft Azure в сфере оцифровки активов.
А в феврале Верховный суд Израиля запретил банку Leumi закрывать счета клиентов Bits of Gold. Такое решение подстегнуло другие компании, заинтересованные в работе на израильском рынке, открыто заявить о своих притязаниях на долю в крипто-отрасли страны.
В то же время некоторые скептики указывают на ряд факторов, способных существенно помешать долгосрочному развитию отношений между государством и цифровыми активами. Уже сейчас криптовалюта в Израиле облагается 46%-й ставкой налога на прибыль для коммерческих структур и 25%-й для физических лиц. Такая высокая плата за операции с цифровыми активами теоретически может существенно навредить расширению рынка.
Более того, в июле налоговые органы Израиля заключили соглашение с локальной биржей Bits of Gold. Последняя будет отчитываться о самых крупных депозитах для выявления фактов уклонения от уплаты налогов и отмывания денег на черном рынке. Для многих это стало тревожным звоночком о будущем повсеместном контроле чиновничьего аппарата над всей криптовалютной индустрией.
В чем плюсы?
В целом же эксперты все-таки позитивно смотрят на израильскую инициативу и прогнозируют решение многих проблем в стране за счет внедрения национального крипто-актива. «Прекрасная мера, которая может решить ряд экономических вопросов внутри страны. Во-первых, планируется, что данная валюта будет эквивалентна национальной. Она без проблем сможет снизить реальный оборот наличности внутри страны без использования финансовых посредников в виде банков, тем самым отбросив в сторону финансовые издержки в виде банковских комиссий, которые ложатся на плечи потребителей данной услуги. Во-вторых, такое решение в стране также ведет к борьбе с теневой экономикой внутри нее, что весьма похвально, так как казна практически в любой стране недополучает денежные средства в виде невзысканных налогов, и Израиль, я думаю не исключение», — прокомментировал DeCenter управляющий партнер trading-crypto.ru Денис Бакаев.
Что же касается явных противоречий с «самой философией» криптовалюты, то здесь, по мнению крипто-энтузиаста, тоже нет серьезных противоречий. «В-третьих, если это будет национальная валюта, то, естественно, она просто обязана быть централизованной, и многие посчитают, что она уже не будет в прямом смысле слова “криптовалютой”, так как одним из ключевых принципов, основной ее идеей является децентрализованность. Вместе с тем нужно понимать, что основная задача данной криптовалюты не анонимность, а ускорение взаиморасчетов между участниками системы. Увеличив скорость товарооборота, можно добиться ускорения работы многих бизнес-процессов, что, безусловно, скажется положительно на экономике всей страны.
Я думаю, нужно посмотреть, что из этого выйдет, сделать выводы и, возможно, последовать их примеру. Уверен, что Израиль это сможет реализовать без особых проблем и однозначно только выиграет, причем явно больше, чем Венесуэла с криптовалютой петро», — резюмировал Бакаев.
Национальная криптовалюта: фантазии правительств или общемировое будущее?
Вопрос внедрения национальной криптовалюты сейчас обсуждается целым рядом центробанков и правительств различных стран. Среди основных проблем, с которыми сталкиваются государства еще на этапе обсуждения, стоит выделить легализацию криптовалют и вопросы спецификации различных валют, поскольку многие их них несут различные функции и миссии.
В России уже достаточно долго ведутся дискуссии о внедрении собственной национальной криптовалюты «CryptoRuble». Новый актив должен будет контролироваться и поддерживаться на государственном уровне, а обычные граждане смогут обменять другие валюты на рубли. Интересно, что позже президент Владимир Путин призвал к тщательной регуляции криптовалют, а центробанк и вовсе заявил о том, что запретит все крипто-обмены.
Вопрос этичности и возможности существования национальных криптовалют до сих вызывает жаркие дискуссии среди крипто-энтузиастов. Некоторые из них считают, что никакие криптовалюты не нужны, потому что «протокол в итоге заменит само явление государств, а не только фиаты». Другие лишь иронизируют над подобным подходом. «Конечно. И крипто-протоколы также заменят автомобили, брюки, морковь, лошадей, нижнее белье, кресла, зубную пасту, поэзию и картофель-фри, а также бетон, апельсиновый сок, зеленый свет, светофор, круизные суда, ИИ, сыр, подлокотники и ложки», — парирует этот тезис один из пользователей Reddit. Так или иначе, национальных криптовалют, видимо, будет становиться только больше. Пройдут ли они испытание временем — уже другой вопрос.