Первый на деревне, или как Михаил Шляпников сидя на пеньке создал свою криптовалюту Kolion

Первый на деревне, или как Михаил Шляпников сидя на пеньке создал свою криптовалюту Kolion

Фермер Михаил Шляпников из маленькой деревни Подмосковья Колионово прославился своим фермерским хозяйством и успешным введением и эксплуатацией собственной криптовалюты Kolion (KLN), которая торгуется на криптобиржах и обеспечена реальными товарами в виде мяса, молока, саженцев деревьев, фруктов и овощей. DeCenter поговорил с эксцентричным бизнесменом и выяснил, почему Шляпников называет себя анархистом и как его противостояние с Центробанком привело к созданию стабильно функционирующей криптовалюте и проекта «Экосистема Колионово».

Михаил Шляпников

Создатель «Экосистемы Колионово»

«Тот самый Шляпников», «Блокчейн от сохи», «Опохмелимся и будем думать, как развиваться после ICO»

Именно под такими и не только заголовками выходили журналистские материалы о фермере Михаиле Шляпникове, который с 2014 года, как говорится в документах прокуратуры, «представляет угрозу для платежной системы РФ». Точнее, не сам Шляпников, а его колионы — изначально бумажные вексели, а теперь полноценный цифровой актив Kolion (KLN), который торгуется на криптовалютных биржах.

«Колион появился намного раньше моего знакомства с биткоином и блокчейном. Я его успешно применил в практике своего хозяйства, модель заработала и внесла новые методы в классическое производство на земле», — рассказывает фермер.

Изначально Михаил Шляпников, московский бизнесмен из 90-х, который после автомобильной аварии переехал в деревню Колионово в 114 км от МКАД, для удобства расчетов в своем хозяйстве ввел систему долговых расписок в виде бумажных банкнот. Купюры, которые были распечатаны в ближайшем копировальном центре, были кратны рублю в соотношении 1:50.

Купюра номиналом в 25 колионов экосистемы Колионово
Купюра номиналом в 25 колионов. Справа — комментарий Михаила Шляпникова по поводу судебного разбирательства о денежном суррогате. Источник.

«Билет является собственностью казны Колионово. Не подлежит инфляции, девальвации, стагнации и прочей фальсификации. Не является средством обогащения и спекуляции. Обеспечен собственными ресурсами Колионово. За подделку можно и того…», — говорилось на каждой купюре Колиона.

Система с собственными денежными средствами работала по принципу векселей, когда покупатель товара или услуги у Михаила Шляпникова конвертировал рубли на колионы (даешь в руки фермеру, к примеру, 1000 рублей, получаешь 20 колионов), делал заказ на определенный день, в назначенное время расплачивался банкнотами деревни и забирал бронь.

«Раннее бронирование» товара, как поясняет Шляпников, необходимо для подготовки продуктов к продаже. Полученные деньги сразу шли в дело, на них покупался корм для птиц, удобрения для растений, запчасти для техники. Каждый день фермер занимается своим хозяйством, следит за землей в 25 Га лично, иногда приглашает наемных работников.

Михаил Шляпников, глава экосистемы Колионово
Михаил Шляпников занимается разведением деревьев: кленов, берез, рябин, каштанов и других саженцев. По словам фермера, его растения можно увидеть на улицах Москвы. Источник.

«Жизнь в деревне значительно отличается от городского режима. Ежедневные хлопоты по хозяйству, уход за живностью, уборка снега, работы в поле, саду, лесу, печка, баня, гости, праздники, послеобеденный сон, зависимость от погоды и другая подобная специфика сама собой определяет ежедневный распорядок», — говорит Шляпников.

Но несмотря на плотный график и плохой интернет в деревне, фермер все же находит время для погружения в криптовалютную отрасль и изучения обстановки дел в блокчейн-сообществе. Кроме того, природа и экология позволяют полноценно освоить принципы функционирования цифровой экономики.

«Зависать у компа не получается. Но пару часов в день, фрагментами, вполне достаточно, чтобы поддерживать активность в сетях, быть в курсе ключевых событий и не запускать рабочее состояние колионовской системы. Лишь пару месяцев назад у нас появился относительно стабильный интернет. Обычная размеренная жизнь в деревне, на природе, в простых и понятных условиях, с физическими нагрузками, предполагает более внимательно и рационально относится к любым новшествам», — утверждает Шляпников.

Михаил Шляпников из Колионово
Рабочие моменты Михаила Шляпникова. Все вопросы решаются «на пеньке».

