«Хьюстон, у нас проблемы»: как действовать, пока биткоин не улетел на Луну
В недавнем видео-интервью для Cointelegraph Питер Брандт рассказал, как правильно действовать в период медвежьего рынка. Брандт — трейдер с 40-летним стажем и CEO трейдинговой компании Factor Trading, основанной в 1980 году. DeCenter собрал советы и мнения о том, почему медвежья фаза может быть благоприятна для рынка и как себя вести, пока биткоин не сделал «ту зе мун».
Меньше действий
«Часто в трейдинге держать деньги нетронутыми — это лучшее, что вы можете сделать», — считает Брандт. В криптовалютном мире немало историй «пострадавших», которые закупились в период пика в декабре-январе и потеряли все состояние. А некоторые не остановились и на этом: так, трейдер чикагской фирмы Consolidated Trading Джозеф Ким, потерпев неудачу в трейдинге, пытался покрыть убытки за счет средств компании и после долгого судебного процесса получил 15 месяцев тюрьмы, а также остался обязанным возместить убытки на сумму $1.146 миллиона. «Мы видели огромные состояния, сдувшиеся в этот период медвежьего рынка… и те, кто был на втором плане в декабре, январе и феврале, решили, что они будут “сидеть” на своем состоянии в гораздо лучшем положении, чем те, кто стали активными трейдерами, попытались занять оборонительную позицию и прыгали с монеты на монету. Я не советую этого делать. Сохранение капитала иногда является целью трейдера», — говорит Брандт.
Более того, опытный трейдер отмечает, что даже при относительно успешном краткосрочном трейдинге есть другой риск — поведенческие, или даже психологические изменения, когда трейдер привыкает извлекать регулярную мелкую выгоду и не задумывается о долгосрочной перспективе: «Я думаю, те, кто стали активными трейдерами, пропустят большой полет на Луну, когда он наступит, потому что они настолько привыкнут к тому, что надо вводить и выводить, руководствуясь краткосрочными индикаторами, [привыкнут] смотреть на чарт за 1 час, за 6 часов, за 3 часа, что если и когда биткоин снова возродится и пойдет по параболе, они окажутся на периферии».
Фиат — это не грязно
«То что “фиат” — это практически ругательное слово — болезнь криптосообщества. Иногда фиат — это лучшее место, где вы можете оказаться. И мы это видели уже в последние 11 месяцев. Те, кто держали фиат, были в гораздо лучшем положении, чем те, кто упрямо решил, что биткоин пойдет к $100,000, и поэтому они будут сидеть или [делать] то, что им даст рынок. Я трейдер и считаю нелепым сидеть во время 90%-го падения рынка, особенно когда речь идет о рынке, который так четко продемонстрировал свои максимумы в декабре 2017...» — рассказал Брандт.
Только биткоин
Есть разные стратегии инвестиций в альткоины, а многие эксперты советуют осуществлять разбалансировку портфеля, распределяя активы по инвестиционным инструментам. Но если вы решите трейдить по принципу Питера Брандта, все эти стратегии вам не пригодятся. «Я заинтересован в покупке и ходле биткоина на долгий срок, но [именно] биткоина. У меня нет времени для остальных криптовалют с большой капитализацией и старых монет… Я верю, что 98−99% сегодняшних монет в конечном итоге обесценятся… Не торгуйте альткоинами, торгуйте по-настоящему, а настоящая монета — это биткоин. Не позволяйте втягивать себя во все эти другие мелкие бессмысленные монеты».
Технический анализ
В 1990 году вышла книга Брандта под названием «Торговля товарными фьючерсами по классическим паттернам чартов». Через почти три десятка лет и с совершенно новым торговым активом Брандт руководствуется теми же классическими принципами анализа.
И хотя есть мнения, что фиатный и криптовалютный трейдинг — это два разных мира, которые нуждаются в различном анализе и стратегиях, Брандт отмечает, что поведение крипторынка пока полностью укладывается в традиционные паттерны: «Интересная вещь — мир социальных медиа. Он наполнен людьми, которые говорят: “Технический анализ не работает на крипторынке”. Напротив. Сегодня мы имеем лучшую чарт-картину. Она полностью соответствует классическим принципам чартов. И я смотрю на чарты, чтобы получить “показания”. Это было классическое падение, [оно] было практически идеальным фракталом (индикатор технического анализа. — DeCenter)...».
Говоря о биткоине, Брандт сравнил его 80%-е падение этого года с падением, которое произошло в 2014 — начале 2015, от почти $1200 до $200: «Если вы анализируете это и разбираете это падение, знайте, что рынок биткоина представляет собой фрактал, практически идентичный медвежьему рынку того времени. И, основываясь на принципе действия того фрактала, мы должны быть в одном шаге от капитуляции».
И, несмотря на общую закономерность поведения биткоина, Брандт отмечает, что биткоину пока недостает простых индикаторов технического анализа, которые важны для рынка в целом: «Я техник, я смотрю на чарты... Чего я действительно ищу — это простых технических индикаторов. Ваши 14-недельные скользящие средние, 15-недельные скользящие средние… Для рынка невозможно делать значительный прогресс, не имея простой средней скользящей. Это может быть экспоненциальная скользящая средняя, это может быть любой причудливый вид скользящей средней, но я думаю, что простая система средних скользящих будет очень умным способом для прогресса биткоин-трейдинга…».
