Легко, но трудно: прожить неделю на биткоинах и не умереть
«Bitcoin — это не платежная система», — заявил основатель Visa Альфред Келли и подчеркнул, что криптовалюта не сможет стать полноценными деньгами. Однако крипто-энтузиасты и журналисты, чтобы проверить способности и удобства самой дорогой цифровой монеты, неоднократно проводят эксперименты «no cash and credit cards, only bitcoin», в течение которых оплачивают все услуги исключительно с помощью криптовалюты. DeCenter собрал биткоин-челленджи по проживанию без фиатных денег разных лет и выяснил степень продвижения и адаптации цифровых активов.
Две недели в 2013 и 2014 годах. Кашмир Хилл, корреспондент Forbes USA
Биткоин как цифровой актив существует 10 лет и за это время, по данным карты Coinmap.org, 14,308 организаций по всему миру стали использовать первую криптомонету и альткоины в качестве платежных средств. С каждым годом лояльных к новой форме финансов компаний становится больше. Однако изначально, в 2009 году, никто не мог подумать о том, что можно расплачиваться тем, что не имеет физического эквивалента, как долларовые или рублевые купюры.
Первая публичная сделка с участием криптовалют была совершена в 2010 году, когда американский программист на форуме Bitcointalk предложил обменять 10,000 ВТС на две пиццы. Можно считать, что 22 мая, в день, когда состоялась покупка еды, началась «эра» принятия криптовалюты в качестве средства оплаты. Пик интереса пришелся на 2013−2014 годы, когда максимальная стоимость биткоина составляла около $1000. Именно в этот период хайпа журналист американского Forbes Кашмир Хилл провела два эксперимента: в мае 2013 года и затем в мае 2014 года, когда она жила только за счет продуктов и услуг, которые были куплены за биткоин.
В 2013 году Хилл воспользовалась услугами криптобиржи Coinbase и купила 5 ВТС по $126 за монету (курс каждой затем достиг $140). Первым делом репортер позаботилась о еде и тех местах, где будет завтракать, обедать и ужинать. Рядом с домом журналиста в Сан-Франциско оказалось только одно суши-кафе, которое принимает биткоины. Для разнообразия рациона нужно было ехать в другие районы города. В такси на тот момент нельзя было расплатиться криптовалютой, а также купить бензин для личной машины корреспондента.
«Мне приходилось выбирать только те заведения и ту кухню, где принимали биткоины, либо пользоваться интернет-доставкой еды. Кроме того, из-за невозможности покупки топлива для машины и отсутствия терминалов для крипто-платежей мне приходилось передвигаться пешком или на велосипеде. Благодаря ограниченности еды и постоянным нагрузкам в виде прогулок и сайклингу я похудела на 2 килограмма», — пишет журналист в своем блоге на Forbes.
Тогда, в 2013 году, как вспоминает Кашмир Хилл, она выглядела как сумасшедшая, ведь журналист неоднократно спрашивала у продавцов, «принимают ли те выдуманную валюту, о которой никогда не слышали». Уже после первого дня эксперимента стало понятно, что люди не понимают устройства цифровых монет и их предназначение, однако хотят узнать о технологии.
«Когда я возвращалась пешком домой после очередного дня эксперимента, осознавая, что водитель будущего, который принимает биткоины, еще не изобретен, я анализировала происходящее: люди действительно не знают сути криптовалют. Так, одна стриптизерша, которая работала в баре, где принимают ВТС, рассказала мне, что ей, бывало, платили и японскими йенами, и пакистанской валютой. И танцовщица порой понятия не имела, сколько у нее на руках, пока не заглядывала в обменник. В случае с биткоином, как объясняла я ей, у вас есть универсальная валюта, которая может сделать путешествие более легким… если только ее будут принимать больше операторов», — говорит Хилл.
В 2014 году ситуация с принятием криптовалют в качестве денежных средств изменилась в лучшую сторону. Кашмир Хилл удалось пообедать в различных заведениях и даже отправится в винный тур в Санта-Круз, который был оплачен с помощью биткоина. За всю неделю корреспондент Forbes потратила 3.8 ВТС, эквивалентные $1600, а годом ранее, как было сказано выше, на семь дней понадобилось 5 ВТС суммой в $600.
