Венчурное финансирование vs. ICO

Венчурное финансирование vs. ICO

Матвей Кривошеин, директор по маркетингу Forex Club Libertex, в рамках авторской колонки для DeCenter сопоставил механизмы привлечения инвестиций через венчурный фонд и ICO, а также привел реальные цифры по объемам инвестиций.

Венчурные фонды или ICO

Раньше для любого выходящего на рынок стартапа практически единственным вариантом получить финансирование было привлечение венчурного капитала. Теперь же с появлением технологии блокчейн у каждого нового проекта появился еще один вариант — поиск средств через ICO.

Венчур: медленно, безопасно и регламентированно

Венчурное финансирование — это высокорискованные инвестиции, которые привлекаются на достаточно долгий срок, в обмен на участие инвесторов (в основном, крупных институциональных) в капитале компании. Если говорить о европейском законодательстве, то венчурные фонды регулируются специальным документом, выпущенным Парламентом ЕС 17 апреля 2013 года (European Venture Capital (EuVECA) Funds Regulation). В США деятельность венчурных инвесторов регулируется правилом 506(с) в соответствии с положением «Д» (Rule 506(c) under Regulation D).

Если не вдаваться в особенности регулирования венчурного финансирования в отдельных странах, то можно отметить, что этот способ существует примерно с 60-х годов 20 века и его отличает высокая степень регулирования всех процедур. Такая ситуация имеет как свои плюсы, так и минусы.

Как плюс можно отметить тот факт, что помимо финансирования, стартап, привлекающий средства от венчурных фондов, получает еще ряд бонусов. Среди них консалтинг в области финансов и бухгалтерии, рекомендации по выстраиванию бизнес-процессов от серийных предпринимателей и так далее. В результате компания получает возможность использовать лучшие практики в сфере бизнеса. Это позволяет стартапам избежать ошибок, связанных с рутиной ведения бизнеса и сосредоточиться на создании и улучшении самого продукта, с которым стартап выходит на рынок.

Однако плюсы венчурного финансирования одновременно являются и минусами этого способа привлечения капитала. В первую очередь стоит отметить, что венчурные инвесторы — это опытные бизнесмены. Они требуют от стартапов очень подробный и реально выполнимый бизнес-план, в котором подробно расписаны все финансовые цели и пути их достижения. Далеко не все стартапы могут составить соответствующий документ на нужном уровне, что существенно ограничивает количество компаний, которым доступно венчурное финансирование.

Во-вторых, зарегулированность всех процедур предполагает, что компания, как правило, не может получить средства до того момента, пока она не выйдет на рынок капитала. Для компании это означает, что сначала инвесторы получат долю в капитале компании, и только потом у стартапа появится возможность использовать эти средства для своих нужд. Во многих случаях инвесторы получают контрольный пакет акций, оставляя учредителей только в качестве миноритарных акционеров.

В свою очередь, это значит, что инвестор может влиять на то, как компания функционирует, например, блокировать сделки, менять руководство и так далее. Это может приводить к конфликтам между инвесторами и основателями компании, так как инвесторы слишком активно пытаются вмешиваться в ее деятельность.

ICO: быстро, рискованно и нерегламентированно… пока

ICO же представляет собой гораздо более гибкий инструмент привлечения средств. Причина этого, в первую очередь, в том, что процесс поиска финансирования через этот механизм не имеет четких стандартов регулирования в глобальном масштабе. В отдельных странах (Германия, Канада, Эстония и так далее) ICO официально разрешены, в других (например, в Китае) — привлечение средств подобным образом находится под запретом. В ряде стран (Великобритания, Малайзия и так далее) ICO регулируется лишь частично. Отсутствие общих стандартов регулирования приводит к тому, что процесс привлечения средств через ICO различается в зависимости от той страны, где действует компания.

Говоря о плюсах ICO, для начала можно отметить возможность привлекать средства не только стартапам, имеющим «минимально жизнеспособный продукт» (minimum viable product, MVP), который можно показать крупным инвесторам, но и тем командам энтузиастов, которые просто имеют выдающиеся идеи, требующие средств для реализации. Для этого достаточно иметь подробный white paper. Его подготовка является довольно сложной задачей, однако требования к этому документу пока еще ниже, чем к бизнес-планам для венчурных инвесторов. Это позволяет использовать данный механизм более широкому спектру компаний и команд.

Кроме того, использование блокчейна помогает стартапам встраивать выпускаемые токены в свои проекты. Это дает возможность не только привлекать средства, но и формировать «экосистему» вокруг проекта, в которой отдельные действия инвесторов будут оплачиваться выпускаемыми токенами. В то же время не все бизнесы нуждаются в том, чтобы иметь собственный токен (если стартап находится в сфере, где нет необходимости в формировании распределенного реестра, например, доставка готовой еды), и этот фактор тоже может играть не в пользу ICO при выборе способа привлечения средств.

При использовании ICO основатели компании могут сохранить больше контроля над ней, так как первоначально ICO позволяет стартапам привлекать финансирование без каких-либо обязательств для участия инвесторов в управлении фирмой. Это позволяет основателям компании, с одной стороны, реализовывать свои идеи так, как они их видят, не оглядываясь на мнение инвесторов. Однако, с другой стороны, это может привести к злоупотреблению властью со стороны команды стартапа, вплоть до тех случаев, когда после привлечения средств основатели просто исчезают.

В то же время, в начале 2018 года, Виталик Бутерин предложил механизм DAICO, который дает инвесторам больше возможностей по управлению компанией. Он сочетает в себе отдельные плюсы ICO и венчурного финансирования. Первый положительный момент для инвесторов заключается в том, что они могут контролировать объем средств, к которому есть доступ у основателей компании. Это позволяет инвесторам принимать участие в процессе управления компанией, приближая его к стандартам, принятым в индустрии венчурного финансирования, и делая его более безопасным для инвесторов.

Учитывая то, что механизм DAICO был создан совсем недавно, ICO имеют не очень хорошую репутацию у инвесторов. Исследователи не раз заявляли, что значительная часть проектов ICO на рынке сегодня являются мошенническими. По оценкам некоторых компаний, количество подобных ICO достигает 80%. Высокая степень недоверия к ICO приводит к тому, что токены имеют очень высокий уровень волатитильности котировок. В результате инвесторы могут столкнуться с резким падением цены того или иного токена, что может привести к потерям средств.

«Ахиллес и черепаха»

Сравнивая объем венчурных сделок и ICO, стоит отметить, что пока объем рынка венчурного финансирования остается больше объема ICO. Так, в 2017 году объем венчурных сделок составил более $100 миллиардов (только за 2−4 кварталы 2017 года — больше $86 миллиардов), а объем ICO — всего $7 миллиардов. В то же время средний объем венчурной сделки в 2017 году составлял около $20 миллионов против $12 миллионов среднего объема ICO. В 2018 году оба рынка продолжают расти, и ICO постепенно догоняет венчурный рынок. Так, средний объем одного ICO уже достиг $25.5 миллиона.

Выбор между венчурным финансированием и привлечением средств через ICO зависит от многих факторов и, учитывая все плюсы и минусы, нельзя сказать, что тот или иной способ поиска финансирования является предпочтительным для стартапа. Все в любом случае зависит от тех факторов, которые имеет в активе команда проекта. Однако стоит признать, что на данный момент проведение ICO стало вполне достойной альтернативой поиску венчурного финансирования.


По вопросам размещения материалов в рамках авторской колонки, пожалуйста, пишите на np@decenter.org.

Подписаться
на DeCenter в Telegram