Какие страны станут новыми точками роста покупки криптовалют?
Сегодня на три страны — США, Южную Корею и Японию — приходится больше половины мирового оборота рынка криптовалют. В той или иной степени в этих государствах власти либо поддерживают криптовалютную индустрию, либо по крайней мере активно не мешают ей развиваться. При этом, по данным исследования банковской группы ING, по степени распространения криптовалют эти страны не являются лидерами. В США ими владеют 8% населения, хотя среди студентов эта цифра выше — 18%. В Японии, по данным Dalia Research, этот показатель составляет 11%, в Южной Корее — чуть меньше. Таким образом, все три лидера проиграли Турции, у которой уровень проникновения криптовалют составляет 18%.
Турция: ставка на золото — ошибочна, на криптовалюты — верна
Почему такое происходит? Ответ на вопрос о том, почему криптовалюты популярны в Турции, поможет объяснить отношение инвесторов к крипто-активам. Годовая инфляция в этой стране составляет 96%, а по итогам августа она достигла 29% в помесячном выражении. За последний месяц лета турецкая лира потеряла 28% своей стоимости по отношению к доллару. При этом цена золота, выраженная в местной валюте, увеличилась темпом более чем в два раза быстрым, чем девальвация, то есть на 60%. Это говорит о том, что местное население стало скупать золото в поиске средства захеджироваться против рисков дальнейшей девальвации.
При этом резко вырос спрос и на криптовалюты. Обращает на себя внимание то, что надежды на золото вряд ли будут оправданы: как писал ранее DeCenter со ссылкой на данные экономической статистики, за последние семь лет вложения в этот драгоценный металл показали убыток в 18%. Любопытно, что такая разочаровывающая динамика намного сильнее отразилась на ETF, ориентированных на акции производителей золота. По сравнению с пиковым значением семь лет назад, их оценка снизилась на 71%, а в настоящий момент оказалась на 30-месячном минимуме. Кстати, оценка проводилась по ETF от VanEck, чья заявка на Bitcoin ETF будет рассмотрена 30 сентября. Если Bitcoin ETF был бы сейчас, то он доказал бы ненадежность хранения сбережений в золоте. Однако рано или поздно это будет очевидно, и тогда стоит ожидать, что в Турции начнется вторая волна распространения криптовалют: население будет массово перекладываться из золота в крипто-активы.
Точки роста спроса на криптовалюты из-за девальвации фиата
Страны Южной Америки также находятся в зоне потенциального роста распространения криптовалют. Вслед за Венесуэлой на исторический минимум к доллару США упало аргентинское песо, а взлет спроса на биткоин привел к тому, что в Буэнос-Айресе за эту криптовалюту просят на $200 больше, чем составляет ее среднемировая цена.
Какие новые страны станут лидерами роста покупки криптовалют и будут выступать за открытие новых криптовалютных площадок на их территории? Если говорить о темпах обесценения, то в качестве мерила можно рассмотреть ситуацию с биткоином, который с начала года подешевел на 46.7%. В рамках этого значения произошло падение стоимости аргентинского песо с начала года (-50.5%) и турецкой лиры (-44%).
Претендентом на то, чтобы стать новым центром распространения криптовалют, является Судан, чей национальный фунт потерял с начала года 61.1%. Как отмечает глава Ripple Foundation Брэд Гарлингхаус, «если потребитель сталкивается с гиперинфляцией, то много примеров указывает на то, что он начинает держать деньги в криптовалютах». Кроме того, не все криптовалюты подешевели даже так, как биткоин, который показал умеренный спад. Так, EOS c начала года снизился в стоимости лишь на 15.7%, VeChain — на 27%. Исходя из такой динамики, растущие шансы на распространение криптовалют имеют ЮАР, Свазиленд, Намибия, Лесото, Бразилия и Ангола, где местные национальные валюты потеряли больше в стоимости с начала года, чем EOS.
Африканские страны станут значительными драйверами распространения криптовалют, так как опыт, например, Зимбабве и Кении показывает, что оплата криптомонетами начала осуществляться с применением простых мобильных телефонов, не имеющих выхода в интернет. Сильная горизонтальная демократия в африканских сообществах позволяет сделать митапы эффективным средством для распространения криптовалют, создания стартапов, которые начинают принимать их к оплате. Этим обусловлен большой успех биткоин кэш в этом регионе. Схожие причины ведут к массовому распространению криптовалют в Южной Америке и обуславливают успех здесь Dash и NEO.
