Казначейский комитет Британии считает крипторынок «Диким Западом»
В опубликованном 19 сентября 2018 года докладе британские парламентарии заявили, что большинство первичных размещений токенов (ICO) не руководствуются правилами Управления по финансовому регулированию и надзору (FCA), в результате чего инвесторы практически беззащитны перед мошенническими схемами.
Кодекс поведения в криптовалютной отрасли имеет абсолютно добровольный характер, и это неизбежно приведет к тому, что не все участники рынка будут ему следовать. Казначейский комитет Соединенного Британского Королевства считает, что саморегуляции в этом вопросе явно недостаточно, и поэтому, как минимум, нужно ввести единые правила для защиты прав инвесторов. Кроме того, необходимы законодательные инициативы по упреждению возможности отмывания денег через крипто-сектор.
Крипторынок в Британии: за и против
Криптовалютный рынок — очень масштабная тема. И Комитет в первую очередь сконцентрировался на рассмотрении биткоина и технологии блокчейн.
В последние годы наблюдается значительный рост популярности технологии распределенного реестра и многие организации пытаются оценить использование блокчейна как дополнение или альтернативу существующим технологиям баз данных. Например, бывший Госсекретарь по вопросам цифровых технологий, культуры, спорта и СМИ Мэтт Хенкок в апреле, еще будучи главой ведомства, заявил, что у правительственных учреждений есть большой интерес к привлечению блокчейна для решения широкого круга вопросов.
«Технология блокчейн обладает реальным потенциалом для повышения эффективности государственных услуг. Его многогранная природа сулит выигрыш всем нам. Эта технология может помочь нам решить некоторые из глобальных социальных проблем нашего времени. К примеру, Всемирная продовольственная программа управляет пилотным проектом на основе блокчейна в лагере беженцев в Иордании, где более 10,000 сирийских беженцев могут получить продукты в местных магазинах просто при помощи скана сетчатки глаза. Нет необходимости в наличных деньгах, кредитных картах или документах — транзакции записываются при помощи блочной цепи. В настоящее время на основе блокчейна разрабатываются проекты вознаграждения за производство солнечной энергии, поддержание чистоты океана, инновационные модели благотворительной помощи. Таким образом, преимущества ясны, и мы хотим их видеть здесь, в Великобритании», — сказал Хенкок.
Не так давно 22 европейские страны выразили намерение сотрудничать в сфере разработки единой политики для рынка цифровых технологий, чтобы избежать разночтений в государствах-членах ЕС.
Однако, несмотря на ряд преимуществ инновационной технологии (в том числе прозрачность, безопасность и неизменяемость реестра), парламентарии отметили и некоторые ограничения. Например, Банк Англии сообщил Казначейскому комитету, что «блокчейн должен будет еще доказать, что сможет достичь стандартов производительности, характерных для более традиционных технологий», и что в настоящее время в качестве основы для проверки и проведения транзакций он медленный, дорогостоящий и энергоемкий.
Но самую большую озабоченность Комитета в настоящий момент вызывает рынок цифровых активов как область с отсутствующей регуляторной политикой. Правительству и регулирующим органам необходимо оценить все возможные риски этой сферы и задуматься, стоит ли поощрять ее развитие и рост. Британские парламентарии считают, что четкая законодательная база приведет к положительным результатам в крипто-отрасли, включая переход к более зрелой бизнес-модели и увеличение ликвидности.
Комитет также подчеркнул, что у Великобритании, учитывая ее прочную репутацию в области финансов и финансовых технологий, есть все шансы стать глобальным мировым центром цифровой индустрии.
Британские парламентарии невысокого мнения о цифровых активах
Но как криптоденьги соотносятся с областью традиционных финансов? Члены комитета акцентируют внимание на том, что фиатные деньги обычно выступают в качестве средства обмена, носителя стоимости или единицы счета, а в настоящий момент не существует крипто-активов, выполняющих эти функции. Отчет гласит, что цифровые деньги «широко используются для спекуляций», а идеально функционирующие криптовалюты существуют только как теоретическая концепция.
Не осталась без внимания и высокая волатильность цифровых активов. Беспрецедентные колебания цены биткоина угрожают инвесторам не столько баснословными прибылями, сколько риском потерять капитал. Игроки крипторынка должны быть готовы к этому в любой момент.
Кроме того, риски содержатся и в процессе обмена криптовалюты на фиатные деньги. Многие обменники и криптобиржи за последнее время подверглись хакерским атакам, а активы клиентов были украдены.
Казначейский комитет Соединенного Королевства всерьез обеспокоен тем фактом, что инвесторы лишены всяческих гарантий и страховок на случай взлома. И это мотивирует парламентариев и государственных чиновников к разработке новых регуляторных актов.
Наконец, цифровые активы и действия с ними в настоящее время не регулируются общими правилами борьбы с отмыванием денег, и, как следствие, с учетом присущей им анонимности, могут способствовать покупке и продаже незаконных товаров и услуг, а также использоваться для отмывания преступных доходов.
Пятая директива ЕС по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма (применимая и к криптосфере) вступит в силу в Великобритании лишь в конце 2019 года. Комитет настоятельно призывает правительство расставить приоритеты и ускорить процесс.
Комментируя отчет, Ник Морган, председатель Казначейского комитета, заявил: «Биткоин и другие цифровые валюты живут и развиваются по законам Дикого Запада. Эта нерегулируемая отрасль подвергает инвесторов многочисленным рискам. Казначейский комитет твердо убежден в необходимости государственного регулирования крипторынка. Правительство и регулирующие органы не могут дольше воздерживаться от решительных действий, ограничиваясь лишь слабыми предупреждениями потенциальным инвесторам. Как минимум, регулирование должно касаться защиты потребителей и борьбы с отмыванием денег. Если правительство решит, что рост и развитие криптосферы стоит поощрять, надлежащие регуляторные акты сделают Великобританию глобальным центром этой отрасли».