Где будет дно
Помимо индикаторов технического анализа, Брандт часто обращает внимание на рыночные настроения, которые он определяет по мнениям в социальных медиа. «...когда я смотрю на социальные медиа, [я вижу, что] люди не разочаровались. Люди все еще настроены играть в долгую. И, по моему опыту, биткоин действительно очень похож на любой другой рынок, с которым я имел дело и который имел крупные медвежьи тренды. Что [всегда] происходит — пока есть надежда и присутствие духа, [рынок] не может достичь дна», — говорит Брандт.
Еще один психологический аспект, который трейдер выделяет в своих прогнозах, — то, что самая ожидаемая цена обычно не достигается именно из-за того, что ее слишком ждут и все к ней готовы: «Есть ли шанс, что мы достигнем дна до [$2900]? Откровенно говоря, я думаю, что вероятен один из двух сценариев: мы не достигнем $2900, потому что это стало популярным числом. А $3000 стало числом, которое часто обсуждают, и обычно, когда на рынке все говорят: “Я очень жду $3000, чтобы закупиться”, вы этого не достигаете. Но я думаю, если мы сможем действительно пробить $2900, то биткоин вернется к $1200. Или мы не уйдем настолько низко, где все хотят купить, или мы останемся выше $3000 и достигнем дна здесь и действительно сформируем последнюю часть фрактала, или же мы лопнем эти ордера на покупку, “потушим” этих людей и действительно сделаем рынок разочарованным и, по сути, откажемся от него».
Трейдинговый план Брандта
Один из главных аспектов трейдинга — точка входа и выхода. Каждый трейдер, по-своему анализируя рынок, пытается поймать сигнал к покупке или продаже, и каждый сомневается: уйдет ли еще ниже, станет ли еще выгоднее?
«Невозможно поймать верхнюю цену, невозможно поймать нижнюю цену. Если мне удается [поймать] цену в среднем в пределах 15% от того, где достигается дно, я счастлив. У меня нет задачи ловить дно, но я начал покупать, и мой план — продолжить покупать настолько низко, насколько будет возможно. Я думаю, мы можем быть на дне в течение 6 месяцев, вероятно, я бы даже сказал, за 6 месяцев дна есть шанс, что мы уйдем почти к $3000, и поэтому я хочу занять позицию владения здесь [на этом уровне]. Мне не важно, если [цена] уйдет ниже, это только увеличит мою позицию владения», — говорит Брандт.
И точно так же, как некоторые составляют схемы инвестирования в альткоины, Брандт использует собственную четкую схему, но заточенную только под биткоин: «Я распределил свои деньги на 3 блока… которые я буду использовать для вложения в биткоин-рынок. Третий блок денег вкладывается в биткоин когда он падает… Я куплю больше биткоина ближе к $3000, куплю больше на $2400, куплю больше на $1200, если дотуда дойдет. То есть это третья часть денег… которые я буду вкладывать [в биткоин] или выводить [в фиат], основываясь на простой скользящей средней по всему рынку».
Последние напутствия
«Таким образом, базовый простой тактический подход к рынку и третья часть от денег, которые я собираюсь использовать, основываясь на том, что я бы определил как классические принципы чартинга, — это базовые принципы чтения чартов. Чарты очень надежны для определения того, что мы находимся в большом медвежьем рынке. Они кричали: “Короткая позиция!” месяц или около того назад, когда начался большой упадок. Но слишком поздно, будучи новичком, пытаться играть вокруг шортов. Я не советую так делать. Учитывая 85%-е падение, я рекомендую людям составить план игры [и] вложить сумму денег, которую вы можете позволить себе потерять… Трейдинг — это марафон, а не спринт. Вы же не переставляете ставку с лошади на лошадь, основываясь на том, кто ведет в гонке в определенный [момент]», — говорит Брандт.
Почему не надо паниковать и когда ждать новых максимумов
Анатолий Радченко, управляющий партнер United Traders, в комментарии для DeCenter дал свои советы по трейдингу в период медвежьего рынка. Как и Брандт, он отметил схожесть криптовалютного рынка с рынками традиционных активов. «Медвежий рынок — это своего рода стресс-тест проектов, партнеров, инвесторов. Я пережил уже не один медвежий рынок, это, конечно же, непросто, в первую очередь с психологической точки зрения. Криптовалюта циклична, как и все остальные рынки, и всегда за спадом будет подъем. — говорит Радченко. — Вы теоретически можете ничего не делать в фазу медвежьего рынка и в какой-то момент плюс/минус останетесь со своими средствами, если не наделаете глупостей и не поддадитесь панике. Но если хотите преуспеть, то уделяйте внимание своему образованию, стоит умерить аппетиты и сократить свои ожидания, увеличить временной горизонт. Те компании и инвесторы, которые переживают этот период, становятся лидерами в следующую бычью фазу».
О том, что медвежья фаза благоприятна для рынка, говорил и Гари Дженслер, бывший председатель Комиссии по товарным фьючерсам США (CFTC) и старший советник медиа-лаборатории Массачусетского технологического института (MIT) в рамках криптовалютной инициативы, в своих прогнозах на 2019 год. «В период спада рынка мы можем начать выяснять [есть ли ценность у нативных токенов проектов]. Как писал Уоррен Баффет в письме председателя в 2002 году после крупнейших потерь Berkshire Hathaway: “Все же выяснить, кто плавает голым, можно только тогда, когда прилив отступает”», — сказал Дженслер.
Что касается прогнозов о цене первой криптовалюты и о совокупной капитализации крипторынка, Радченко посоветовал ждать новых максимумов к 2020 году, при этом отметив, что «экономическая ситуация в мире может ускорить этот процесс». «В среднесрочной перспективе на полгода, я думаю, мы можем закрепиться [на уровне] $7000−$9000 за 1 биткоин», — говорит Радченко.