«Во время первого эксперимента я сказала себе, что поверю в биткоины без оглядки, если смогу купить на них кофе. В этом году (в 2014 году, во время второго эксперимента. — DeCenter) я получила свою чашку кофе, хотя мне и пришлось проехать ради этого 30 миль. Жить на биткоины — это значит посещать места и сайты, которые вы обычно не посещаете. Если вы живете на биткоины в реальном мире, вам нужно думать на несколько шагов вперед. Иначе вы можете оказаться на стоянке гипермаркета без бензина, а заправиться будет негде», — пишет журналист.
«Спасательным кругом выживания» стали сайты-посредники, которые предлагают сертификаты различных заведений. Платформы типа Gyft и Foodler дают возможно купить карты различных номиналов за криптовалюту и затем оплачивать услугу в заведениях-партнерах.
«Если продавец услуги принимает биткоины, это очень хорошо для рекламы компании, но, разумеется, не всегда становится настоящим бизнесом. Я нашла Santa Cruz Experience — фирму, предоставляющую винные туры. Ее часто упоминали во всевозможных статьях о туристическом бизнесе как одну из немногих, принимающих биткоины. Она делает это уже целый год, но я стала первой, кто действительно платил за тур криптовалютой», — говорит Хилл.
В целом, за один год, с 2013 по 2014, восприятие криптовалюты улучшилось, стало больше компаний, которые принимают цифровые монеты к оплате своих услуг. По словам Кашмир Хилл, в 2014 году она встретила значительно больше предпринимателей, чьи биткоин-стартапы взлетели и привлекли миллионные инвестиции.
«Но нынешние “биткоинеры” не такие изворотливые, как первые крипто-энтузиасты — один из них, например, рассказывал, что торгует валютой, основываясь на расположении планет. Строить бизнес на биткоинах сейчас не так весело и необычно; теперь люди серьезно к ним относятся, потому что можно заработать или потерять большие деньги», — писала журналист о ситуации вокруг крипто-хайпа в 2014 году.
Также Хилл подчеркивала, что ее эксперимент — забава. Хороший способ протестировать криптовалюту и встретить людей, которые занимаются новыми цифровыми деньгами. Но подобные челленджи не раскрывают суть инновационности биткоина.
«Биткоин делает возможными микроплатежи. Вы можете теоретически послать кому-нибудь 85 центов за понравившийся “твит”, или 10 центов за то, чтобы прочитать статью в сети без рекламы. Это значительно упрощает выплату средств незнакомому человеку без обязательного обмена личной информацией. Когда вы проводите платеж, вам не нужно упоминать свое имя, адрес, телефон, почтовый адрес и другое в целях предотвращения мошенничества. Потому что вы можете потратить только те биткоины, которые у вас на руках, как и в случае с наличными», — размышляет журналист Forbes.
Неделя в 2019 году. Колин Харпер, редактор Bitcoin Magazine
Эксперимент Кашмир Хилл «прожить на биткоин» решил повторить журналист популярного издания Bitcoin Magazine Колин Харпер, и снова в Сан-Франциско. Спустя пять лет ситуация с принятием криптовалют в качестве платежного средства должна была измениться в лучшую сторону. Однако Харпер сказал, что все семь дней он «выживал».
«Когда я решил вопреки своему здравому смыслу “жить на биткоинах” в течение недели, мои друзья начали шутить: “Просто не голодай”, “Новый год — идеальное время, чтобы начать диету”. И мне казалось, что я действительно обдумал все плюсы и минусы использования биткоинов в обычной жизни. Ведь white paper Сатоши Накамото называет биткоин “электронной системой денежных средств”, и я подчеркивал полезность криптовалюты в качестве фактического способа оплаты. Но на деле это оказалось далеко не так», — пишет Харпер.
Семидневный эксперимент в начале января, как предполагает журналист, скорее подтвердил мнение скептиков, которые считают, что биткоин — «это некая афера или чрезвычайно ценная безделушка, хобби для профессионалов», и еще больше подтвердил взгляд лагеря максималистов, уверенных, что первая цифровая и самая дорогая монета не является и никогда не была денежным средством.