С 2017 года Михаил Шляпников всего несколько раз был на крипто-мероприятиях в Москве, так как ивенты не приносят фермеру большого удовольствия и не дают никаких знаний. Зато в Колионово постоянно приезжают специалисты, которые в разной степени погружены в блокчейн-индустрию, благодаря этому Шляпников остается «в курсе всех трендов, скандалов и представления ситуации в целом и в частности».

«Хочу подчеркнуть то, что все же я в первую очередь крестьянин. И практическое применение криптовалюты в своем хозяйстве мне милее теоретических фантазий или горячих крипто-тусовок. Читая в прошлом самодовольные посты криптанов в соцсетях и их фотографии в бассейнах Сингапура или золотых апартаментах Дубаи, мне казалось, что они все они долларовые миллионеры, обладатели шикарных авто, частных самолетов и успешных кейсов», — говорит фермер.

Все проекты, которые выходили на этап ICO в 2017-2018 годах, предлагали инновационное внедрение криптовалюты и блокчейна в социально-экономическую отрасль. Большинство из крипто-команд зарабатывали на волне повышенного интереса к цифровым активам крупные суммы денег и затем не продвигались в разработке своей идеи. Михаил Шляпников был удивлен данному тренду.

«Раньше что ни проект — то покорение мира, однозначные туземуны и выходы в топы рейтингов. Мне было даже как-то неудобно и отчасти стыдно, что вместо захвата рынков и масштабирования, я ковыряюсь в своем огороде и не участвую в этом массовом энтузиазме и порыве. Сейчас эта веселая ярмарка как-то притихла по неизвестным мне причинам. В Колионово же все идет ровно уже несколько лет. Без заносов в топы, полетов на Луну или провалов на дно. Можно сказать, скучно, рутинно, вне трендов и зависимости от внешних влияний. Поставленные цели достигаются, намеченные планы реализуются, текущие задачи решаются. Инвестиции защищены и работают, колионы стабильно обращаются, система развивается и последовательно продвигается на новые уровни», — говорит Шляпников.

Шляпников децентрализованный, как криптовалюта

О взаимоотношениях фермера и публичного активиста Михаила Шляпникова с чиновниками разного уровня ходят легенды. До скандала с колионами, повлекшего за собой судебное разбирательство, где фигурировали прокуратура, Центробанк и налоговая инспекция, Шляпников не раз критиковал власть за ее несостоятельность в вопросах здравоохранения и образования.

«Я старый анархист. Мне очевидна ущербность государственных решений во всех сферах жизни общества. Чиновник — это функция, направленная против саморазвития любой системы. На моих глазах, например, произошел полный провал импортозамещения. Не особо вникая в причины этого, мне проще заниматься своим делом на принципах свободы, самоорганизации и самодостаточности», — говорит фермер.

Благодаря криптовалюте и новым технологиям минимизируется зависимость от руководящих органов, появляется возможность дистанцирования от механизмов регулирования и господдержки, уверен Шляпников. Поэтому после одного судебного заседания в 2015 году по поводу бумажных колионов, которые якобы «угрожали денежной системе РФ», было принято решение интеграции новых технологических разработок в деятельность с векселями.

Михаил Шляпников и один колион
Один бумажный колион равнялся 50 рублям. На это можно было купить 10 яиц. А, например, одна утка стоила около 45 колионов.

«Властная вертикаль, централизация и обязательное проникновение многочисленных органов вредит не только крипто-отрасли, но и тормозит множество процессов, доводя результаты до абсурда и противоположностей ранее заявленные планы. Уже после длительных судебных разбирательств и запретов, пришлось “тыкаться” в новые технологии. Именно на одном таком заседании впервые услышал о “виртуальной криптовалюте”. Интуитивно понимал, что концепция биткоина вполне укладывается в апгрейд колиона», — вспоминает фермер.

После этого Шляпников начал искать специалистов, которые помогли бы разобраться в новой технологии и ввести в курс дела. Однако в основных понятиях блокчейн-индустрии пришлось разбираться самостоятельно, «без какого-либо психоза на массовых тренингах», сидя в деревне, ведь, по мнению 55-летнего фермера, любой вопрос лучше изучать в одиночестве.