Меньше доля экспорта в ВВП — больше спрос на криптовалюты
Если посмотреть на корреляцию уровня экспорта товаров из страны и степень динамики развития распространения криптовалют, то можно обнаружить, что там, где этот показатель высокий, темп прироста — небольшой. Это касается Евросоюза в целом (43% доля экспорта в ВВП 28 стран ЕС), Южной Кореи (42%) и Канады (31%). При этом оживление в области распространения криптовалют наблюдается в Бразилии и США (по 12% у каждой страны), в Японии (16%), Австралии, Индии и Индонезии (по 19%). В Индии этот процесс развивается стремительно, несмотря на имеющиеся ограничения со стороны местного центрального банка, которые продолжают оспаривать в Верховном суде влиятельные криптовалютные лоббисты. Россия со своим показателем в 26% находится на перепутье и не принадлежит ни к одной из групп стран.
Женщины — главный стимул развития криптовалют в ряде стран
Активное включение женщин в процесс покупки криптовалют значительно стимулирует увеличение спроса на эти активы. Среди крипто-инвесторов в мире их заметно меньше, чем мужчин (всего 9%, по имеющимся данным), однако, например, в Индии они покупают криптовалют в среднем на сумму в два раза большую, чем мужчины, расходуя более $2000. В Африке компания Bitclub Advantage отмечает, что 75% ее клиентов — это женщины, которые в среднем зарабатывают более $2000 в месяц. Как Индия, так и страны Африки имеют большой потенциал развития в связи с этим, и опять речь идет о дальнейшем разочаровании в золоте. Индия является крупнейшим в мире импортером этого драгоценного металла, так как в этой стране семьи годами покупают золотые украшения в качестве приданого для свадьбы.
Социальная сеть как платформа будущего распространения криптовалют
Еще одним фактором будущего роста распространения криптовалют окажется вовлеченность населения той или иной страны в одну из самых популярных социальных сетей мира — Facebook. Здесь благоприятный прогноз можно сделать по Индии: в этой стране число пользователей Facebook составляет 270 миллионов против 240 миллионов в США. Большой потенциал имеют Индонезия и Бразилия (140 и 130 миллионов человек соответственно). Данный вывод можно сделать на основе изучения эволюции отношения руководства социальной сети к новым финтехнологиям, в результате чего очевидно, что в ближайшее время сеть еще больше продвинется в своем взаимодействии с криптовалютным миром, даже несмотря на жесткую политику в области рекламы криптомонет.
Нелюбовь к евро и доллару США — да здравствуют криптовалюты!
Для некоторых стран Евросоюза дополнительным толчком к развитию купли-продажи криптовалют может стать желание «убежать» из еврозоны. Так, перспективной в этом плане выглядит Италия. Мэр ключевого города на юге страны, Неаполя, отказывается признавать задолженность в евро, готовясь открыть дорогу криптовалютам и запустить собственные крипто-деньги. В Венето и Ломбардии вопрос ухода от евро и поиск альтернативы обсуждается уже давно.
Иран и Россия, оказавшиеся под санкциями США, также могут стать точками роста, но при одном условии: здесь распространение криптовалют в серьезных масштабах возможно лишь при явной поддержке государством такого процесса. А основания для нефтедобывающих Ирана и России для этого есть: если рассматривать нефть и природный газ как инвестиционные товары, то за последние пять лет они принесли убытков на 33.6% и 18.6% соответственно. Не спасает даже переработка нефти: дизельное топливо принесло убыток за тот же период времени на 28.5%. Аналогичная ситуация с продукцией сельского хозяйства: ее товары не слишком привлекательны для инвесторов. Пшеница показала за пять лет -16.6%, кукуруза — -24.3%, сахар — -35.1%.
Доходность стандартного криптовалютного портфеля, в котором доля биткоинов составляет более половины, продемонстрировала за это же время плюс и значительный прирост вложенных средств. В свете обсуждаемой пенсионной реформы в России вопрос инвестирования ресурсов государства в криптовалюты приобретает особое значение.
И у Ирана, и у России наблюдается заметная девальвация национальной валюты: российский рубль с начала года потерял 15.3% стоимости. Иранский риал подешевел до нового исторического минимума. В России есть также значительное число миллиардеров — только в Москве их 62. Как правильно отмечал Джон Макафи, криптовалюты получат массовое распространение, когда их будут покупать владельцы больших состояний.
Особенность финансовых санкций США в отношении Ирана и России состоит в том, что те состоятельные люди-резиденты этих стран, которые попали в санкционные списки, теряют возможность приобретать любые активы за доллары США. Это приводит к тому, что криптовалюты становятся интересными инвестиционными объектами, так как их можно купить за разный фиат, кроме нелюбимого доллара США. Однако, опять-таки, ключевую роль в движении в эту сторону сыграют только официальные власти, которые могут дать добро на подобные инвестиции. Между тем видно, что власти Ирана делают более энергичные шаги в сторону криптовалют, чем Россия. В Москве преобладает позиция, что стоит «понаблюдать», а Тегеран уже готов к практическому запуску собственной криптовалюты, признав при этом 4 сентября майнинг частных криптовалют отдельной отраслью экономики, тем самым легализовав его. В результате Иран, Индия, Индонезия и Италия — группа четырех «И» — становятся новыми точками распространения криптовалют.