Rabbids Token: Ubisoft запустил крипто-игру в поддержку ЮНИСЕФ
17 июня французский разработчик игр Ubisoft запустил коллекционную блокчейн-игру Rabbids Token на основе Ethereum. Пользователи могут покупать и коллекционировать криптокроликов из популярного мультсериала «Бешеные кролики», а все вырученные от игры средства пойдут в Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). Как устроена игра, что ее запуск значит для крипторынка и каковы взаимоотношения ЮНИСЕФ с блокчейн-индустрией, разобрался DeCenter.
Как устроена Rabbids Token
Французская компания Ubisoft известна такими играми, как Assassin's Creed, Far Cry, Just Dance, Watch Dogs и Prince of Persia. По состоянию на июнь 2020 года капитализация компании составляет $9.25 млрд.
Игра Rabbids Token была разработана Ubisoft Strategic Innovation Labs — внутренним проектом Ubisoft, поддерживающим стартапы и стоящим за инициативой Entrepreneurs Lab. Ubisoft также входит в Blockchain Game Alliance — организацию, продвигающую блокчейн в игровой индустрии.
Rabbids Token тестируется с февраля, но только сейчас стала доступна для широкой аудитории. Игра должна помочь компании оценить потенциал блокчейна и игр с использованием токенов. В случае успеха эти технологии могут быть использованы в основных играх Ubisoft.
Крипторолики Rabbids Token — это герои мультсериала Raving Rabbids («Бешеные кролики»), основанного на серии видеоигр Rayman от Ubisoft. Кроликообразные существа любят хулиганить, создавать хаос, ругаться, кричать и в целом вести себя эксцентрично. По сюжету они попали на Землю с Луны и очень хотят вернуться домой. Изначально они были игровыми антагонистами, но персонажи настолько пришлись по душе публике, что были выделены в отдельную франшизу.
Rabbids Token похожа на популярную коллекционную игру CryptoKitties, взорвавшую рынок в конце 2017 года, но быстро потерявшую популярность (недавно DeCenter писал о нынешнем состоянии игры и ее переезде на новый блокчейн Flow). Суть CryptoKitties — в разведении и продаже уникальных криптокотиков, которые существуют в блокчейне Ethereum в единственном экземпляре.
CryptoKitties стала первой игрой, использовавшей принцип невзаимозаменяемых токенов (Non-Fungible Tokens, NFT) стандарта ERC721. От обычных эти токены отличаются тем, что каждый из них уникален и неделим — NFT нельзя разделить на части или заменить другим. Rabbids Token использует тот же принцип. Кролики в игре существуют в виде NFT-стандарта ERC721.
Игровая механика в Rabbids Token отличается от других NFT-игр. Если в CryptoKitties криптокотики свободно продаются и покупаются, то в Rabbids Token игроки не могут торговать кроликами и хранить их вечно. В любой момент их может купить другой пользователь без согласия владельца — достаточно нажать кнопку «Захватить этого кролика» («Grab this rabbit») и заплатить соответствующую сумму в ЕТН. Этот механизм не позволяет геймерам зарабатывать на игре и создавать вторичный рынок кроликов, но зато поддерживает ЮНИСЕФ.
Купить кролика можно за ЕТН, подключив кошелек к сайту игры. Стоимость токена состоит из двух элементов:
Цена цифрового кролика — от 0.05–0.15 ETH (≈$5–$30), в зависимости от его стадии эволюции;
Плата за «газ» — комиссии за транзакцию.
После покупки кролик «эволюционирует» — меняет свой внешний вид, а токен отправляется в фонд ЮНИСЕФ. Также в сети генерируется новое животное, а бывший владелец получает «Доказательство правдоподобного владения» (Proof of Plausible Ownership, POPO) — токен, подтверждающий, что игрок когда-то владел таким-то кроликом. POPO остаются в кошельках игроков навсегда, они не могут быть проданы или обменены и именно их можно коллекционировать. Также РОРО выступают в качестве доказательства совершенного в ЮНИСЕФ пожертвования. Покупать одного и того же кролика можно несколько раз — пожертвований будет тоже несколько, а вот POPO будет только одно.
Играть в Rabbids Token можно со смартфонов или через браузеры Chrome или Firefox. У Ubisoft нет доступа к кошелькам пользователей — в случае потери приватного ключа, компания не сможет восстановить кошелек. На официальном сайте игры можно подробнее узнать о правилах и найти ответы на популярные вопросы. Там же подчеркнуто, что у Ubisoft нет официально заключенного партнерства с ЮНИСЕФ: игра — благотворительная инициатива и проверка технологии.
Криптоблаготворительность ЮНИСЕФ
ЮНИСЕФ все плотнее взаимодействует с блокчейном и криптовалютами. В октябре 2019 года ЮНИСЕФ учредил криптовалютный фонд — UNICEF Cryptocurrency Fund. Организация принимает пожертвования в BTC и ETH, инвестируя средства в технологии с открытым исходным кодом, ориентированные на поддержку детей и молодежи во всем мире. Пожертвования принимают национальные комитеты фонда Франции, США, Австралии и Новой Зеландии. Просто так перевести средства не получится — организация под эгидой ООН не может оказаться замешанной в отмывании средств, поэтому все благотворители проходят KYC/AML-проверки.
