Валидатор Minter: сеть готова к работе
Более полугода назад состоялся запуск тестовой сети Minter, которая направлена на создание индивидуальных монет и их интеграции в различные проекты. Блокчейн, работающий на движке Tendermint с использованием алгоритма консенсуса Delegated Proof-of-Stake (DPoS), уже нашел своих валидаторов, которые будут поддерживать сеть и формировать блоки с помощью мастернод. О поставленных целях, трудностях работы в Minter и вознаграждении за функционирование сети, DeCenter поговорил с Евгением Табурянским, создателем проекта StakeholderSpace, который одним из первых запустил валидатора в сети Minter.
Валидатор — кто это?
Алгоритм консенсуса DPoS подразумевает под собой голосующих участников и валидирующих участников — тех, кто держит мастерноды, хранит токены. Первая группа доверяет свои монеты второй, таким образом пользователи выбирают «ответственных» за формирование новых блоков. Делегированная система упрощает деятельность, в случае с Minter участник может переводить бипы — BIP, монеты проекта — и быстро покупать на них криптовалюту. А валидатор поддерживает сеть за регулярные награды. Простота внедрения и перспективное развитие Мinter привлекли it-специалиста и разработчика из Санкт-Петербурга Евгения Табурянского.
«О проекте узнал из социальных сетей. Проскочило сообщение о том, что Евгений Гордеев запускает свою сеть. Я заинтересовался ей, почитал материалы и посты. Идея Minter, на мой взгляд, очень интересная — проект полностью открыт, это замечательная история про OpenSource, поэтому мне не пришлось связываться с командой разработчиков и узнавать про технические составляющие — просто открыл блог на GitHub, ознакомился с написанием кода, попробовал сделать то же самое, и все получилось. После этого я продолжил мониторить обновления сети, появление новшеств, то, насколько эффективно и быстро продвигается проект, постоянно ознакамливаться с новой информацией», — воодушевленно рассказывает Табурянский.
Мастерноды от валидатора
Minter начал регулировать участие мастернод — серверов в децентрализованной сети, предназначенных для совершения уникальных функций: быстрых транзакций или приватных переводов, только по размеру стейка (собственного и делегированного). Как планируют разработчики, изначально в сети будут размещены 16 серверов, один из которых принадлежит Табурянскому. А затем каждый месяц будут добавляться по 4 новых. По итогу максимальное количество валидирующих нод составит 256. На старте будут отобраны самые профессиональные и амбициозные участники. Это увеличит конкуренцию и заставит усиленно работать над собственном проектом. Причем развернуть свои собственные ноды нетрудно даже в нескольких дата-центрах, таких как Google Clouds, Amazon Web Services и Digital Ocean.
«По образованию я it-специалист, поэтому я довольно быстро разобрался с системой. Разумеется, все дело заключается в компетенции программиста — для создания долгоиграющего проекта необходимы профессиональные навыки. Но, на мой взгляд, простую ноду сможет развернуть каждый, кто обладает базовыми знаниями и интересуется блокчейном. Запустить простую схему с исполняемым файлом легко. Хотя с точки зрения долгосрочных перспектив останутся сильнейшие, те, кто будет больше всего заинтересован в проекте. Сеть Minter ограничена количеством валидаторов, которые будут получать вознаграждения за свою деятельность. Если ты не получаешь вознаграждения, то интереса держать сеть не будет. Это факт. Надежные, заботящиеся о безопасности и одновременно информационно открытые (не скрывающие информацию о балансах, начислениях) валидаторы, будут вызывать доверие аудитории и иметь наибольший стейк», — предполагает Евгений и добавляет, что за внимание пользователей придется бороться.
Битва за делегаторов. Размер комиссии
Привлекать внимание новых участников в сеть с каждым днем становится все сложнее из-за того, что аудитория становится более опытной. Задача делегирующего пользователя будет заключаться в анализе списка мастернод и выборе самой профессиональной и активной, которой можно доверить свои монеты. Валидаторы разными путями стараются заинтересовать пользователей. Например, невысокий по рыночным меркам размер комиссии за совершенную работу — формирование блоков — может стать отличной мотивацией для входа. На данный момент сеть Евгения Табурянского установила плату в 10%, которая в скором времени станет ниже.
«В тестовой сети (мы находимся именно на этом этапе) комиссия валидатора может быть разной. Она ни на что не влияет, это простое баловство. Я не уверен, что в основной сети эта цифра сохранится. Скорее всего, комиссия будет меньше. Ведь есть объективная реальность. За свою работу я в праве требовать какие-то деньги, но они не должны быть большими. Я не жадный — 18%, 20%, 50% — такие громадные ставки убьют меня на конкурентном рынке. Конечно, можно поставить сильно завышенный процент, вероятно, найдутся такие люди, которые из-за неосведомленности или отсутствия лучшего предложения будут готовы делегировать. Но до тех пор, пока не появится конкурентный валидатор с адекватной комиссией. Я убежден, что надо взвешенно подходить к значению процента и выходить в mainnet с конкурентной комиссией за свои услуги. Кроме того, весь интерес заключается в привлечении внимания комьюнити — чем больше человек будут участвовать в проекте, тем популярнее станет сеть. Я заинтересован в долгосрочных партнерских отношениях с теми людьми, которые доверят мне свои монеты. На завышенной собственной выгоде сотрудничества не построишь», — уверен Табурянский.
Битва за делегаторов. Создание и продвижение сайта
Немаловажным аспектом с технической и коммуникационной точек зрения является сайт валидатора. Именно через него будет совершаться вся деятельность, которая касается делегирования монет. Для быстрого доступа необходим простой интерфейс и доступная конфигурация сайта. Страница в сети должна вызывать доверие у потенциальных делегаторов, которые захотят сотрудничать с конкретным валидатором.
