Какое поколение станет драйвером массового распространения криптовалют?
Технология распределенного реестра и как наиболее яркое ее финансовое проявление — криптовалюты — появились в тот момент, когда в глобальном обществе накопилось большое недовольство тем, как решаются вопросы, затрагивающие суть социально-экономического обустройства. Это вызывает кризис доверия к централизованным институтам, о чем говорил конгрессмен Джаред Полис. Кроме того, в докладе Банка международных расчетов, который не питает симпатии к криптовалютам, все же говорится, что необходимо ценить фактор доверия, и криптовалюты уже стали играть роль нового магнита общественных симпатий. Если же регуляторы попытаются «задавить» криптовалюты, это вызовет потерю общественного доверия к рынкам криптомонет и в результате «может привести к исчезновению доверия к финансовой системе в широком смысле и к ее регуляторам».
Миллениалы не доверяют банкам и ценным бумагам
Однако симпатии к традиционным институтам финансового рынка уже невелики. Неслучайно, что в таком международном финансовом центре мира, как Лондон, 30% жителей намерены вкладывать средства в криптовалюты. Отметим, что этот показатель в столице Великобритании в два раза выше, чем в среднем по стране. Острее ощущая пульс финансовой жизни, лондонцы особенно четко осознают, что пора «уходить» в криптовалюты.
Британцы из поколения миллениалов (то есть те, кому сейчас от 22 до 37 лет) и поколения Z (те, кому сейчас до 22 лет) больше всего (37%) заинтересованы в том, чтобы инвестировать в криптовалюты, в отличие от более старших поколений — поколения X (37−51 год) и первого послевоенного поколения, где только 4% готовы пойти на это. Почему так? Томас Ли объясняет это тем, что миллениалы не любят банки в принципе. И здесь вопрос заключается не только в технологическом отставании, когда криптовалюты позволяют осуществлять стоимостные перемещения без всяких посредников, что само по себе трансформирует окружающий нас мир, как напоминает нам в «своем наиболее интересном» интервью Джон Макафи.
Дело несколько в другом: как объяснил Том Ли на конференции ChainXChange в Лас-Вегасе, «миллениалы помнят, как их родители [из поколения X] потеряли дома во время финансового кризиса». И в итоге, по оценкам Ли, 60% миллениалов и 70% из поколения X стремятся минимизировать общение с банками, взаимодействуя с ними лишь онлайн. Эти данные подтверждаются и другими исследованиями, в частности, проведенными Facebook и First Data.
Такой подход и его преобладание среди двух поколений и есть та основа для массового развития криптовалют. Миллениалы в возрасте до 30 лет и следующее за ним поколение Z более, чем кто-либо, готовы инвестировать в криптовалюты, объясняя это тем, что ценные бумаги представляются высокорискованными, а значит, ненадежными активами.
Недвижимость? Нет. Наличные деньги — временное решение
Отметим, что миллениалы разочарованы не только банками и ценными бумагами. Исследование Get Living показало, что 21% британцев из этого поколения (или 27% мужчин-миллениалов) заявили, что они скорее купят криптовалюты, чем вложат средства в недвижимость, воспринимая последний актив как «высокорискованный», о чем заявили 57% опрошенных. Дом перестал быть важной ценностью для этого поколения, а вот свобода передвижения и общения ценятся выше, отсюда и предпочтение — снимать жилье, а не покупать его в собственность. Однако миллениалов сделало «поколением арендаторов» не только это, но и кризисы, через которые прошли их родители.
Глобальные исследования подтверждают эти локальные тренды. Так, в Capgemini’s World Wealth Report 2018 отмечается, что 25% миллениалов, которые обладают чистой позицией по благосостоянию (владеют большим объемом средств, чем они должны кому-либо) заинтересованы в инвестициях в криптовалюты. 39% отмечают, что главное в таких вложениях средств — это инвестиционный доход, а 19% рассматривают это как вариант сбережения средств. В экономически турбулентной Южной Америке доля таких миллениалов, интересующихся криптовалютами, составляет внушительные 60%, это подтверждает тезис о том, что страны этого региона способны стать новыми точками роста распространения криптовалют.
Миллениалы и поколение Z не любят банки, ценные бумаги и вложения в недвижимость, что вынуждает их пока что предпочитать наличные деньги или средства на цифровых кошельках — это самый популярный способ «инвестиций». Однако понятно, что это временное решение: сотни миллионов людей находятся на перепутье, пытаясь понять, что делать. Ведь если кэш остается средством накопления, то лишь 6% готовы им расплачиваться в торговых точках.
Криптовалюты заменят фиат
Маятник разворачивается в сторону криптовалют: по опросу Yougov, 48% молодежи не видят никаких проблем в том, чтобы мир перешел на криптовалюты, заменив ими фиат. По сути, это мощный запрос на изменения в современной финансовой системе, который формирует самая молодая и активная часть общества.