«Пришлось самостоятельно и с помощью новых знакомых связывать различные функции в новую версию. Результатом стала новая эмиссия векселей и паев на блокчейне Emercoin и чуть позже — проведение беспрецедентного ICO на платформе Waves. Архитектуру и параметры задавал я сам, с техническим исполнением помогали сотрудники платформ и крипто-энтузиасты. Это случилось еще в дохайповую эпоху, и я не был заложником готовых стереотипов и комплексных сервисов», — говорит Шляпников.

На момент, когда фермер Шляпников решил перевести бумажные колионы в цифровую среду, блокчейн-платформа Waves только набирала обороты и изначально создавалась как универсальная площадка для проведения ICO. Таким образом организация нового вида IPO с цифровыми токенами проекта от деревни Колионово стала одним из первых примеров сбора денег на крипто-проект с помощью российской платформы.

«Однако сегодня мы изучаем и используем оригинальные возможности разных чейнов. Тестирование наших задумок проходит на Emercoin, Etherium, Stellar, EOS, Tron и других. Колион сейчас применяется не только в производстве сельхозпродукции, но и в игровых практиках, социальной сфере, экологии, безопасности. После “полевых испытаний” и “лабораторных работ” результаты в виде доступных решений мы выкладываем в open source», — начинает Шляпников рассказ об устройстве и функционировании токена Kolion (KLN).

Криптовалюта, подкрепленная урожаем

После того как Шляпников принимает решение выпустить свой крипто-токен, появляется проект «Экосистема Колионово». ICO криптовалюты Kolion (KLN), которое было проведено в апреле 2017 года, успешно завершилось через месяц и собрало 401 ВТС, или $510,500. Причем хозяйство не проводило рекламных кампаний и не заботилось об общем статусе проекта, на тот момент в деревне начиналась посевная работа в полях, Шляпников ни разу не выезжал за пределы Колионова и не всегда выходил в интернет.

«До сих пор я не уверен в причинах, которые привели к успешному краудфандингу KLN. Без рекламы, без конференций, без презентаций. А основной версией интереса считаю то, что именно заявка о первом случае использования криптовалют в реальном производстве стала мотивацией инвесторов. Даже в white paper специально подчеркивалось, что рост стоимости нашего токена не предполагается, так как отрасль сельского хозяйства достаточно консервативна и малорентабельна. Тем не менее сборы прошли успешно. При этом не было возможности проводить их (сборы средств. — DeCenter) в фиате, мы не применяли ряд приемов, которые появились позже и были признаны как необходимость любого ICO», — уверен Шляпников.

Экосистема Колионово
В момент всей организации ICO и самого проекта «Экосистема Колионово» Михаил Шляпников занимался своим хозяйством, в частности, разведением птиц.

В момент ICO в «Экосистему Колионово» поступили средства от 103 участников. В конце 2017 года держателей KLN было около 400. Шляпников считает, что комьюнити «Экосистемы» уникально и принципиально отличается от адептов множества проектов, включая скамные и мошеннические. Причем все участники — люди, которые просто хотят видеть на своем столе свежие фермерские продукты и выращивать растения только из качественных саженцев.

«У нас нет откровенной халявы, обещаний неоправданного роста, манипулирования и отношения к инвесторам как к хомякам или баранам. Результаты инвестиций можно круглогодично видеть в наших полях и ежедневно пробовать на вкус за своим столом. Всего около 2000 человек имеет в своих активах Kolion и KolionPlus. Институциональных инвесторов, стратегических партнеров, венчурных фондов у нас нет. Как и нет целей накрутки красивых цифр и показателей», — утверждает фермер.

В момент общего роста рынка в декабре 2017 года некоторые участники получили до 10 иксов прибыли от своих вкладов. С падением криптовалютного курса и общей тенденции потери интереса к цифровым активам стоимость Kolion пропорционально упала, но массового выхода из системы не случилось. Ведь стоимость токена напрямую зависит от деятельности домохозяйства.

«У колиона есть некоторые отличия от остальных криптовалют. “Экосистема Колионово” — это не проект, не стартап, а устойчивое, самодостаточное, самоорганизованное, независимое частное хозяйство с многолетней историей. Еще в 2014 году в обеспечение колиона были заложены ликвидные товары и многопрофильное производство сельхозпродукции», — перечисляет основные преимущества проекта Шляпников.

Благодаря постоянной работе в поле и на ферме частные инвесторы проекта «Колионово» регулярно получают свои продукты и заказы с помощью криптовалюты.

Кроме того, токен можно добавлять в трейдерский портфель, ведь Kolion, общая эмиссия которого составляет 999,999 KLN, торгуется на биржах. Стоимость одной монеты на момент подготовки материала составляла $0.3, рыночная капитализация — $221,002, или 61 BTC.

