Libra под лупой: как прошел второй день слушаний в Конгрессе США
17 июля в Конгрессе США продолжились слушания по вопросу Libra, в рамках которых глава Сalibra Дэвид Маркус в течение пяти часов отвечал на вопросы чиновников об устройстве будущего крипто-проекта от Facebook. В отличие от первого заседания в Банковском комитете Сената США, в среду конгрессмены оказали более жесткий прессинг на представителя Libra. DeCenter разобрался в деталях второго слушания и узнал, чем обеспокоены власти страны в отношении проекта Libra.
Перед началом слушаний
В письменных показаниях Дэвида Маркуса, которые были опубликованы в преддверии первого дня слушаний, представитель Libra заверил конгрессменов, что от публикации white paper до запуска Libra пройдет много времени: проект не будет запущен без одобрения законодателей.
Новая криптовалюта от Facebook попала в поле зрения СМИ еще в конце прошлого года, но особенно активно обсуждаться эта тема стала после выхода white paper Libra 18 июня. Американские законодатели почти сразу же увидели в проекте определенную угрозу. И уже 2 июля председатель комитета Конгресса США по финансовым услугам Максин Уотерс отправила Марку Цукербергу, операционному директору Facebook Шерил Сандберг и Дэвиду Маркусу открытое письмо с требованием отложить реализацию проекта. По мнению Уотерс и ее коллег, Libra представляет угрозу для мировой финансовой системы и конкретно для доллара США. Более того, запуск такого проекта может привести к созданию в Швейцарии альтернативной финансовой системы, которая составит конкуренцию американской национальной валюте. Также законодатели увидели угрозу в возможности использования экосистемы Libra для финансирования терроризма. Безусловно, американских законодателей и общество волнует тот факт, что крупные корпорации, многие из которых зарегистрированы в США, неожиданно решили выпустить свои собственные деньги в Швейцарии.
Начало слушаний
Максин Уотерс, как председатель комитета по финансовым рынкам и инициатор слушаний, выступила на них самой первой. Она отметила, что эта инициатива — только первый шаг, и комитет, который она возглавляет, планирует принять отдельный закон, чтобы запретить большим технологическим компаниям создавать собственные деньги.
Дэвид Маркус в своей речи отметил готовность Libra к диалогу с регуляторами и подчеркнул, что криптовалюта Libra не будет выпущена до тех пор, пока все условия ее выпуска не будут проработаны с регуляторами и компания не получит их одобрения. При этом Маркус заметил, что рад запуску проекта в США, но если Америка не захочет идти по пути инноваций, по нему пойдут другие страны, чьи ценности сильно отличаются от американских.
Libra — криптовалюта, ETF или ценная бумага?
Если говорить о юридических аспектах выпуска Libra, то некоторые из них заслуживают особого внимания. Так, обеспечение криптовалюты Libra корзиной активов и фиатных валют позволяет классифицировать ее как торгуемый на бирже фонд (ETF). Кроме того, новую криптовалюту можно рассматривать как производный инструмент на акции или другие ценные бумаги.
Также есть определенные критерии, по которым деятельность Libra Association может по текущему законодательству США рассматриваться как банковская: это значит, что для нее может потребоваться соответствующая лицензия. Об этом написал в своем твиттере и президент США. Дональд Трамп напомнил своим читателям, что в США есть только одна настоящая валюта — американский доллар, и он в этом статусе и останется.
Позицию текущей администрации по данному вопросу подтвердил и министр финансов США Стивен Мнучин. Он отметил, что имеет «очень серьезные сомнения» относительно Libra, и заявил, что криптовалюты угрожают национальной безопасности США.
В ходе первого дня слушаний конгрессменов очень волновали юридические аспекты реализации проекта, но им так и не удалось добиться от Маркуса точного ответа на вопрос о том, чем же является Libra — цифровым товаром, акцией, криптовалютой или ETF, и какие лицензии от регуляторов планирует получать компания. Маркус подчеркнул, что Libra — средство платежа, которое является стейблкоином, а значит не может быть объектом спекуляций и, согласно тесту Хауи, не подпадает под определение ценной бумаги. Бывший председатель Комиссии по торговле товарными фьючерсами Гэри Генслер не согласился с доводами Маркуса: он считает, что Libra подпадает под определение ETF и под действие закона о ценных бумагах.
Влияние Facebook на проект Libra
Другие вопросы, которые волновали конгрессменов перед началом слушаний, — это волатильность Libra и юридический статус структур, которые ее выпускают. Facebook до сих пор не может оправиться от скандала с компанией Cambridge Analytics. Поэтому конгрессмены, включая и Максин Уотерс, перед началом слушаний акцентировали внимание на том, что неизвестно, как Facebook обеспечит безопасность пользователей Libra, их личных данных и средств на кошельках.
Плохим знаком для Libra и Facebook стало решение Федеральной Торговой комиссии США (FTC). За пару дней до начала слушаний она оштрафовала Facebook на $5 миллиардов за утечки данных в деле Cambridge Analytics.
Демократ Патрик МакГенри из Северной Каролины призвал адекватно реагировать на новые вызовы и инновации. В частности, он заявил: «Цифровые валюты существуют, блокчейн существует, и правительства не могут запретить биткоин, их попытки сделать это уже провалились». МакГенри призвал своих коллег-республиканцев не применять запретительный подход, а вместо этого обсудить все касающиеся общества аспекты выпуска Libra и защитить интересы инвесторов и пользователей.
