Регулирование криптовалют в Литве: токены как ценные бумаги

Регулирование криптовалют в Литве: токены как ценные бумаги

В ноябре 2017 года министры финансов Латвии, Эстонии и Литвы подписали меморандум о совместных усилиях по развитию финансовой сферы. Один из пунктов документа включал поддержку «инноваций на рынке капитала» и региональных финтех-решений, в том числе, технологии распределенного реестра. Так власти стран Прибалтики официально обозначили блокчейн и криптовалюты как часть финансовых технологий.

криптовалюты в литве

Прибалтика в целом является одним из самых экономически развитых регионов Восточной Европы, а Литва — главная прибалтийская экономика. Если опираться на данные Международного валютного фонда, в этому году ВВП Литвы по паритету покупательной способности (ППС) составит более $96 миллиардов, что в два раз больше, чем в Эстонии ($44 миллиарда) и Латвии ($57 миллиардов). ВВП на душу населения по ППС также говорит в пользу Литвы: около $35,000 против $34,000 в Эстонии и $29,000 в Латвии.

В авторитетном рейтинге Doing Business за 2018 год Литва занимает 16-ю строчку из 190, то есть входит в двадцатку стран мира с наиболее благоприятной средой для предпринимательства (хотя и уступает Эстонии несколько позиций). Дополнительным преимуществом является членство в Европейском Союзе, дающее доступ к колоссальному рынку.

Но, в отличие от соседней Эстонии, известной на весь мир своим IT-сектором и госпрограммами типа «электронного резидентства», Литва пошла по пути интеграции блокчейна в финансовую сферу, включая фактическое признание криптовалют полноценным финансовым инструментом.

Крипто-энтузиаст из правительства

Министр финансов Литвы Вилиус Шапока — один из главных «блокчейн-евангелистов» в правительстве страны, который остается активным сторонником концепции глобального регулирования крипто-индустрии.

Его позиция не беспочвенна, так как блокчейн-проекты в Литве активно работают. Согласно исследованию PriceWaterhouseCoopers, в первой половине 2018 года Литва стала одной из самых популярных стран для ICO по уровню сборов, пропустив вперед только оффшоры, США, Сингапур и соседнюю Эстонию.

«Мы полагаем, что в ближайшие годы крипто-индустрия будет мощно развиваться, и мы, как структура правительства Литвы, должны найти правильный баланс между инновациями и защитными мерами», — обозначил свою позицию чиновник в интервью изданию Bitnews Today.

Шапока — в какой-то степени лицо литовской бюрократии для блокчейн-компаний. Он активно комментирует в СМИ тему блокчейна, а в июне этого года Минфин выпустил сборник правил по проведению ICO. На его первой странице — фотография улыбающегося министра финансов, который как бы приглашает провести в Литве токенсейл. Хоть этот сборник и не нормативный документ, он четко демонстрирует «правовые рамки», которых крипто-проектам не хватает в других странах.

При этом в Литве пока нет отдельных законов, которые регулируют процедуры и операции с криптовалютами. Но в том же интервью для Bitnews Today Шапока заявил, что уже в следующем году Литва примет поправки в закон о борьбе с отмыванием денег, который введет конкретные требования по раскрытию данных пользователей крипто-обменников и кошельков, а также участников ICO.

Мировой «финтех-хаб»

Пожалуй, самый громкий финтех-проект в Литве — краудфандинговая площадка DESICO. Она позиционируется ни много ни мало как первая в мире платформа для проведения Security Token Offering (STO). То есть позволяет законно привлекать средства в обмен на токены, имеющие статус акций или инвестиционных контрактов.

DESICO подчеркивает, что действует полностью в легальном поле. У компании есть брокерская лицензия для вторичной торговли токенами, а также лицензия ЕС на выпуск электронных денег (EU EMI), которая позволяет осуществлять операции по обмену криптовалют на фиат и открывать международные банковские счета (IBAN) для проведения трансграничных платежей.

Как им это удалось? Проект получил поддержку на самом высоком уровне. На официальном сайте DESICO красуются логотипы сразу двух министерств Литвы — экономики и финансов. Вдобавок, проект уже стал членом ассоциации блокчейн-компаний Enterprise Ethereum Alliance.Правительству страны выгодно продвигать такую площадку, чтобы продемонстрировать привлекательность национального законодательства, в частности, закона о краудфандинге, в соответствии с которым DESICO и был основан. «Литве необходима прозрачная и регулируемая краудфандинговая платформа для того, чтобы стать будущим лидером финансовых технологий в Балтийско-Скандинавском регионе. У Литвы уже есть исключительное законодательное преимущество. Страна — первый член Европейского Союза, который регулирует ICO в легальном поле и принял закон о краудфандинге. И это в то время, когда другие страны ЕС, США, Канада и Китай только готовят правовую базу для ICO», — заявил Вилиус Шапока по случаю анонса платформы, назвав ее будущим «национальным финтех-хабом».

Однако наличие возможности международных платежей позволяет говорить о том, что услугами платформы смогут пользоваться как стартапы, так и инвесторы из разных стран. Кроме того, «белая» юридическая схема, дополненная господдержкой, привлечет и институциональных инвесторов.

Бета-тестирование платформы начнется во втором квартале 2019 года, а полноценный релиз намечен на 4-й квартал.

Регулятивная «песочница»

Важным союзником министерства финансов остается Банк Литвы. Так, в апреле этого года ЦБ посадил за круглый стол чиновников из разных ведомств и бизнесменов из крипто-индустрии и коммерческих банков для того, чтобы те, наконец, начали сотрудничать друг с другом. «Слепое отрицание, нежелание понять и работать с миром криптовалют ведут нас в никуда», — заявила тогда представитель Центробанка.

Вместе с тем именно Банк Литвы в октябре 2017 года обозначил «красную черту», в официальном разъяснении о статусе криптовалют запретив какие-либо операции с криптовалютами «традиционным» компаниям финансового сектора, например, банкам.

В январе 2018 года в Литве в тестовом режиме начал работать проект «регулятивной песочницы» Центрального банка под названием «LBChain». По сути, «песочница» позволяет протестировать финтех-продукт на соответствие законодательству под наблюдением финансового регулятора. Причем ЦБ осуществляет отбор компаний, которым будет дан доступ на платформу LBChain и к дополнительным консультациям по регулированию.

ЦБ старается «подкупить» финтех и другими льготами, например, сниженным сроком выдачи лицензии EMI и малым объемом первоначального капитала для выдачи лицензии на базовые банковские услуги.

Изгнание Bankera

Несмотря на усилия властей, не все блокчейн-компании в Литве могут похвастаться успешным опытом ведения бизнеса.

Одной жертвой не до конца четкого законодательства стал стартап Bankera. Осенью 2017 года он начал ICO, которое стало одним из самых успешных по объему сборов — больше $150 миллионов. Bankera работает над созданием «банка на блокчейне» с широким набором услуг, включая открытие стандартных банковских счетов, кредитование и даже инвестиционные инструменты, среди которых как традиционные индексные фонды, так и роботизированная торговля.

Компания продавала токены с обещанием дивидендов, но в феврале этого года, за пару недель до окончания ICO, Банк Литвы объявил о начале расследования в отношении Bankera. После проведенной проверки литовское юрлицо проекта, UAB Pervesk, и ее гендиректор были оштрафованы на €700,000 и €500,000 соответственно за то, что якобы неверно оценивали уровень риска своих клиентов, что нарушило закон о борьбе с отмыванием денег. В итоге Bankera была вынуждена уйти из Литвы.

Подписаться
на DeCenter в Telegram