Разработчики опасаются, что у Ethereum появится «злой близнец»

Разработчики опасаются, что у Ethereum появится «злой близнец»

6 ноября пользователи Ethereum-кошелька Parity потеряли более 500,000 эфира, когда один из разработчиков якобы случайно активировал уязвимость в смарт-контракте. Рассматривавшиеся ранее способы возврата средств предполагали глобальные изменения в коде и хардфорк сети Ethereum, что вызывало резкую критику как со стороны разработчиков Ethereum, так и со стороны всего криптосообщества. И 15 апреля специалист по коммуникациям Parity Technologies Афри Шедон опубликовал предложение EIP-999, описывающее способ восстановления библиотеки Ethereum-кошелька Parity с использованием кода, в который не заложена функция самоуничтожения. Изначально этому предложению пророчили широкую поддержку, так как, в отличие от предыдущих, оно требует точечных изменений, которые коснутся лишь самого клиента Parity и 513,774.16 эфира, потерянного из-за бага в кошельке.

Однако в конце прошлой недели, на встрече разработчиков Ethereum, обсуждение кода EIP-999 вновь вызвало бурные споры, и многие члены сообщества выразили опасения, что его реализация также спровоцирует хардфорк: «Не важно, какую позицию вы занимаете — ясно, что вопрос настолько спорный, что внедрение кода EIP-999 приведет к хардфорку. Это неизбежно создаст раскол сети», — заявил разработчик Ethereum-браузера Mist Алекс ван де Санде.

Эти опасения разделяют и пользователи: как показал опрос, проведенный среди держателей эфира, 330 голосов было отдано против нового предложения по возврату средств Parity и 300 голосов — в его поддержку, а еще 9 участников выбрали пункт «мне безразлично». При этом решающее значение при определении результатов имело количество эфира на счету голосовавших на момент закрытия приема голосов. Учитывая эти показатели, 2.2 миллиона эфира (55%) было поставлено «против», 1.5 миллиона — «за» (39.4%) и 120,000 эфира — «безразлично» (5.6%).

Parity, запущенный в 2015 году сооснователем Ethereum Гэвином Вудом, стал вторым по популярности (после Geth) клиентом для Ethereum, который используется почти третью всей сети. «Parity — значимая команда разработчиков, и у них есть очень серьезные стимулы для того, чтобы создать форк и поддержать его», — сказал ван де Санде.

На встрече разработчиков присутствовали два представителя Parity — специалист по коммуникациям Афри Шедон, являющийся автором обсуждаемого предложения, и CEO Parity Ютта Штайнер. Она призвала разработчиков клиента заняться созданием ПО, которое будет поддерживать EIP 999, но отметила, что компания «еще не решила», активировать ли измененный код (представители Parity сообщили CoinDesk, что официальное заявление будет опубликовано в ближайшие дни). Штайнер не согласна с тем, что изменение кода непременно приведет к хардфорку сети, а Шедон отметил: «Для меня наиболее логичный шаг — просто внедрить EIP-999, и я не вижу никаких преимуществ в том, чтобы ждать принятия окончательного решения еще четыре недели».

На стороне тех, кто уверен в неизбежном расколе Ethereum при реализации EIP-999, выступил Петер Шилагий, ведущий разработчик основного клиента сети Ethereum — Geth: «Мы говорим об одной и той же сети и по сути начинаем межплеменную войну. Я не думаю, что мы сможем договориться», — сказал Шилагий. При этом решение Parity напрямую затронет и Geth. Оба клиента связаны между собой, поскольку каждый из них взаимодействует с виртуальной машиной Ethereum, трансформируя язык смарт-контрактов в стандартный код, но они выполняют этот перевод на разных языках программирования. Однако клиенты Parity и Geth должны быть синхронизированы друг с другом и со всем блокчейном Ethereum, то есть они обязаны оставаться на одном блокчейне и иметь одинаковый код. И если одна команда внедряет предложение EIP-999, а другая — нет, то блокчейн может расколоться, образовав две сети Ethereum.

При этом сети будут различаться лишь поддержкой кода для возврата средств Parity. Эту ситуацию ван де Санде описал в посте на Medium под заголовком «Избегайте злых близнецов: каждое Ethereum-приложение заплатит за раскол». По его мнению, раскол Ethereum повлияет не только на транзакции, но и на токены и приложения, созданные на базе Ethereum: после хардфорка каждый смарт-контракт будет существовать одновременно на обоих блокчейнах. «Если вы владеете редкими онлайн-котиками, каждый из них обретет близнеца в параллельной вселенной», — написал ван де Санде. Он считает, что при лучшем сценарии форковый блокчейн будет иметь очень маленькое сообщество и большинство приложений поддержат оригинальную цепочку, «но все же велика вероятность, что в результате образуются два противоборствующих сообщества».

По мнению ван де Санде, существуют соображения, которые могут остановить Parity от реализации EIP-999: при почти неизбежном расколе оба образовавшихся блокчейна потеряют в цене из-за одновременного раскола сообщества, следовательно, и высвобожденные средства Parity упадут в цене. «Из-за огромного количества эфира, который сейчас заперт, потери могут исчисляться миллионами долларов. В таком случае они будут не так заинтересованы в хардфорке», — сказал ван де Санде. Сам он в настоящий момент работает над очередным предложением по возврату средств, главное преимущество которого будет заключаться в сохранении стоимости токенов: «Вопрос в том, как обеспечить ценность этих токенов, и над этим я и, надеюсь, другие разработчики, будем больше работать».

Подписаться
на DeCenter в Telegram