чарт криптовалюты Kolion
Kolion занимает 991 место в списке всех криптовалют. Источник.

Криптовалюта рассматривается Шляпниковым как инструмент, который не может быть прибыльным в руках владельца. Прибыль удается получать благодаря качественному использованию цифровых активов. Поэтому введение токенов в свой бизнес некоторым проектам не принесет никакого дохода, «как одним топором кто-то может построить целый дом, а другой — отрубить руку».

В 2019 году «Экосистема Колионово» готовит новую модель токена, которая уже получила название KOLION 5.0. Михаил Шляпников пока не раскрывает подробности и детали обновленной версии монеты, однако уверяет, что концепция цифрового актива «выходит за общепринятые рамки криптовалют, при этом сочетает в себе технологии блокчейн, смарт-контрактов, атомарных свопов, интерактива, геймофикации, то есть, лучших проверенных практик и форм. Вместе с этим отсекаются риски, негативные функции и зависимости, например, высокая волатильность».

В апдейте токена KOLION 5.0 будет минимизирована спекулятивная составляющая и прямая зависимость от цены биткоина. Колион, как предполагает Шляпников, благодаря новым инструментам и экспериментам с новыми блокчейнами, станет более устойчивым, его курс, обеспечение и ликвидность повысятся за счет наполнения именно товарной продукцией и ее ростом. Причем обязательства, связанные с переводом на новую модель колиона в 2019 году, сохранятся как для старых инвесторов, так и для потенциально новых.

Вместо работы в офисе наколоть дров в деревне

Принятие нововведений в крипто-проекте происходит не в современном коворкинге, а на пеньке, возле дома Шляпникова. Переговоры он проводит, не выезжая из Колионова, а партнеры сами навещают фермера и предлагают свои разработки. «Все происходит обычным порядком — подача и обоснование стандартных заявок, личное знакомство, встречи у костра и на поляне в деревне».

Также Михаил Шляпников говорит, что рад новым знакомствам, которые помогают расширить рамки проекта. В социальных сетях у фермера тысячи друзей и подписчиков. Однако от рекламных контрактов и бизнес-сотрудничеств в привычной форме всегда отказывается, так как фермер не верит в эффективность данных инструментов. Однако всегда примет новых гостей у себя, в Колионово.

Михаил Шляпников руководит работами в Колионово
Все гости деревни Колионово занимаются полезным для хозяйства делом и иногда получают за это токены, то есть, по сути, «майнят» KLN.

«У нас скромные позиции, локальная валюта и нет амбиций захватить мир, рынки Китая или спасти Родину. Нет особой срочности, суеты и лишних средств на посредников. В Колионово практически ежедневно приезжают гости со всего мира. С интересом, с просьбами, предложениями, советами. Всех принимаем, всем рады, со всеми общаемся, делимся наработками. Может не все сторонние решения внедряем в свою практику, но от реальной помощи не отказываемся», — рассказывает фермер.

личные запасы Михаила Шляпникова в Колионово
Знакомства с новыми друзьями и приемы старых гостей проходят в формате дружеских посиделок. Источник: личный архив Михаила Шляпникова.

Русский менталитет и всезнание, как говорит Шляпников, побуждают людей, которые приезжают в Колионово, поучать в практическом применении криптовалюты. Однако физически от таких гостей бывает не особо много пользы.

«К сожалению, в России есть уникальная особенность людей — разбираться абсолютно во всем — в политике, космосе, экономике, сельском хозяйстве, балете, войне, криптовалютах, включая советы о том, как правильно использовать колионы. При этом не всякий готов наколоть дров, растопить печку, посадить дерево, покормить живность, убрать навоз или вскопать грядки. Те, кто практически помогает нам в хлопотах по хозяйству, или же, например, в программировании, освещении, становится близким партнером и участником нашего комьюнити», — рассказывает фермер.

В апреле начнется активная посевная работа, поэтому гостей, как уверен фермер Шляпников, в деревне станет еще больше: «С приходом весны и пробуждением природы начинается обычная активность в Колионове. Как в традиционных мероприятиях, так в новых решениях, связанных с практическим использованием новых технологий в нашем хозяйстве и в нашей деревне. Готовятся сюрпризы, неожиданные акции и забавные события. Искренне приглашаем к участию старых и новых друзей в дополненную реальность».

Подписаться
на DeCenter в Telegram