Тем не менее некоторые участники обсуждения были настроены радикально против нового проекта Facebook. Конгрессмен Кэролин Мэлони вообще считает, что социальная сеть не должна создавать новую валюту, потому что выпуск денег — это исключительно государственная функция, которая должна находиться под контролем американских граждан и общественных институтов. Она заняла самую жесткую позицию по крипто-проекту, подчеркнув, что если Libra откажется от тестирования проекта в регуляторной песочнице, то его необходимо запретить.
Республиканец Энди Барр задал Дэвиду Маркусу вопрос о цели выпуска Libra. Он попросил Маркуса доказать, что актив не подрывает значение суверенных валют и центральных банков. Конгрессмен отметил, что, возможно, криптовалюта Facebook именно для того и выпускается, чтобы дать людям большую свободу от власти Центральных банков.
Конгрессмены Сильвия Гарсия и Рашида Тлэйб задали вопросы о монетизации проекта. Первую заинтересовало то, как Facebook будет зарабатывать на Libra, если не будет взимать комиссии с пользователей. А Рашида Тлэйб вспомнила историю с утечкой данных и задала вопрос о том, нужно ли людям без банковского счета торговать своими данными и приватностью для доступа к Libra.
Дэвид Маркус ответил, что на платформе социальной сети действует более 90 миллионов компаний, а увеличение денежного потока между ними вызовет рост доходов социальной сети от рекламы. Кроме того, соцсеть будет предоставлять больше сервисов совместно с банками и другими организациями и зарабатывать с их помощью. Доступ к цифровому кошельку не требует показа рекламы, а данные пользователей Libra не получит ни одна сторонняя организация, включая Facebook.
Регулирование Libra — кто ответит за проект?
Другой оппонент Маркуса, Бред Шэрман, обвинил Facebook в лоббировании Libra, в которое компания вложит миллионы долларов, а конгрессмен Рашида Тлэйб представила Libra Association как криптомафию, в которую войдут 100 друзей Facebook.
Некоторые члены комитета отметили, что низкий уровень финансовой грамотности населения может помешать проекту выполнить заявленную цель по работе с людьми без банковского счета. Дэвид Маркус ответил, что для пользования Libra не нужен счет в банке, достаточно просто иметь смартфон: компанию не интересуют деньги на счетах клиентов.
Также Дэвид Маркус не дал четкого ответа о причинах использования Libra швейцарской юрисдикции, а только подчеркнул, что это не связано с попыткой обойти американское регулирование. Представитель Coinshares Мелтом Демирорс отметила в ходе слушаний, что, вероятно, Libra выбрала Швейцарию, потому что Комиссия по ценным бумагам этой страны (FINMA) в 2018 году ввела удобное для крипто-индустрии регулирование.
Юридическая форма Libra Association также не понравилась конгрессменам: представитель штата Нью-Йорк Александриа Кортес обратила внимание на то, что члены ассоциации независимы от Facebook только формально, но на самом деле именно крупнейшая соцсеть подбирает себе партнеров, и все они взаимосвязаны между собой дружескими и деловыми связями. А значит, по мнению Кортес, проект контролируется набором крупных корпораций, попавших туда в обход открытых процедур. Конгрессмен Антонио Гонсалез выразил сомнение в том, что Libra действительно сможет перейти на публичный блокчейн в будущем, как это записано в white paper проекта.
В свою очередь Давид Маркус настаивает на том, что первыми 27 членами Libra Association стали те компании, которые согласились развивать проект, и любая организация, готовая оплатить членский взнос в $10 миллионов, может присоединиться к ассоциации. Именно они будут владеть нодами сети, смогут выпускать и продавать валюту Libra и следить за соблюдением AML.
Говоря о значении новой валюты, представитель Libra заявил, что теперь международные денежные переводы должны стать такими же недорогими, быстрыми и безопасными, как коммуникация и передача файлов в сети. Маркус обещал, что к аккаунтам в WhatsApp и Facebook Messenger можно будет привязать только кошелек Calibra, подконтрольный Facebook, а в будущем Libra перейдет на публичный блокчейн, как и биткоин.
Итоги заседания
В целом первый день слушаний по Libra в Палате представителей США оставил больше вопросов, чем ответов, особенно это касается юридических аспектов реализации проекта. В то же время слушания показали, что американская общественность (и особенно конгрессмены-демократы) готовы к компромиссам с Libra. Также очевидно, что проект стал предметом большой политической игры между республиканской и демократической партиями, и представители первой неслучайно занимают по отношению к Libra Association такую бескомпромиссную позицию.
С другой стороны, возможно, некоторые представители американского истеблишмента просто сами хотят создать аналог Libra. Напомним, что дружественный администрации Трампа экономист Стивен Мур при поддержке симпатизирующих президенту СМИ раскручивает создание другой криптовалютной экосистемы — Decentral. По замыслу авторов проекта, Decentral должен полностью изменить мир криптовалют и стать первым криптовалютным Центральным банком, а его стейблкоины — цифровыми наличными. Об этом уже писал DeCenter ранее.