«Мне казалось, что точка, где в 2014 году остановилась Хилл — мой отправной пункт в мир с криптовалютными платежами. Тогда моя коллега смогла сделать многое: посетить различные заведения, съездить в винный тур и застать момент, когда Uber станет адаптирован под крипто-платежи. Я должен был не знать горя и бед со своими биткоинами. Но нет, я был совершенно неправ. Для этого осознания мне понадобился один день. Я понял, что моя неделя на “крипто-диете” не будет похожа на недели Хилл», — говорит журналист Bitcoin Magazine.
По идее, криптовалюты за пять лет должны были получить широкое распространение и предоставить больше услуг, за которые можно было бы рассчитаться с помощью цифровых активов. Однако это, на удивление журналиста Харпера, не произошло. По его мнению, заведений в Сан-Франциско, где принимают биткоины, стало меньше. Теперь венчурные капиталисты и предприниматели поймали хайп «легковесных» проектов-альткоинов и волну внедрения блокчейна.
«Энтузиазм широкой публики в отношении биткоина был ослаблен рынком. Интерес к альткоинам и блокчейну частично заменил этот энтузиазм. Хотя я встретил только одно место, где принимали альткоины — The Boba Tea Shop. В настоящее время биткоины принимаются в меньшем количестве мест, чем в 2013−2014 годах. Предприниматели перестали брать биткоины, вероятно, из-за того, что их платежные системы потерпели неудачу, либо из-за увеличения времени, которое уходит на транзакцию», — предполагает Колин Харпер.
Мест, принимающих биткоины, стало меньше из-за того, что Сан-Франциско подстраивается под интересы венчурных капиталистов и культивирует направления и интересы Кремниевой долины. Она является сторонником легких монет — альткоинов, а не биткоинов. Так считает разработчик Дастин, с которым общался Харпер. Дастин относится к ветеранам криптовалютой индустрии, так как занимается Bitcoin Core c 2011 года.
«Я слышал, что Кремниевая долина — это о легких и неизведанных вещах, таких как альткоины, стейблкоины, а биткоин — уже старая тема. Мне кажется, что в Сан-Франциско есть такая культура — боготворить то, что нравится инвесторам, что подходит под критерии Кремниевой долины. Там разработчики и финансисты просто ищут что-то новое, а не улучшают то, что уже есть», — говорит Дастин.
Также Дастин добавляет, что нет ничего удивительного в снижении интереса к биткоинам со стороны торговцев. Ведь они хотели расширить свой бизнес благодаря словам «принимаем ВТС» во время высокого курса и повышенного интереса к первой криптовалюте.
«Люди, которые были с биткоином только в его хорошие времена, ушли с бычьего рынка, а медведи, которые верят в монету и хотят быть рядом с технологией, остались. Сейчас в индустрии вы найдете истинных энтузиастов, тех, кто примет ваши биткоины и будет заботиться о них. Ситуация напоминает завершившуюся вечеринку: только хорошие друзья остаются после и помогают убираться в квартире», — приводит сравнения разработчик Дастин.
В итоге Харпер за семь дней посетил 20 мест, в том числе и «крипто-замок» — дом, где можно жить за криптовалюту, однако большинство заведений Сан-Франциско не желали брать биткоин. Кроме того, Харпер пользовался крипто-банкоматами, которые на его взгляд «не такие уж и хорошие и нужные». А индустрия биткоин-посредников, которые дают возможность купить сертификаты компаний за криптовалюту, развивается до сих пор.
«Продавцы, которые не принимают биткоины, всегда были раздражены вопросом о цифровых активах. К сожалению, многие места, где раньше можно было расплатиться криптовалютой, больше не существуют. Практически все ресурсы для поиска мест, принимающих биткоины, типа поисковика Edge Wallet, устарели. А мобильные кошельки все еще слишком неуклюжи и ненадежны для массового внедрения. Единственное, что радовало меня в трудные дни — в городе довольно много алкогольных заведений, где я спокойно расплачивался биткоином», — подытоживает журналист Колин Харпер свой недельный крипто-эксперимент и говорит, что повторит подобный челлендж только в случае улучшения технологии.