«Я со своими друзьями-коллегами старался сделать максимально похожий сайт на основную страницу Minter, соблюсти цветовые решения, дизайн, чтобы все это создавало целостную картину у людей, которые будут приходить в, по сути, наше общее дело, щелкать по ссылкам и получать от этого удовольствие. Чтобы это не казалось чем-то разрозненным. В техническом плане до 7 августа не существовало какого-то сайта или интерфейса, где можно было бы потенциальному стейкхолдеру оценить скорость возврата вложений, не углубляясь в формулы, и в ответ на эту проблему мы предложили калькулятор. Как и не было понятной аналитики (сколько я делегировал, сколько мы вместе заработали и стоит ли мне дальше быть с этим валидатором?), на это мы первыми создали понятные страницы статистики для каждого нашего делегата и страницу с ключевой информацией о работе валидатора. Вам становится понятнее и легче», — рассказывает о новых возможностях сайта Евгений и отмечает, что таким образом была создана небольшая добавленная стоимость сети Minter, и это привлекло внимание комьюнити.
Продвижение с помощью регулярных постов в социальных сетях с призывом сотрудничать именно с этим валидатором — устаревший прием. Пользователи сами могут найти и заинтересоваться качественным продуктом, выбрать самый оптимальный для себя вариант. Без детально проработанного проекта делегаторы, которые настроены на долгосрочное сотрудничество, не будут доверять свою криптовалюту.
«На данный момент моя цель заключается в доработке и создании качественного продукта. Только потом буду думать о продвижении своего проекта. Я не уверен, что схема через постоянные посты в Twitter, Telegram и в других социальных сетях на данный момент очень актуальна. На мой взгляд, данное продвижение было на пике своей популярности в прошлом году, когда был бум ICO. Сейчас комьюнити стало более рассудительным, читает аналитику, мониторит информацию. Для продвижения сейчас эффективны тематические ресурсы, которые пишут о криптовалюте. Вероятно, даже наш разговор поможет потенциальным делегаторам Minter узнать обо мне и моих намерениях», — предполагает Табурянский.
Про заработок валидаторов
Владельцам будущих мастернод начисления за блоки в сети будут происходить первые 10 лет. Кроме награды от сети, можно получать еще и комиссию переводов. В итоге валидаторы получат почти 10 миллиардов BIP — монет проекта, или 98% от всей эмиссии. Награда за успешный блок будет стартовать с отметки 333 BIP и за 10 лет плавно опустится до 1 BIP. Рыночная стоимость одного бипа определится в ходе приватного сейла в конце октября, максимальная же цена составит — 100,000 BIP за 1 BTC.
«Заработок, несмотря на такие суммы, для меня уходит на второй план. Главное — воплотить идею в жизнь. Калькулятор при расчетах размера моих наград показывает какие-то фантастические цифры, в которые я порой отказываюсь верить, для меня они очень большие. Но здравый смысл и оценка бюджетов ICO проектов мне подсказывают, что в крипто-индустрии доходы с многочисленными нулями на конце — нормальная тенденция. В любом случае, я погружен в проект, воодушевлен им.
Разработка и модернизация сети занимает очень много времени: в прошлом месяце каждый день на проект я уделял минимум по шесть часов. Ведь ноды требуют внимания, тем более сейчас, на тест-стадии, без этого никак. Зато после упорного труда видишь позитивные комментарии и отзывы от комьюнити, которые побуждают на новую работу. Приятно это слушать и видеть, хочется делать больше и лучше, а вознаграждения — это лишь приятный бонус», — делится своими впечатлениями Табурянский.
О планах на будущее
В ходе airdrop монеты BIP сети Minter будут распределены среди пользователей, которые прошли простую процедуру KYC с подтвержденными номером телефона и электронной почтой. Всего участники получат 100 миллионов бипов, стоимостью под 1000 BTC. В процессе планируется вводить реферальную совместную программу с компаниями-партнерами, среди которых лучшие проекты и мировые бренды.
«Я стараюсь подстраиваться под roadmap и двигаться параллельно с командой Minter. Постоянно наблюдаю за действиями ребят, смотрю, что предлагают они. После появляющихся релизов тут же начинаю изучать их и думать, как можно использовать нововведения и что надо менять в архитектуре нашего валидатора и в интерфейсе сайта. Скорее всего, еще последуют некоторые изменения. Поэтому я и мои коллеги находимся в состоянии отслеживания новых тенденций от разработчиков Minter. Все основное, что хотелось сделать, уже готово. Осталась некоторая нераскрытая информация с разделами “часто задаваемые вопросы” — как раз сегодня с коллегами занимался этой рубрикой. Также нужно добавить информацию о команде, то есть осталось контентное наполнение, которое придает фактуру и вызывает доверие у нашей аудитории. С точки зрения функционала сайта уже вряд ли будет много изменений, хотя все возможно. Сейчас решается вопрос о том, какой процент будут составлять отчисления в фонд разработчиков, а какая часть уйдет на награждения за блоки. Это все влияет на расчеты, тот же самый калькулятор, который показывает примерную прибыль от делегированных монет. Функции вшиты в код, поэтому при изменении условий работы сети придется делать поправки. Что касается инфраструктуры, то в целом она готова и ждет стабильного релиза программной части мастерноды от команды Minter. На данный момент мы проводим подстройку и тестирование систем безопасности и мониторинга, чтобы к моменту запуска основной сети Minter быть на высоте. В любом случае, мы готовы ко всем нововведениям», — подробно рассказывает о своих планах валидатор сети Minter Евгений Табурянский.