Почему традиционный IT-сектор проигрывает криптовалютному бизнесу
28 марта газета The Oregonian опубликовала информацию о том, что американский технологический гигант Intel увольняет «сотни технических администраторов». Для IT-сектора, где каждый человек на счету, столь масштабные сокращения говорят о многом. Что происходит в мире классических IT, к чему приведет борьба за кадры, а также какую роль сыграют в этом блокчейн- и криптовалютная отрасль — разбирается DeCenter.
Машины полюбят криптовалюты
Intel массово увольняет технических специалистов. И это касается и США, где политика президента Дональда Трампа нацелена не только на удержание специалистов на предприятиях, но и на увеличение занятости. На фоне того, что по состоянию на 30 марта число поданных заявок на получение пособий по безработице в США оказалось на минимальном уровне с начала декабря 1969 года, на решение Intel стоит обратить внимание. С одной стороны, корпорация, конечно же, стремится сократить издержки и намерена передать часть функций на аутсорсинг, в Индию. С другой, часть функций будет автоматизирована: ведь сокращаемый персонал был занят прежде всего контролем работы различных машин, а не разработкой новых продуктов.
Какова роль криптовалют в данном вопросе? Они способствуют ускорению «вымывания» с рынка труда сотен миллионов рабочих мест в мировом масштабе. Как заметил партнер Morgan Creek Capital Энтони Помплиано, «причина того, что большинству людей очень непросто понять суть криптовалют и криптовалютной инфраструктуры (криптовалютных активов), заключается в том, что эти активы предназначены не для людей, они созданы для машин». Для любого роботизированного устройства, «посаженного» на блокчейн и «вскормленного» цифровыми активами, потенциал развития превращается в практические воплощаемые шаги.
Любопытно, но с Помплиано попытался поспорить представитель централизованной криптобиржи Binance, Чанпен Чжао, заявивший, что «люди, как и машины, могут использовать криптовалюты». Но действительно ли это так? Как отмечает один из разработчиков ПО для биткоина Ретт Крейгтон, глядя на творение Сатоши Накамото, IT-сектор приходит к пониманию, что «ничто не может сравниться по степени безопасности» с протоколом PoW для этой криптовалюты.
Автоматизация тождественна криптовалютам
По мнению Крейгтона, через 20 лет 90% мировой экономики будет управляться машинами, работа перестанет быть необходимостью, а участие в трудовой деятельности станет добровольным выбором человеком. Поэтому для большей части человечества криптовалюты потеряют смысл как средство финансовых транзакций, и они будут востребованы в коммуникациях между машинами и «крупными децентрализованными структурами».
Аналитик Алекс Крюгер согласен с Крейгтоном, однако делает вывод, что «нужно инвестировать в акции компаний, которые связаны с автоматизацией и роботизацией». При этом Помплиано подчеркивает, что «между понятиями “автоматизация” и “криптовалюты” нет разницы — они тождественны». Таким образом, инвестиции в автоматизацию — это и есть вложения в криптовалюты. Аналитик уверен, что в будущем «все акции, облигации, валюты и товары будут в формате цифровых активов».
Есть ли в таком будущем место для Intel? Корпорация одновременно с увольнением сотрудников предположительно готова создать «фабрику исследований» в Орегоне, однако, как верно замечает Крюгер, «это лишь вопрос времени, когда машинам не нужны будут кодеры». Ответами же на вопрос «где будут работать миллиарды людей в эпоху, когда роботы массово заменят практически любой труд человека, даже творческий», являются блокчейн- и криптовалютная отрасль. Цифровые активы действительно по своей структуре будут получать максимальную реализацию, будучи встроенными в работу роботов, оперирующих искусственным интеллектом, однако именно люди будут придавать им смысл. Так, 3 апреля глава Ripple Брэд Гарлингхаус отметил, что «без понимания того, для чего создается тот или иной токен, судьба большинства из них, возможно, в том, что 99% из них просто перестанут существовать, так как окажутся невостребованными».
Секрет успеха криптовалютного бизнеса
Нахождение баланса между тем, сколько вкладывает бизнес в инфраструктуру и тратит на персонал, будет самым лучшим образом определяться в блокчейн- и криптовалютной сфере — в этом убежден аналитик Крис Бурниске. Отсутствие перекосов в ту или иную сторону уже означает, что такой бизнес «обгоняет» IT-сектор по привлекательности для потенциальных сотрудников. Причем внутри криптовалютной индустрии наблюдается тенденция среди специалистов уходить от работы в компаниях, которые слишком копируют централизованный стиль работы классического бизнеса.
Именно этим можно объяснить, например, уход топ-менеджера Кристин Сандлер из американской криптобиржи Coinbase в проект Fidelity Digital Assets, в котором больше чувствуется дух децентрализации и желание начать торговать прежде всего не криптовалютными суррогатами в виде биткоин-ETF, а фьючерсами на биткоин, причем на условиях поставки, что не смогла в свое время предоставить биржа CBOE и в результате стала терять клиентов. Coinbase за последние полгода покинули еще два ключевых топ-менеджера — Адам Уайт и Хантер Мегарт, а Джонатан Келлер так и не приступил к работе. Попытка построить бизнес на централизованных принципах в сфере, которая «дышит» децентрализацией, обречена на провал: такие компании лишаются самого главного — ценных кадров. При этом переход из традиционных секторов экономики, в частности, IT, в мир криптовалют, уже стал тенденцией. Так, Том Нунан, который работал в IBM, Cisco и Endgame, в конце марта стал председателем Совета директоров платформы Bakkt.
Каким будет итог таких переходов? Традиционные IT-компании неминуемо проиграют в конкуренции за кадры. Сначала они уступят централизованному бизнесу, работающему с блокчейном и криптовалютами, однако потом и такие проекты, как, например, криптобиржи, уйдут в прошлое, оставив место лишь децентрализованным решениям. Ведь как замечает крипто-эксперт Андреас Антонопулос, Coinbase — это «просто банк», хоть и «дружественно настроенный к криптовалютам». Между тем сами децентрализованные криптовалюты представляют собой альтернативу банкам, а значит, что Coinbase в будущем перестанет существовать.
Это касается и многих других элементов мировой финансовой инфраструктуры. Неслучайно, что, пытаясь выжить (весьма тщетно, без перестройки на «децентрализованные рельсы»), такие организации нанимают блокчейн- и криптовалютных специалистов, и уже в ближайшее время стоит ожидать, что абсолютно каждая компания обзаведется такими кадрами. Так, социальная сеть Facebook увеличивает набор блокчейн-специалистов. При этом аудиторская компания PricewaterhouseCoopers лидирует по числу вакансий, связанных с работой с блокчейном, и за ней следуют Ernst&Young, Deloitte, IBM, Oracle, Accenture и даже JPMorgan.
Но стоит помнить, что многие из таких работодателей видят в новых финансовых технологиях не только возможности, но и конкуренцию со стороны тех компаний, которые выстраивают свой бизнес изначально на децентрализованной основе. Показателен в этом смысле пример JPMorgan, чей собственный цифровой актив JPM Coin позиционируется как замена биткоину, который руководитель банка, Джейми Даймон, как говорится, на дух не переносит. Но в том, что нужно «идти в цифру», уверены и в World Economic Forum, убеждая центральные банки мира как можно скорее заняться выпуском собственных криптомонет (CBDC).