Первый взнос в фонд в размере 100 ЕТН ($18 000) в октябре 2019 года сделала Ethereum Foundation — некоммерческая организация, занимающаяся поддержкой протокола Ethereum и связанных с ним технологий. В октябре прошлого года UNICEF Cryptocurrency Fund заявил о намерении использовать пожертвованные криптовалюты для финансирования обеспечения интернетом государственных школ по всему миру в рамках инициативы Project Connect. Ethereum Foundation, кстати, многое сделала для того, чтобы ЮНИСЕФ использовал именно их протокол. Такое лоббирование, по всей видимости, окупается — ЕТН становится основной монетой для криптотранзакций фонда, а казахстанский офис организации даже разработал основанную на Ethereum систему для обработки внутренних платежей.
UNICEF Cryptocurrency Fund — это лишь часть работы ЮНИСЕФ с блокчейном. Организация в 2017 году собиралась запустить платформу криптопожертвований Donercoin, а в декабре 2018 года объявила об инвестировании $100 000 в блокчейн-стартапы, работающие над решением глобальных проблем. В свою очередь, UNICEF Cryptocurrency Fund работает в рамках более крупной инициативы ЮНИСЕФ — инновационного фонда UNICEF Innovation Fund. Он поддерживает технологии, которые могут быть использованы для решения социальных проблем человечества — например, беспилотные летательные аппараты, машинное обучение и блокчейн-сети среди прочих.
При этом ЮНИСЕФ также все более пристально присматривается к криптовалютам. В январе этого года Сунита Гроте, менеджер UNICEF Innovation Fund, заявила, что «цифровые финансы значительно изменят» работу фонда, поэтому уже сейчас необходимо начать перестройку работы организации. Также она отметила, что объем пожертвований в криптовалюте в ближайшие годы будет только расти. ЮНИСЕФ — организация с годовым бюджетом в $7 млрд. Поэтому, как заметила менеджер, «любое повышение эффективности и прозрачности может оказать довольно значительное влияние на то, как работает организация».
Пожертвования в такую крупную организацию, как ЮНИСЕФ, проходят множество промежуточных этапов — иногда переводы идут до получателей месяцы. Блокчейн позволяет перевести средства конкретному адресату за несколько минут, помогает отслеживать этот процесс и делает его более открытым.
Гроте также отметила, что ЮНИСЕФ и ООН не используют криптовалюты более масштабно из-за нескольких проблем. Прежде всего, эти активы очень волатильны. Это не очень подходит многочисленным организациям под эгидой ООН, которым нужно оплачивать счета в фиатных валютах. Также в ЮНИСЕФ опасаются криптовзломов, мошенничества и возможности оказаться замешанным в отмывании средств. Несмотря на это, Гроте отметила, что криптофонд ЮНИСЕФ работает как тестовая площадка, позволяющая понять, подходят ли криптовалюты для использования в масштабах всего ООН. В случае успеха крипто-инициативы ЮНИСЕФ могут стать первым шагом к принятию цифровых активов одной из ведущих мировых организаций.
UNICEF Cryptocurrency Fund — это первый случай, когда организация под руководством ООН приняла криптовалюты. Это выглядит смело, но на самом деле ЮНИСЕФ запоздал с принятием пожертвований в криптовалютах. Ранее DeCenter подробно рассказал, как крипторынок помогает развитию благотворительности — делает ее более прозрачной, упрощает отслеживание денег вплоть до конкретного получателя, сокращает операционные расходы, ускоряет движение средств, позволяет проводить международные переводы без юридических ограничений.
В благотворительности задействованы триллионы долларов. На долю криптопожертвований приходится лишь капля в море. Так, в 2019 году благотворительная организация Fidelity Charitable сообщала, что с 2015 года получила $106 млн в криптовалютах. Но радует, что объемы криптоблаготворительности растут. По данным Global NGO Technology, в прошлом году число криптовалютных пожертвований в мире выросло в два раза. Растет и количество организаций, принимающих их. Наверняка по мере роста осведомленности широкого круга жертвователей о криптовалютах и снижения законодательной неопределенности, присущей регулированию крипто-активов, цифровые валюты увеличат свою долю в привлечении средств, а блокчейн существенно модернизирует сферу благотворительности, сделав ее более прозрачной и эффективной.
В заключение
NFT — одно из самых перспективных направлений развития блокчейна. Если этим токенам удастся закрепиться в геймерской индустрии, то к ним получит доступ миллиардная аудитория. Единый стандарт NFT может кардинально изменить игровой рынок — ведь пользователи смогут переносить внутриигровые предметы, достижения и рейтинг из одной игры в другую. Кроме того, NFT можно использовать в спорте, токенизируя фанатскую атрибутику, в искусстве и коллекционировании для борьбы с черным рынком подделок, а также для подтверждения личности, документов и права владения собственностью.
Однако NFT пока не очень популярны в играх: активных геймеров мало, интерес к играм быстро проходит, проекты испытывают сложности с масштабируемостью (CryptoKitties в 2017 году перегрузила сеть Ethereum). Пользователи пока плохо понимают, зачем им нужны эти токены.
Чтобы стать популярнее, криптопредметы должны быть частью игрового процесса в популярных играх, в которые играют миллионы людей. То, что такой крупный издатель, как Ubisoft, экспериментирует с блокчейном и NFT, вселяет надежду, что этого не придется ждать слишком долго. Скорее всего, пользователи оценили бы возможность переносить внутриигровые предметы из одной игры Ubisoft в другую. Так, в случае успеха издателя мы можем очень скоро увидеть стремительный рост нового рынка.