Также важно, что доллар перестал быть авторитетом: если использовать калькулятор Бюро труда США, один доллар периода января 1913 года сейчас эквивалентен $25.67. Неудивительно, что большой интерес к заработку на криптовалютах, но не обязательно как к объекту долгосрочного инвестирования, проявляется во всех стратах общества: в поколениях миллениалов и Z таковых 62%, в поколении X — 55%, а в первом поколении, родившемся после окончания Второй мировой войны, есть 37% людей, готовых включиться в подобную торговлю. То есть, несмотря на разное восприятие мира и на различное понимание того, что является ключевыми проблемами современного общества, виден общий вектор движения в сторону криптовалют. А ведь именно это разное понимание в итоге так же собирается, как пазл, в единый социальный запрос на скорейшее принятие криптовалют: ведь исчезновение фиата — это наступающая реальность, согласно квартальному отчету Morgan Creek Capital Management.
Кризис уже наступил
Ощущение наступающего нового кризиса прослеживается во всех социальных группах: например, при том, что 55% представителей поколения Z хотят открыть свой бизнес, лишь 56%, то есть почти столько же, сохраняют уверенность в том, что им удастся достигнуть уровня благосостояния своих родителей — оптимизм у самого молодого поколения проявляется заметно меньше, чем у миллениалов (71%). Основная причина беспокойства почти всех — это общая величина мирового долга, в $247 триллионов, что в 2.5 раза выше мирового ВВП. С момента кризиса 2008 года этот показатель увеличился на 39.5%. Уровень задолженности американцев превысил кризисный показатель, достигнув отметки в $13.3 триллиона, из которых 9 триллионов приходится на непогашенную ипотеку, 1.5 триллиона — на долги за обучение в вузах, 1.25 триллиона — займы на покупку автомобилей.
В России свое ощущение кризисных явлений. Ухудшающаяся ситуация с сокращением возможностей заимствований из-за санкций предполагает, что ICO и токенизация активов являются, по сути, единственным способом, компенсирующим отпадающие способы привлечения средств. «Гнать» средства вкладчиков банков в ценные бумаги, когда индекс ММВБ оказался на историческом максимуме, — это означает во многом рисковать тем, что они окажутся в финансовых «пузырях».
Миллениалы и поколение Z наиболее остро переживают то, что случится с ними в будущем — выход на пенсию. Этот вопрос является острым везде, а не только в России, и криптовалюты могли бы стать его решением. Как подчеркивает американское издание Politico, американское молодое поколение беспокоит то, что им придется выходить на пенсию, скорее всего, в 70 лет, а до этого времени они вынуждены будут все время работать в ситуации, когда возможности рынка все больше сокращаются из-за роботизации и искусственного интеллекта. В США и других странах Запада добавляется ощущение, что предыдущие поколения уже взяли по максимуму, что могли, в долг, в результате молодому поколению прожить в таком же стиле уже не удастся, тем более, что это поколение попадает на многолетнюю волну повышения базовой процентной ставки ФРС США, что делает кредиты все более дорогими.
Политика ФРС США, в рамках которой просто было напечатано $4.5 триллиона после кризиса 2008 года, привела к росту стоимости ценных бумаг, но это идет в плюс к предыдущим поколениям, которые больше всех приобретали такие активы. Кроме того, американское молодое поколение недовольно высокой коррупцией, обманом политиков в широком смысле этого слова, а также нежеланием предыдущих поколений менять что-либо. Последнее утверждение можно также трактовать таким образом, что в отличие от молодых, более старшие поколения пока не увидели в криптовалютах альтернативы из-за того, что соответствующая информация к ним еще «не постучалась».
Поколение Z — лидер мнений
Наиболее восприимчивым к новым технологиям оказалось поколение Z, которое еще называют iGen или Coiners. Его представители знают, куда двигаться, а из-за своей уверенности в собственной правоте в 70% случаев оказываются в своей семье неформальными лидерами в финансовых вопросах, даже для представителей других поколений. Вместо традиционных банков они обращаются в «цифровые банки», которые дают возможность сберегать, получать кредиты. Они находятся онлайн «практически постоянно», согласно данным Pew Research 2018, это же и предопределяет, что поколение Z все больше переходит на бесконтактные платежи.
Поколение Z очень перспективно в плане развития криптовалют, потому что его представители находятся на одной волне с ними. Однако если в США на долю Z приходится более чем 20% населения, а в Африке — это главная доминирующая сила на континенте, то в России, в том числе из-за низкой рождаемости в 90-е годы, их доля составляет менее 10%. Уже даже этот факт заставляет говорить о том, что поиск «ключика» к каждой социальной группе является необходимым условием для массового распространения криптовалют в России.